Слухи, что Леброн Джеймс по окончании карьеры баскетболиста прикупит клуб НБА ходят уже давно. Игровой век Джеймса становится короче, растет уверенность, что Леброн так и поступит. Уже сейчас его можно назвать миноритарным владельцем бейсбольных «Бостон Рэд Сокс» и футбольного «Ливерпуля», а в ближайшем будущем — и хоккейного клуба НХЛ «Питтсбург Пингвинз».
Fenway Sports Group, которая владеет всеми этими клубами и долю в которой Леброн не так давно преумножил, официально договорилась о приобретении «пингвинов» у нынешних владельцев — легенды питтсбургского клуба Марио Лемье и его компаньона Рона Беркла.
Информация об этом появилась на официальном сайте клуба, а все бумаги планируется оформить в течение ближайшего времени. И крупные перемены в руководстве влекут за собой неизбежные изменения. Попробуем задаться простыми вопросами.
Зачем Лемье продает клуб и что с ним будет дальше?
Лемье и Беркл искали потенциальных покупателей еще шесть лет назад, но их запросы были настолько высоки, что после рассмотрения нескольких предложений потенциальных покупателей дуэт бизнесменов решил взять паузу. Теперь можно говорить, что не зря. Глядя на то, как растут цены на клубы, а на горизонте появляются персонажи типа Стива Балмера, купившего «Клипперс» за 2 миллиарда, нет сомнений, что, продав «Пингвинз» сейчас, Лемье и Беркл выиграли.
Динамику цен можно легко проследить. В 2018-м Том Дандон купил «Каролину Харрикейнс» за 420 миллионов. Заход в НХЛ в этом сезоне обошёлся владельцам «Сиэтла» в 650 миллионов. Исключением можно считать 2019 год, когда Алекс Меруло купил самый слабый клуб НХЛ «Аризона Койотис» за бросовые 300 миллионов. Но «пингвины» и «койоты» — это разные полюса, поэтому куда более статусный клуб из Питтсбурга оценивается примерно в 850 миллионов.
НХЛ недавно подписала новый крупный ТВ-контракт с ESPN и Turner Sports, и 850 миллионов — это отличная цена как для продавцов, так и для покупателей. Даже с учетом того, что для одного из них продажа будет означать уход из клуба. Не сложно догадаться, что этим кем-то будет Беркл. Беркл — миллиардер, глава концерна Yucaipa Companies, занимающегося инвестициями и игрой на бирже.
Что касается Лемье, то его с «Пингвинс» не разлучит даже смерть. Он для клуба означает примерно то же, что Билл Рассел для «Бостон Селтикс» или Коби Брайант для «Лос-Анджелес Лейкерс». Лемье обязательно получит должность в правлении, поэтому формально или нет будет участвовать в дальнейшей судьбе клуба. Иного развития быть не может, в противном случае фаны не поймут новое руководство, а боссы Fenway Sports Group не настолько глупы, чтобы стартовать с PR-самоубийства.
Что значит покупка для FSG и нынешнего состава «Пингвинз»?
FSG осознают значимость традиций, что не мешает компании действовать в соответствии с нормами крупных корпораций, которые чтут хладнокровие, масштаб и выгоду.
FSG не стал держаться за Стивена Джеррарда, который с учетом выступлений за юношескую команду провёл в «Ливерпуле» 26 лет и хотел красиво закончить карьеру в родном клубе. Вместо этого полузащитнику намекнули, что продлять контракт с ним не будут и должность в офисе клуба ему в ближайшее время не светит. Поэтому карьеру Стиви Джи был вынужден заканчивать в Америке, выступая за «Лос-Анджелес Гэлакси».
С «Бостоном» та же история. В феврале 2020-го «Рэд Сокс» обменяли действующего MVP и любимца фанатов 27-летнего Муки Беттса в «Лос-Анджелес Доджерс». Во многом решение базировалось на истекающем через год контракте игрока: «Бостон» не хотел, чтобы игрок ушел бесплатно, и обменял его. Да, команда сохранила деньги, снизила показатели платежной ведомости, но получила негативный отклик от фанатов.
Говоря о «Питтсбурге», нам интересно, конечно же, будущее российского хоккеиста Евгения Малкина, которое сейчас выглядит примерно как нынешняя погода за окном. В этом сезоне Малкин еще не сыграл ни разу, только приступил к тренировкам с командой без контакта после операции на колене. Контракт 35-летнего россиянина истекает по окончании сезона 2022/2023.
Помимо него в команде еще есть 34-летний ветеран Крис Летанг, у которого вторая по величине зарплата после Сидни Кросби (7 250 000) и 29-летний Брайан Руст, как и Малкин, находящийся в списке травмированных. У обоих контракты заканчиваются одновременно с Малкиным, поэтому потенциально вокруг этой троицы можно спокойно строить обмен.
В сторону Кросби коситься не стоит — он преемник традиций Лемье, вдобавок его контракт истекает летом 2026-го. Так что условный вопрос «менять Кросби или Малкина» — если он вдруг возникнет — едва ли будет долго мучить новых владельцев «Питтсбурга».
Какую роль во всем этом играет Леброн Джеймс?
Для FSG Леброн больше, чем миноритарный владелец, он — амбассадор, о котором мечтают все корпорации мира. Его поддержку, протекцию и влияние внутри и за пределами мира спорта сложно переоценить. Поэтому FSG согласилось увеличить долю Джеймса в компании.
Для Джеймса партнерство с FSG — это очередная и немаловажная возможность возвеличиться над Майклом Джорданом.
Ведь говоря о наследии Его Воздушества, мы подразумеваем не только спорт, но также культурное влияние и бизнес. И вот в последнем аспекте Леброн вполне способен переплюнуть Майкла, чьи крупные проекты частенько терпели крах. У Джордана ничего не получилось с «Вашингтон Уизардс», создание собственной команды в мотоспорте обернулось фиаско, а «Шарлотт Хорнетс», находящиеся под патронажем Майкла уже долгие годы и сменившие за это время три названия, так и продолжают оставаться клубом третьего порядка.
В сравнении с этим причастность Леброна Джеймса к таким мировым брендам, как «Ливерпуль», «Бостон Рэд Сокс» и «Питтсбург Пингвинс» уже на уровне упоминания дает Королю солидную фору. А с учетом того, что роль Джеймса в FSG растет соразмерно количеству и статусу покупок, которые осуществляет корпорация, преимущество Джеймса будет только расти.