В Советском Союзе было развёрнуто немало производств велосипедов во многих республиках. И ассортимент, который они предлагали, был весьма широким. Причем настолько, что порой об одних моделях было известно по всему Союзу, а вот другие вообще мало кому были знакомы. Однако и эти образцы двухколёсного транспорта без мотора, несомненно, представляют интерес, ведь также являются символами ушедшей эпохи. Вашему вниманию «десятка» малоизвестных советских велосипедных брендов.
1.
«Аист»
Одна из самых известных марок велосипедов, которые выпускались на Минском мотовелозаводе (ММВЗ), основанном в 1947 году. Вплоть до 2007 года было продано более 55 миллионов велосипедов, вот только они далеко не сразу получили такое птичье название. Собственно, «Аистами» они стали только в восьмидесятых годах прошлого столетия. В отличие от многих других советских велобрендов, ММВЗ функционирует и сегодня под всё тем же названием – Aist, и может похвастаться не только количеством выпущенных экземпляров: по информации Novate.ru, именно на этих велосипедах в 2012 году белорусские спортсменки поставили олимпийский рекорд. В народе ещё при Союзе они также были довольно популярны за счёт простоты конструкции и эксплуатации, а также лёгкости в ремонте и обслуживании.
2.
«Орлёнок»
Ещё один знаменитый бренд Минского мотовелозавода, который ознаменовал новую веху в производственной практике предприятия в пятидесятые годы прошлого века. Ведь велосипед был предназначен для эксплуатации советскими школьников и подростков возрастом 7-14 лет. С 1952 года в результате некоторой переориентации ММВЗ выпуск велосипедов был перенесен на Шяуляйский велосипедно-моторный завод (ШВМЗ). Среди советских подростковых двухколёсных транспортных средств «Орлёнок» считался наиболее престижным и качественными — во многом потому, что отдельные его узлы были более долговечными, чем у других аналогичных моделей.
3.
«Ласточка»
Советское производство велосипедов учитывало гендерные особенности их владельцев. Поэтому и для детей выпускались модели отдельно для мальчиков и для девочек. И если вышеупомянутый «Орлёнок» предназначался именно для юношей, то девичья модификация имела не менее поэтичное название «Ласточка». Характерной особенностью этой модели была «ломаная», «женская» рама. А вот производство было более широким, чем у мужского аналога: «Ласточка» производилась не только на Минском и на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе, но и на конвейере Харьковского велосипедного завода.
4.
«Кама»
Этот велосипед производился на предприятии-долгожителе — «Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции» появился ещё до Великой Отечественной войны, в 1939 году. А непосредственно этот его бренд — уже в середине семидесятых годов прошлого столетия. Сфера использования у «Камы» была достаточно широкой: его эксплуатировали в городе и за городом, а также в туристических поездках. Велосипед был складной, поэтому его можно было брать с собой в машину или общественный транспорт. К слову, способность к разборке не влияла на долговечность и особенности конструкции модели — она была популярна как раз за счёт удобства эксплуатации и простоты обслуживания и ремонта. К тому же, «Кама» выпускалась для всех возрастов, поэтому их могли приобрести сразу для всей семьи.
5.
«Урал»
Другой довольно известный велосипед Пермского машиностроительного завода — это «Урал». При этом он и по конструкции, и по функционалу существенно отличался от «Камы» и, согласно данным из паспорта, представлял собой мужской велосипед повышенной прочности и проходимости. В комплект к нему также прилагались аптечка, ремонтный набор и насос. Отличался этот советский велосипед и долговечностью — фактическим сроком его службы называют несколько десятков лет. Конструкция модели была настолько удачной, что «Урал» стали производить и на других заводах, правда, уже с другими названиями.
6.
«Турист»
Ещё один довольно крупный советский производитель — Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского является настоящим долгожителем, ведь был основан ещё в 1923 году и функционирует по сей день. Именно на его мощностях производили легендарную модель «Украина». Ещё одним известным детищем ХВЗ был «Турист», который представлял собой целое семейство дорожно-туристических и спортивно-туристических велосипедов. Популярность среди советских граждан ему приносили его доступность, а также устойчивость к повреждениям при эксплуатации на пересечённой местности и на плохих дорогах.
Интересный факт: на волне космической гонки и полёта первого человека в космос «Турист» был переименован и получил новое название — «Спутник». Однако приблизительно в конце семидесятых годов прошлого века первоначальное наименование велосипеду вернули, под ним он продолжает выпускаться и сегодня.
7.
«Спутник»
Интересно, что в какой-то момент «Спутник» перестал быть лишь переименованным «Туристом» — его модификации имели уже некоторые изменении в конструкции в сравнении с предшественником — например, он получил алюминиевый руль. Поэтому, когда велосипеду вернули первоначально название, уже успел оформиться и модельный ряд с космическим названием, который окончательно закрыли только в восьмидесятых годах. «Спутники» производились как туристические велосипеды для широкой непрофессиональной аудитории.
8.
«Тахион»
В отличие от предыдущих моделей, данный велосипед был практически неведом рядовому советскому человеку. А всё потому, что «Тахион» — ещё один бренд Харьковского велосипедного завода — являлся не массовой моделью, а имел узкую направленность. Его производили как профессиональный шоссейный и трековый велосипед для спортсменов, именно на этом транспорте в период с 1981 по 1992 годы советские велосипедисты соревновались в том числе и на международном уровне. Сверхлёгкий велосипед, к слову, был баснословно дорогим — в какой-то момент его стоимость сравнилась с ценником на легковой автомобиль. Однако и статус у «Тахиона» был высоким: несмотря на то, что его давно не производят, он всё равно считается престижным спортивным велосипедом.
9.
«Москва-80»
Более популярным и ещё более редким в сравнении с «Тахионом» был легендарный советский трековый велосипед «Москва-80». Его название говорит само за себя — модель выпустили к Олимпиаде 1980 года малой серией всего в 52 экземплярах, причём в какой-то момент их стали изготовлять только по индивидуальным заказам. Конструирование и производство велось на базе Центрального конструкторско-технологического бюро велостроения.
Занимательный факт: бытует мнение, что в 1981 году именно на базе «Москвы-80» стали создавать и производить вышеупомянутые «Тахионы». Однако в реальности дело обстояло иначе: на первых этапах проектирования «Тахиона» действительно использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от олимпиадного велосипеда. Однако и рама, и большинство узлов в харьковской модели были оригинальными.
10.
«Школьник»
Ещё один велосипед для детей младшего и среднего школьного возраста, что видно даже из названия. Модель выпускалась на Горьковском велосипедном заводе, который входил в объединение ГАЗ. Годы производства велосипеда — с 1956 по 1996-й. Сам завод делал велосипеды с 1940-го. «Школьник» выпускался в двух модификациях — для мальчиков и для девочек. Однако был менее популярной моделью в сравнении с пермскими аналогами по нескольким причинам: так, у него были менее качественные некоторые узлы, отчего они быстрее выходили из строя. Кроме того, руль велосипеда был слишком высоким для детей маленького роста.
Источник: https://novate.ru/blogs/130122/61819/
Источник: zefirka.net