Авианосцы флота Великобритании стали во многом первопроходцами. В этом списке достижений Royal Navy и первый в мире заложенный авианосец Hermes, и корабль-революция Ark Royal. А первые авианосцы с бронированными ангарами и полётной палубой типа Illustrious и вовсе стали прообразом для всех последующих кораблей этого класса в Королевском флоте.
Авианосец HMS Implacable, 1947 год. Можно заметить, что крыши башен универсальной артиллерии расположены на одном уровне с полётной палубой. Их можно было использовать как часть палубы для размещения техники. Подобным образом они были сделаны и на последующих авианосцах
После завершения Второй мировой войны палубная авиация совершила качественный рывок — наступила эпоха реактивных самолётов, к которой авианосцы Его Величества были не готовы. Эту проблему решили авианосцы типа Audacious — крупнейшие корабли ВМФ Великобритании, не считая новейший тип Queen Elizabeth. Однако их путь к величию был весьма тернист.
Эволюция английских авианосцев
Опыт первых лет войны указал британскому Адмиралтейству на острую необходимость обновления авианосного парка. Для развития своих авианосцев британцы пошли самым очевидным и логичным путём — они решили увеличивать размеры кораблей. Потому неудивительно, что в эволюции английских авианосцев прослеживается тенденция «больше, тяжелее и мощнее».
При создании авианосцев типа Implacable — дальнейшим развитием типа Illustrious — были устранены недостатки предшественника, такие как малочисленность авиагруппы и небольшая скорость хода. Кроме того, эти корабли несли более мощное вооружение и новые самолёты. Их строительство началось в 1939 году и было вскоре заморожено. Авианосцы вошли в состав флота лишь спустя пять лет, не успев принять участие в ключевых сражениях Второй мировой.
Следующим этапом развития английских ударных авианосцев должен был стать тип Audacious. Киль головного корабля заложили в 1942 году, второго, HMS Irresistible, — в следующем году, третьего — ещё спустя год. Ввиду увеличенных в полтора раза размеров они теоретически могли вместить до 90 самолётов.
Внешний вид авианосца HMS Eagle (R05) на 1951 год и его герб. Это пятнадцатый корабль, получивший такое имя. Моряки прозвали авианосец «Большой И» (The Big E)
Однако приоритеты сместились в сторону эскортных кораблей — крейсеров и эсминцев, и поэтому темпы строительства были крайне низкими. На фоне послевоенного кризиса и снижения финансирования строительство третьего авианосца отменили, а его название «одолжил» первый корабль. Головной корабль серии Eagle («Игл») спустили на воду в марте 1946 года, его благословила принцесса Елизавета. Он вступил в строй в октябре 1951 года с характерными для авианосцев тех лет прямой полётной палубой и гидравлическими катапультами.
Второй корабль этого типа, получивший необычайно дорогое для Королевского флота имя Ark Royal («Арк Ройял»), сошёл со стапелей в 1950 году, но вошёл в состав флота лишь спустя пять лет.
Авианосец HMS Ark Royal (R09). Получил прозвище «Могучий ковчег» (The Mighty Ark) и имел собственный девиз «Желание не даёт покоя» (Desire Does Not Rest)
Реактивная революция
Имеющиеся и строящиеся авианосцы не были приспособлены к тяжёлым и крупным реактивным самолётам. Скорости возросли в разы, а вместе с этим выросла аварийность взлёта и посадки. Требовалось не только увеличить вместимость ангаров, но и разработать более мощные тормозные устройства и катапульты, а также системы посадки.
Проблему высокой аварийности решили именно британцы, совершив ещё одну революцию. Слабые гидравлические катапульты сменились мощными паровыми, на авианосцах появились оптические системы посадки и угловая полётная палуба.
Авианосец HMS Eagle после переоборудования. Благодаря установке частично угловой палубы, самолёты могли парковаться вне зоны посадки. Ранее часть техники размещалась в носовой части палубы прямо на пути взлёта и посадки, что не позволяло пилоту зайти на второй круг
Именно из-за установки и отладки всех технических новинок флаг на Ark Royal подняли спустя аж двенадцать лет с момента закладки. Eagle, введённый в строй на три года раньше, требовал обновления. В ходе годичной модернизации, начатой в 1954 году, он также получил частично угловую полётную палубу, зеркальную посадочную систему и новые мощные катапульты.
Таким образом, уже к 1955 году Королевский флот имел на вооружении два тяжёлых авианосца, полностью пригодных для работы с реактивными самолётами.
Авианосцы старой эпохи
Несмотря на то, что за основу авианосцев был взят тип Implacable, внешне они мало походили на предшественников. Их длина возросла на 14 метров (до 250 м), ширина увеличилась почти вдвое, до 52 м. При этом водоизмещение стало рекордным — показатель Eagle при полной нагрузке достигал 47 000 тонн. Экипаж авианосцев насчитывал свыше 2 700 человек.
Как и на предыдущих британских авианосцах, броня защищала ангары, цитадель и другие ключевые узлы. Борт имел 102-мм бронепояс, который выше к ангарам утончался до 25 мм. Горизонтальная защита состояла из самой полётной палубы и ангаров. Толщина брони взлётной палубы варьировалась от 25 до 102 мм, ангарной палубы — от 25 до 51 мм. По расчётам противоторпедная защита предположительно могла выдержать взрыв боевой части торпеды весом до 900 кг.
Авианосец HMS Ark Royal (после переоборудования отчётливо видна угловая полётная палуба) в разрезе от полётной до нижней ангарной палубы. Можно заметить ангары, шахты подъемников, дымоходы. В кормовой части позади ангаров видны каюты членов экипажа
В качестве энергетической установки выступала четырёхвальная система мощностью 152 000 лошадиных сил, которая по силе не превосходила силовую установку предшественников. Из-за возросших размеров скорость хода стала ниже на узел — примерно 30,5 узлов. На экономичном ходу (для Eagle — 18 узлов) дальность плавания не превышала 7 000 морских миль.
Вооружение Eagle и Ark Royal также уступало предыдущим авианосцам. Состав крупнокалиберной артиллерии, представленной шестнадцатью 114-мм универсальными орудиями, был идентичен. ПВО обеспечивали 40-мм орудия «Бофорс» в количестве 52-61 штук. Однако на авианосцах типа Implacable помимо сорока орудий «Бофорс» имелись также шестьдесят 20-мм установок «Эрликон».
Взлёт Douglas AD Skyraider с авианосца HMS Eagle. Несмотря на архаичность в эпоху реактивных самолётов, он снискал любовь среди пилотов и получил прозвище «Умный пёс» (Able Dog от «AD»)
При вступлении в строй ангары авианосцев вмещали до 60 самолётов. К 1956 году их авиагруппа включала ударные самолёты Wyvern, штурмовики A-1 Skyraider, реактивные всепогодные истребители-бомбардирощики Sea Venom и реактивные дневные истребители Sea Hawk. Кроме того, на Eagle появился первый эскадрон новых противолодочных самолётов Fairey Gannet.
В роли догоняющего
Казалось, что еще долгие годы эти корабли будут среди самых мощных в своем классе. Однако бурное развитие палубной авиации, в том числе реактивной, опрокинуло все прогнозы начала 1950-х годов — даже подобных размеров авианосцы уже не могли полноценно обслуживать самые современные самолёты.
Оптическая система посадки (MLA) на австралийском авианосце HMAS Melbourne. Подобные светотехнические системы наведения устанавливались и на британские авианосцы HMS Eagle и HMS Ark Royal
Потому в 1959 году Eagle отправился на модернизацию, которая растянулась на 4,5 года. Теперь его полётная палуба имела угол в 8,5 градусов, тогда как частичная — лишь в 5,5 градусов. Корабль оснастили новыми паровыми катапультами и новейшими системами управления и контроля — Eagle стал самым совершенным авианосцем в мире в плане наведения перехватчиков. Некоторые 40-мм «Бофорсы» заменили первыми в мире серийными зенитно-ракетными комплексами ближней зоны поражения, известными как Sea Cat. Общая стоимость ремонта и переоборудования превысила 30 миллионов фунтов стерлингов.
В результате капитальной модернизации полное водоизмещение корабля возросло до астрономических 55 000 тонн! Он мог эксплуатировать реактивные штурмовики Buccaneer S.2 и Scimitar, а также истребители Sea Vixen. Правда, из-за отсутствия реактивных дефлекторов Eagle не мог обслуживать новейшие сверхзвуковые перехватчики F-4 Phantom II.
Многоцелевой истребитель de Havilland Sea Vixen FAW.2 на борту HMS Eagle со сложенными крыльями. Пролив Ла-Манш, 1969 год
После Eagle место в доке занял Ark Royal. Помимо вышеперечисленных новинок, он получил те самые реактивные дефлекторы, тормозные механизмы и новую электросистему. Теперь корабль мог успешно работать с тяжёлыми F-4 Phantom и Buccaneer S.2. А благодаря уникальному для английских авианесущих кораблей трёхкоординантому радару контроля посадки «Арк Ройял» мог принимать самолёты даже ночью.
Штурмовики Blackburn Buccaneer S.1 на фоне HMS Eagle, примерно 1964-1966 года
Последние почести
Несмотря на масштабы модернизации, гонку с авиацией Eagle и Ark Royal проиграли. Размеры новых самолётов росли вместе со сложностью их эксплуатации. По этой причине вместимость крупнейших на тот момент авианосцев Великобритании существенно сократилась — численность авиагруппы к середине 70-х годов упала ниже 40 машин. В то же время количество самолётов на американских авианосцах типа Midway никогда не падало ниже 65.
Работа форсированных двигателей при взлёте McDonnell Douglas F-4K Phantom FG.1 с борта авианосца USS Independence (CVA-62). Без дефлекторов (газоотбойников) реактивная струя при большом угле наклона самолёта способна деформировать полётную палубу и повредить катапульты
Благодаря переоборудованию срок их эксплуатации увеличился, хоть и незначительно — примерно на 5-10 лет. За свою карьеру они участвовали во многих учениях и в ряде боевых операций: боевое крещение Eagle случилось во время Суэцкого кризиса, а первым боевым заданием Ark Royal стала морская блокада Родезии.
В феврале 1970 года британцы подсчитали, что переоборудование Eagle для обслуживания самолётов F-4 Phantom обойдётся ещё в 25-30 миллионов фунтов стерлингов. С учётом средств, необходимых для эксплуатации самого авианосца, это делало корабль неоправданно дорогим. Всем стало ясно, что его дни сочтены.
Самолёт Fairey Gannet модификации AEW.3 пролетает над HMS Eagle, начало 1970-х годов. На палубе видны ударные Blackburn Buccaneer S.2 и поисково-спасательный вертолёт Westland Wessex
В январе 1972 года после двадцати лет активной службы Eagle отправился в резерв и служил источником запчастей для Ark Royal. Спустя шесть лет крупнейший авианосец Королевского флота последний раз вышел в море.
Авианосец HMS Ark Royal (слева) и американский авианосец USS Nimitz в Норфолке, штат Вирджиния, во время своего последнего развёртывания в 1978 году. Хорошо видно смещение полётной палубы USS Nimitz на 9 градусов
Ark Royal прослужил своей стране 24 года, половину из которых стоял в доке: за время своего 12-летнего строительства большая часть оборудования успела устареть, и авианосец постоянно испытывал проблемы с системами и механическими поломками. Он пережил собрата на восемь лет — в 1979 году Ark Royal прибыл на место разборки, где от Eagle уже осталась лишь нижняя часть корпуса.
В 1983 году бывшие члены экипажа Ark Royal отправились на пристань, чтобы отдать последние почести своему кораблю. Картина разобранного и разрезанного авианосца довела некоторых до слёз.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире