Обычно для туристов это лишь транзитный пункт, развилка на пути в Паттайю ибо Пхукет, хотя и с обязательной остановкой на день-два. Однако Бангкок стоит того, чтобы прилететь сюда специально.
Обычно для туристов это лишь транзитный пункт, развилка на пути в Паттайю ибо Пхукет, хотя и с обязательной остановкой на день-два. Однако Бангкок стоит того, чтобы прилететь сюда специально.
Самый великоречивый тамада на грузинской свадьбе «отдыхает», когда звучит официальное название столицы Таиланда: Восхитительная Королевская Столица, Славная Непобедимая Земля, Несравненный Клад Божественных Драгоценностей, Мир Величия и Почитания, Усыпанная Жемчугами, Верховное Королевское ложе и Великий Дворец, Божественный Приют и Убежище Духа Перевоплощения… И самое забавное, что все в этом вошедшем в Книгу Гиннесса названии – абсолютная правда.
В упрощенной же версии Бангкок – это Крунг Теп, «Город Ангелов», и ее я тоже с радостью принимаю, хотя не очень понятно, почему у сугубо буддистской нации превознесены христианские персонажи, а не более уместные дэвы. Но туристу это все не так важно, потому что тайцы – самый улыбчивый и доброжелательный народ в мире, а их столица – это как рюмка коньяка для оптимиста и пессимиста – для одного наполовину полная, для другого — наполовину пустая: кому-то здесь пыльно и душно, и на дорогах – сплошная пробка, толкотня и окись углерода, а по мне – так это самый восхитительный город во всей Юго-Восточной Азии с теплой душой и гостеприимной аурой, отчаянными моторикшами тук-туками и собственным экзотическим шармом. Таиланд, в отличие от своих соседей, никогда не был колонией и потому сохранил огромные культурно-исторические богатства, а Бангкок – тому самое яркое подтверждение.
«Тигры» Юго-Восточной Азии давно уже вызывают изумление европейцев и американцев невероятным прыжком из недавно племенного сообщества в футуристический мир небоскребов. Я не был в Бангкоке тринадцать лет и рассчитывал прилететь в запомнившийся мне великолепный, огромный и в тоже время очень уютный аэропорт. Но уже из окна самолета понял, что что-то не так – построили новый, взятый из космических сериалов, с трубами наружу, как у Центра Помпиду в Париже. От аэропорта — широченный хайвей до самого центра города, а параллельно — приподнятая над землей линия монорельса. Такие хайвеи пересекают теперь над старыми крышами весь город, и когда несешься по одному, слева и справа видишь два других. Для москвича, десятилетиями лишенного возможности проехать в Шереметьево через Химки, это выглядит укором и неразрешимой загадкой – как столица бедной страны, в которой не бьют фонтаном нефть и газ, и где муниципальный строитель не носит часы за миллион долларов, планирует на ближайшие десять лет построить, не считая хайвеев, 550 (!!!) км линий метрополитена и монорельса?
Центров притяжения в Бангкоке, не считая огромных торговых центров, множество, но есть три, которые миновать никак нельзя. Это, прежде всего, Королевский дворец с Храмом Изумрудного Будды, а также река Чао Прайа и плавучий рынок.
Дворец окружен огромным храмовым комплексом, в котором оказываешься в калейдоскопе золотых куполов и шпилей. Самый важный в этом живописнейшем конгломерате — Храм Изумрудного Будды, построенный в 1784 году для хранения главной святыни страны – семидесятипятисантиметровой фигуры, вырезанной, конечно, не из изумруда, а из похожего камня, который называют то нефритом, то зеленой яшмой. В этот храм не пускают с фотоаппаратом, а потому на этот раз я припас для Изумрудного Будды мощный телевик и снял со двора через окно. Замечу при этом, что Таиланд для фотографа – одна из самых лояльных стран на Земле. Снимать можно практически в каждом храме, но, понятно, что в ответ от вас ждут должного такта и деликатности – не надо назойливо лезть к монахам с фотокамерой или вмешиваться в храмовые церемонии. Как и отвлекать их от мыслей о возвышенном откровенными топами.
Река Чао Прайя вместе с каналами-клонгами – одна из главных достопримечательностей Бангкока. Прокатиться по реке на трамвайчике можно и после экскурсии по Королевскому дворцу – главная городская пристань находится поблизости. Но правильнее сделать это вечером, на одном из трех флагманов туристической флотилии – двухпалубной «Принцессе», совместив экскурсию с отличным ужином на борту. За два часа мимо вас проплывут в неожиданных ракурсах и высотные отели на берегу, и дворцовый комплекс, и самый красивый храм-пагода Ват Арун, и супер-мосты.
Раньше один из клонгов в центре города сворачивал в «тайскую Венецию» – обширную систему каналов, ведущих в знаменитому плавучему рынку. Теперь этот рынок закрыт, и меня отвезли за 80 км к другому, название которого я не решаюсь дать в русской версии, а потому привожу как есть – DAMNOENSADUAK.
Здешняя «гондола» – нарядный быстроходный челн с лихо загнутым вверх носом и мощным мотором-хвостом. Рулевой с места лихо двинул нашу посудину в узкую протоку клонга. Берега очень низкие – практически вровень с водой, и волна от нашего суденышка пробегает по траве несколько метров, достигая плавучие домики жителей и колыша привязанные к крыльцу лодки. По берегам, в легких ветхих деревянных домиках на сваях, идет своя жизнь. И плавучий базар – неотделимая и важнейшая часть этой речной жизни. Отдельные лодки, с которых торгуют кокосами, другими фруктами и овощами, сувенирами, перехватывая туристов, встречались на всем пути, а вот, наконец, и главный рынок с причалом. Тут уже можно купить все: от горячей тайской пищи и сладостей до гигантского живого попугая. Над каналами висят горбатые мостики, с них удобно фотографировать проплывающих внизу коробейников. Особенно колоритны пожилые тайки, гребущие на своих каноэ с колена одним веслом. На берегу – лавки, кафе, развлекательные заведения с фокусниками и заклинателями змей. Здесь забываешь, что тебя уже ждет супер-хайвей, чтобы над старыми крышами пронести в аэропорт, ведь Бангкок — это только ворота в Таиланд.
Алекс Миловский
Фото автора