Российские гроссмейстеры не имеют больших проблем с участием в международных турнирах: под флагом Международной федерации шахмат (ФИДЕ) они выступают на Кубке мира и борются за чемпионскую корону. Некоторые же уезжают, меняя спортивное гражданство и тоже спокойно продолжают заниматься любимым делом.
В советское время, однако, подобный поступок расценивался как предательство. Яркий тому пример — побег в Европу великого гроссмейстера Виктора Корчного.
Невыездной чемпион
Корчной в составе сборной СССР шесть раз становился победителем шахматной олимпиады. Однако выступить под флагом родной страны в матчах за звание чемпиона мира гроссмейстеру так и не посчастливилось. За корону он дважды бился уже в статусе эмигранта.
Виктор Корчной / Фото: © Franck Seguin / Contributor / Corbis Sport / Gettyimages.ru
По словам шахматиста, ему предлагали не возвращаться в Советский Союз ещё в середине 1960-х, после одного из европейских турниров. В тот момент Корчной отказался от такой возможности. После этого он побеждал на соревнованиях в составе сборной, выигрывал чемпионат СССР. Но чтобы побиться за шахматную корону, нужно было победить на турнире претендентов. А талантливых шахматистов в Союзе хватало и без того.
В 1968 году Корчной на турнире претендентов дошёл до финала, где уступил будущему чемпиону мира Борису Спасскому. В 1971 году гроссмейстер не добрался до финала, проиграв в полуфинале Тиграну Петросяну. В 1973 году он великолепно выступил на турнире в Ленинграде, поделив первую строчку с Анатолием Карповым. Через год на турнире претендентов гроссмейстер разобрался в четвертьфинале с бразильцем Энрике Мекингом, а в полуфинале его ждал бывший чемпион мира Петросян, который тоже в итоге оказался повержен. Впереди был финал, после которого неоднократный чемпион страны стал невыездным.
Роковой матч
Если ориентироваться на слова Корчного, то понять его обиду на страну несложно. Виктору Львовичу, как он считал сам, просто не давали возможности реализовать себя в шахматах, строили всевозможные козни — причём не только партийные функционеры, но и коллеги-шахматисты.
Петросян, к примеру, на турнире претендентов тряс ногой под столом, мешая Корчному сосредоточиться. Гроссмейстер был уверен, что соперник намеренно выводил его из равновесия. Закончилось всё тем, что Виктор Львович пнул оппонента под столом. Шахматист Юрий Авербах рассказывал, что Корчной также оскорбил Петросяна, «задев национальные чувства». Армянский гроссмейстер тогда прекратил матч «по состоянию здоровья», но в финале Корчного ждал более опасный соперник. Шахматист был уверен: в случае победы над Карповым его ждет жестокая расправа.
— Было договорено советскими (органами), что если я выиграю матч, то буду убит. По-видимому, Бог пожелал, чтобы я еще десятки лет поиграл в шахматы — вместо того, чтобы быть убитым после выигрыша матча, — рассказывал Корчной спустя десятилетия, в интервью «РИА Новости».
Анатолий Карпов и Виктор Корчной / Фото: © РИА Новости / Дмитрий Донской
Возможно, всему виной была впечатлительность Корчного. Однако зачастую мир — это то, во что мы верим. Поэтому неудивительно, что у спортсмена появилось желание покинуть родину.
Наказание за побег
После матча с Карповым Корчной дал интервью иностранной прессе, где намекнул, что в победе его соперника были заинтересованы влиятельные лица. После подобного неосторожного высказывания гроссмейстера наказали публичным осуждением и сделали невыездным. Правда, ненадолго: уже через два года Виктору Львовичу разрешили отправиться на заграничный турнир.
Выезд за рубеж стал возможным, благодаря ходатайству со стороны Карпова. В 1976 году Корчной оказался на международных соревнованиях в Нидерландах, после которых в страну уже решил не возвращаться. Гроссмейстер прибыл в полицейский участок и попросил политического убежища. Голландцы в итоге дали только вид на жительство, но принять беглеца была готова Швейцария. Если в 1978 году за шахматную корону Корчной боролся под флагом ФИДЕ, то уже через три года выступал под знамёнами приютившей его страны.
Виктор Корчной (в центре) / Фото: © РИА Новости / Дмитрий Донской
Увы, стать чемпионом мира Корчной так и не сумел. Не получилось и блеснуть в составе сборной Швейцарии на шахматных олимпиадах. Зато побег самым негативным образом сказался на семье шахматиста, которая тут же стала невыездной. Сына и вовсе отчислили из университета, попытались призвать в армию, а за уклонение от призыва даже посадили в тюрьму. Формально поступок отца не при чем, но все, разумеется, всё понимали.
Спустя время, родственники сумели воссоединиться. Во время перестройки гроссмейстера даже восстановили в гражданстве СССР, а в постсоветский период он смело приезжал в Россию.