Запрет на использование фтора в лыжных видах спорта, который вступил в силу с этого сезона, поверг скандинавских спортсменов в шок.
Случай с горнолыжницей Мовинкель стал триггером для лучших атлетов лыжной сборной. Даже всегда спокойный Йоханнес Клебо не отрицает, что норвежская команда рискует быть пойманной на запрещённых смазочных веществах.
Лидеры мировых лыж заранее оправдываются за то, в чем их еще не обвинили.
Подстава для Мовинкель
Искрой, которая разожгла огонь в стане норвежских чемпионов, стал случай с лучшей горнолыжницей страны Ранхильд Мовинкель на первом этапе Кубка мира в Зельдене. Норвежку дисквалифицировали сразу после первого спуска, после чего была озвучена убийственная в новых реалиях причина — норма содержания фтора на покрытии лыж была превышена многократно.
Рагнхильд Мовинкель / Фото: © Christian Pfander/Freshfocus / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Слезы девушки, облетевшие все профильные медиа, отозвались болью в сердцах соотечественников. Хотя позднее всю вину на себя взяла фирма-производитель экипировки, легче от этого не стало никому.
— Нам удалось выяснить, что смазка не содержала запрещённого фтора. Виной всему была пробка для обработки скользящей поверхности, — заявил рейс-директор поставщика лыж Зальцгебер.
Таинственности в это дело добавил тот факт, что у спортсменки был личный норвежский сервисер, который прошел технический контроль FIS за два дня до соревнований. И тогда с лыжами было всё в порядке. Масла в огонь подлили и финские специалисты, которые заявили, что им не удалось пройти проверку на аппарате даже с лыжами, которые вовсе не обрабатывались смазкой.
Подобные примеры только усиливают опасения норвежцев насчет того, как в действительности будут работать новые правила на Кубке мира по лыжным гонкам.
Незащищенный Клебо
Накануне открытия норвежского сезона в Бейтостолене своими переживаниями поделились триумфаторы чемпионата мира в Планице-2023 Йоханнес Клебо и Симен Крюгер:
— Признаюсь, я нервничал, когда увидел историю с Мовинкель. Я думаю, что это будет что-то вроде лотереи. Может случиться так, что лыжники пострадают безо всякой вины, — стелет заранее соломку Крюгер.
Но если Симен является частью сборной и имеет доступ к аппаратам для проверки фтора, которые закупила национальная федерация, то с Клебо ситуация более щепетильная. Норвежец доступа к инфраструктуре организации не имел после того, как перестал быть частью команды. И даже сейчас разговоры о подписании соглашения о представительстве в рамках Кубка мира не до конца проясняют, дадут ли Клебо опцию тестировать свои лыжи заранее.
Йоханнес Клебо во время тренировки / Фото: © Nils Petter Nilsson / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Все это пугает «короля спринта».
— Это будет новая эра. Вы видели, насколько беззащитной была Ранхильд Мовинкель. Я не думаю, что это будет в последний раз, — опасается Клебо.
Теперь лыжники волнуются не только за работу сервис-бригады, но и за то, удалось ли избавиться от следов использования фтора в прошлом. Новый запрет означает, что все лыжи, смазочное оборудование и сумки для лыж необходимо тщательно очистить, чтобы смыть старый фтор.
— Насколько я понимаю, на тест может повлиять использование даже лыжных ремней, которые ранее были на лыжах, на которых был фтор. Это будет непредсказуемо, — говорит Клебо.
Ситуация, при которой ты не можешь контролировать происходящее, вселяет страх и в Стейна Снесруда, координатора по вопросам борьбы с фтором в Норвежской лыжной ассоциации.
— Это что-то новое. Учитывая дело Мовинкель, мы можем облажаться. Хотя мы чувствуем себя уверенно в своей работе по очистке лыж и снаряжения. Мы постарались устранить все потенциальные источники ошибок, но видим, что гарантий нет, — говорит Снесруд.
Такая активная информационная кампания, которую развернули норвежские медиа и их лучшие спортсмены, выглядит как подготовительная работа. Кажется, скандинавы лучше других знают, что накопленный годами фтор на их лыжах сразу смыть не получится. Поэтому Клебо и партнеры уже сейчас начали оправдываться за то, в чем их пока не уличили.