Фото: alamy.com
Сдал ЕГЭ на 40 баллов и никуда не поступил. Сдал средне, пошел не в тот вуз, в который хотел, а потом отчислился и решил попробовать еще раз. Как готовиться и что делать, если опять ничего не получится? «Правмир» поговорил с ребятами, которые пересдавали ЕГЭ.
«Было страшно, что история опять повторится»
Алина Буторина, Мурманск, выпустилась из школы в 2022-м:
— Я собиралась поступать в Первый медицинский в Москве. Соответственно, сдавать надо было химию, биологию и обязательные русский с математикой. Я нашла онлайн-курсы и стала заниматься.
Первое полугодие вышло не особо продуктивным. Готовилась я в основном к биологии, за остальные экзамены взялась после Нового года. В школе я успевала хорошо учиться (окончила ее с двумя четверками), но ходила туда, потому что контролировали родители. Времени из-за этого не хватало, и я добирала его за счет сна.
Спала я правда мало, во втором полугодии могла и по 3–4 часа. Рекорд — поспала минут 45 и пошла на учебу. Но тогда я долго готовилась к контрольной по физике, которая была мне вообще ни к чему.
Из-за того, что не хватало сна, я выгорела и в апреле почти все забросила. В мае села закрывать пробелы.
Я так устала, что не было сил ни плакать, ни переживать.
Меня больше волновало поступление, а не сами экзамены. С медицинскими вузами тяжело: там мало бюджетных мест, а ты практически до конца приемной кампании не знаешь, получится ли у тебя пройти. Но в мае оставались надежды.
На русский я потратила меньше всего усилий. Это единственный экзамен, где мне немного повезло, плюс я грамотно пишу. Химию штудировала много. В мае были дни, когда я по 10 часов сидела только за этим предметом. Но здесь важный момент — не обманывать себя и отдавать отчет в том, что вы действительно готовитесь, а не сидите в телефоне или просто смотрите в одну точку. Одно время я занималась самообманом. Казалось, что просидела 5 часов, а на самом деле ничего не сделала.
Биология, наверное, самый сложный ЕГЭ после профильной математики, по ней самый низкий средний балл. Я тратила на нее много времени, а результата не было никакого — застряла на 70 баллах. Это меня угнетало, и я перестала заниматься. А главная ошибка была такая: ты прочитал конспект и думаешь, что все запомнил. Но это не равно тому, что ты прочитал, закрыл, пересказал себе и перепроверил свои ошибки.
За курс и долги по биологии я взялась только в июне после двух экзаменов. Были еще итоговые занятия, но они длились по 8–10 часов, иногда я на них засыпала. В итоге взялась за эти файлы в последний день — когда стало страшно, а сил не было. Нервная система дала слабину, весь день я провела в непонятной истерике, штудируя материал. Попадается задание — а я не знаю, как его решить, и мне кажется, что завтра я тоже не буду знать, что писать.
Спать я легла в 4 утра. Перед химией и русским я тоже спала мало, но это уже не особо сказывалось. На стрессе я обычно чувствую себя бодро. Из-за того, что я дала слабину, весь экзамен тоже прошел в стрессе. Я была невнимательна, допустила глупые ошибки. Всегда ругают вторую часть по биологии, потому что невозможно попасть в ключи и так далее, но у меня вторая часть была практически на максимум. Я завалила тест и получила 77 баллов.
Было очень обидно. Казалось бы, с самым сложным я справилась, а с тестом нет. Тем более химия вышла на 90, русский — на 96. И когда ты видишь 77, больно падать. Это было совсем не вовремя. Мы с подругой отдыхали в Питере. Я посмотрела, что дело в тесте, и стало очень обидно. Но злилась я только на себя, понимая, что дело в моей подготовке.
Вышла в туалет, позвонила маме. У меня случилась истерика. Я говорила, что никем не буду и ничего не хочу. Больше я даже не плакала — будь что будет.
Когда началась приемная кампания, всплыла еще одна проблема: я вообще не интересовалась, как проходит поступление в медицинский. Обычно бюджетных мест мало, бывает по 3–5–10, даже одно было в каком-то вузе. Число мест увеличивается только после того, как поступят все льготники и целевики, и ты до последнего момента ничего не знаешь.
У меня был довольно хороший суммарный балл. Но это и не средний, и не высокий. Я подала документы в университеты Москвы, Смоленска и Нижнего Новгорода. Не знала, куда подавать пятую заявку, дядя сказал: «Подавай в Питер». Я не хотела учиться в Питере, подала наобум и даже не разбиралась, что это за университет, но именно туда в итоге и поступила.
Меня очень сильно напугали баллы абитуриентов в Москве. Когда ты восьмитысячный в списке, рисковать очень страшно. Очень мало мест было в Нижнем Новгороде — я просто побоялась везти туда аттестат: пока доеду, все места разберут, и что мне делать?
Еще забавно, что все эти места выложили 30 июля, в мой день рождения, а 3 августа уже был конец приемной кампании. Времени что-то обдумать практически нет, а места разбирают очень быстро. Я смирилась с тем, что не прошла в Москву. Но Питер как город мне совершенно не нравился, меня угнетала мысль, что я пошла не по тому пути.
Проучившись первый семестр, в очередной раз пожаловалась маме на то, как мне все это надоело. Мама говорит: «Ну пересдавай ЕГЭ». Так я и решила. Оставалось пять месяцев.
Со всей мотивацией я вернулась на те же курсы. Думала, что буду Цезарем: смогу совмещать учебу в меде и подготовку к ЕГЭ. Но продержалась до начала марта. В какой-то момент поняла, что я вообще не выдерживаю спать по 2–3 часа в сутки. Но вернуться домой было очень страшно, потому что перед тобой неизвестность.
В итоге мне надоело, и где-то в 20-х числах февраля я решила отчисляться. Родители не возражали, но я бы в любом случае забрала документы, просто тайно. Мама дала добро, я очень быстро отчислилась, упаковала чемоданы и вернулась домой. Было такое облегчение, когда я стояла в аэропорту и понимала, что это место больше не будет меня напрягать. Когда я писала заявление, мне сказали, что если я захочу вернуться, то не смогу восстановиться на бюджет, потому что на первом курсе не восстанавливают. Об этом я, конечно, никому не сказала.
Только тогда, с марта, я начала нормально готовиться. Восстанавливала режим сна (потом, конечно, в мае опять стала им пренебрегать, но мне было уже полегче), немного работала в фаст-фуде на кухне — 2-3 раза в неделю, чтобы не сидеть дома и получать какие-то карманные деньги. Ну и начала вести блог, чтобы было не так одиноко, потому что все знакомые из города уехали.
Не было ни дня, чтобы я только сходила на работу или весь день просидела в телефоне.
Я составила себе расписание, и мне надо было срочно до середины мая закрыть долги, каждый день учить что-то новое, иногда даже по несколько тем. И если в 11-м классе я могла сказать, что «вот это потом как-нибудь разберу», то теперь времени откладывать вообще не было. Если что-то не понимала, садилась и разбиралась сразу. Одно время у меня опять не получалось перепрыгнуть порог в 70 баллов, и было страшно, что история повторится.
С середины мая ушла в отпуск на работе и занималась до 27 июня только ЕГЭ по биологии. Начался итоговый курс, где надо было сидеть часов по 7–8 каждый день. Я сделала все, что было в моих силах. Да, где-то профилонила, что-то упустила, но из себя выжала максимум.
Перед экзаменом я поспала часа три. Легла пораньше и поставила будильник на 4:00, чтобы посмотреть варианты Дальнего Востока и что-то повторить. В итоге я встала в час и больше не могла уснуть. Повторяла то, что откладывала на последний момент. У меня на курсе было очень много карточек в приложении Quizlet — в некоторых разделах штук по 500.
В аудитории меня вообще не трясло, но защемило шею: было очень больно поворачивать голову — в итоге я постоянно придерживала ее рукой, иначе она начинала трястись. Вторую часть я расписала листов на 10, но где-то за 10–15 минут до конца экзамена поняла, что одно задание как-то вообще не о том, что от меня хотят, и пришлось все быстро переписывать.
Результат — 89 баллов. Конечно, я расстроилась. Но я получила ровно столько, на сколько подготовилась. Если бы я кое-что не отложила на последний момент, получила бы больше.
Документы подала в два вуза в Москве (в Первый и, как его называют, Третий мед) и в несколько региональных, при этом всем говорила, что поступлю просто у себя дома и мне уже ничего не надо.
Я приехала в Москву к бабушке. В Первом меде все никак не выкладывали точное количество бюджетных мест, и ребята начали считать сами, сколько там целевиков и льготников. Я считала на педиатрию, и по этим местам я должна была поступить. Обрадовалась!
Но через 40 минут все эти розовые мечты были разрушены, потому что мест оказалось меньше. И еще в этом году было нововведение — можно выбрать приоритетный факультет. Допустим, я хочу зачислиться на один, но если не буду на него проходить, то меня автоматически зачислят на тот, который был вторым в приоритете. Поэтому люди могли всплыть из ниоткуда.
В итоге я решила идти в Третий мед — я знала, что точно туда поступлю, потому что этот вуз обозначал ребят, у которых есть стопроцентный шанс. С 1 по 3 августа я вообще практически не ела и постоянно плакала. Но потом как-то переболела. И в итоге поступила.
Сейчас я, проучившись практически весь первый курс, понимаю, что все сложилось как надо.
«Я рискнул всем»
Влад, Хабаровск, выпустился из школы в 2020-м:
— Мне очень сложно было понять, кем я хочу быть. В 11-м классе постоянно менял профиль, долго думал, какие предметы выбрать. В итоге решил сдавать информатику и математику, чтобы поступить на программирование.
Готовиться всерьез было лень. Я ходил на курсы в онлайн-школы, все вместе сдал где-то на 231 балл и смог поступить в университет в Москве.
Проучившись полгода, я понял, что все-таки это не мое. Мне интересно изучать все, что связано с языками, историей, географией, и логично было бы перепоступать на международные отношения или зарубежное регионоведение.
В моем университете мне было скучно и тяжело. Я не мог понять материал и не хотел здесь оставаться.
В мае первого курса я отчислился. Проблема была в том, что я не успевал подать заявление на пересдачу ЕГЭ, поэтому решил просто переждать.
С 2021 по 2022 год я готовился, сидел дома, работал. Конечно, чем-то занимался в свободное время, но основная моя задача была подготовиться к ЕГЭ. Работал я официантом — всего пару месяцев, потом сосредоточился на учебе. В деньгах я не нуждался, родители спокойно помогали. Но, с другой стороны, просто сидеть дома и учиться бывает скучновато.
Я опять пошел на всякие вебинары, сдавать предстояло историю и английский. Английский я уже сдавал после школы на всякий случай — и сдал на 92 балла, у меня никогда с ним не было проблем: я начал усердно заниматься еще с пятого класса, всю школу ходил на дополнительные курсы, поэтому он у меня был выше среднего. Но решил все равно пересдать, и вышло 98 баллов. Русский сначала был 85, а во второй раз получилось набрать 94. История — 90. Это было вполне неплохо, выше моих ожиданий.
На курсы тратилось, может быть, тысяч девять в месяц. Я старался заниматься каждый день по 2–4 часа. Особо не напрягался, потому что, по сути, у меня был целый год, чтобы повторить то, что я уже знал.
Страшно не было вообще. Да, я рискнул всем, но мой план удался. Я сам по себе спокойный и особо сильно не нервничаю. Идти на экзамены во второй раз гораздо проще — ты знаешь, что тебя ждет. Для кого-то, может быть, во второй раз так же страшно, как и в первый, но мне и в первый было нормально.
Плюс в том, что во второй раз можно пообщаться с другими ребятами, которые тоже пересдают. У нас таких было много — почти все, кто сдает в резервные дни, не смогли по какой-то причине сдать в первый раз. Общение с ними — тоже поддержка, ты видишь, что ты не один в этом деле.
Потерять два года было не жалко, потому что жизнь большая. Не думаю, что это вообще потеря. Я больше переживал из-за разницы в возрасте с одногруппниками и однокурсниками, думал, что буду выделяться. Но это оказалась не такая уж большая проблема, есть люди и старше.
Сейчас я учусь на втором курсе в МГЛУ на зарубежном регионоведении, как и хотел. Считаю, что сделал правильно. Никогда не нужно бояться что-то поменять, и нет смысла учиться в том месте, где вам не нравится.
«Все одноклассники пошли на пары, а я — разносить салаты»
Катя (имя изменено), выпустилась из школы в 2022-м:
— Родители советовали поступать в медицинский, и я была не против. Химия и биология мне нравились, хотя по ним я никогда не блистала — у меня были твердые четверки.
Готовиться начала в сентябре. По биологии два раза в неделю был репетитор из нашего города, по химии — курсы в онлайн-школе. С русским я не заморачивалась, там и так все было в порядке.
Составила себе расписание, после школы сидела дома и училась. Вообще-то я люблю рутину: мне удобно, когда все расписано и я закапываюсь в материал. Но ближе к зиме моя система сломалась.
Я честно учила, но стала смотреть, какие баллы у ребят, которые поступают в медицинский даже в нашем городе, и у меня опустились руки.
Я поняла, что мне до такого точно не допрыгнуть, потому что у меня слабая база, по химии мой потолок был баллов 60, а времени оставалось мало.
Я сидела за книжками, но иногда часами могла читать один несчастный абзац. Мысли плыли, я не понимала, что там написано, и больше не хотела ничего. Задания, которые давала репетитор, я делала через раз. Она, конечно, пыталась меня подбодрить, но все без толку. Я видела, что эту программу мне до конца года не осилить, а платно учить родители меня бы не смогли.
В школе без конца наседали — выпускной класс, все дела. А я не понимала, зачем мне, например, география, если сдаю я химию и биологию. До конца года я еле дотянула, у меня вышло несколько троек. Я никогда не была отличницей, но раньше стабильно училась на 4-5… На курсах собрала кучу долгов, часть вебинаров прокручивала, а часть даже не трогала.
Первой сдавала химию. Уже не было ни эмоций, ни мыслей. Я шла, чтобы просто хоть что-то написать. После экзамена не помнила ни одного задания. Помнила только, что первая часть была простой, а из второй я ничего не поняла.
Русский без проблем сдала на 85. А вот биология… Я брала интенсив на курсах, и он как будто дал мне больше, чем все годовые занятия, потому что пробники я писала в районе 50, а тут пришли целые 68.
Открывать результаты по химии было очень страшно. Я увидела свои 40 баллов и ревела так, что меня, наверное, слышали соседи. Когда пришли все результаты, я даже не пошла на выпускной.
Конечно, с такими баллами меня не взяли в наш медицинский, а пробовать поступать в другой город было слишком накладно — да и шансов все равно мало, я везде была бы на дне списка. Неделю я пролежала и проревела в своей комнате. Мама жалела меня и предлагала пойти в колледж. Папа возмущался, что мы потратили кучу денег на курсы и репетитора, которые ничего не дали. Трудно было ему объяснить, что никому не под силу впихнуть такую программу в мою голову за один год.
В итоге мы поговорили и решили, что я найду подработку, буду часть курсов оплачивать сама и пересдавать на следующий год. Я устроилась официанткой, опять взяла курс по химии, по биологии тоже пошла в онлайн-школу. Времени у меня теперь было больше, и я могла спокойно готовиться, не загружая голову ничем лишним. На работе в свободную минуту тоже повторяла материал по карточкам, перечитывала конспекты.
Знаете, что самое сложное? Все мои одноклассники поступили. Да, кто-то платно, но все 1 сентября пошли на пары, а я — разносить салаты. Конечно, было стыдно, поэтому первое время я отмалчивалась, а потом удалилась из общего чата.
Через год, к маю мне все надоело. Как бы я ни старалась, я все равно писала химию на 70-75 баллов — ну вот не дано мне выше.
А еще бесконечные мысли… Что делать, если я опять завалю? Работать и поступать через год? Поступать на платное и брать кредит?
Перед химией начался интенсив на курсах, от этих повторений каждый день меня уже тошнило. На экзамене вариант попался не сложнее, чем обычно, и я написала все, что знала, больших ожиданий не было. Биология оказалась попроще, ну и результат порадовал — 88 баллов. От химии опять хотелось плакать, но в этот раз было, конечно, выше — 77.
Это лучше, чем в прошлом году, но для нашего меда все равно мало, а на целевое я не хотела. Даже не стала подавать туда документы и сразу отнесла их в педвуз на естественно-географический. В приемной комиссии сказали, что я к ним точно поступлю, потому что баллы у меня отличные. И действительно, конкурентов у меня почти не было. В провинции не так много желающих идти на учителя химии/биологии.
Пока учиться мне нравится, но пойду ли я работать в школу, не знаю. Считаю, это неплохое образование, а что делать с ним дальше — придумаю.
«Не надо готовиться в шарашкиных конторах»
Миша, Красноярский край, выпустился из школы в 2023-м:
— Я учился на преподавателя иностранных языков, в этом году пересдавал русский и английский, чтобы попробовать перепоступить. После школы я не поступил туда, куда хотел, поэтому в итоге отчислился и пересдал сейчас. Выбрал досрок, потому что позволяли медицинские показания.
В подготовке у меня действовал принцип Парето — 20% усилий дают 80% результата. Я не уделял ЕГЭ больше двух часов в день. Если нормально готовился, то и сдашь плюс-минус хорошо при любом раскладе. Все равно довольно большое значение играет удача: эксперты, КИМ, твое ментальное и физическое состояние. Короче говоря, есть обстоятельства, которые от тебя не зависят.
Насчет онлайн-школ: я понял, что не надо готовиться в шарашкиных конторах, где преподаватели вообще ничего не знают про методику. По моему опыту, не существует такой онлайн-школы, в которой все предметы преподавали бы хорошо, это развод. Лучше выбирать конкретный предмет в определенной онлайн-школе.
И репетитора выбирать надо тоже с умом. Дороже не значит лучше. Моя бывшая одноклассница готовилась к обществознанию за три тысячи в час, а я — за полторы, но в итоге сдал лучше, потому что было больше рвения и репетитор адекватнее.
Английский для меня был простым, единственное — жесть в устной части: во втором задании не указали, кому надо задать вопросы. По русскому тест был сложнее основной волны прошлого года. В заданиях жести не было, основные трудности — с текстом Сухомлинского про детей и учителей. Но вариант занял очень много сил, и на текст осталось мало времени, поэтому я писал сразу на чистовик, из-за этого вышло много повторов. И в целом я не понял, зачем учил все исключения, если составители захотели поиграть в угадайку.
Носить какие-то шпоры особого смысла нет — лично для меня сложность была не в заданиях, а в их формулировке/трактовке.
И тут как повезет с тем, насколько хорошо проверяют на входе. Например, мой друг не знал профильную математику от слова совсем, но благодаря телефону набрал 62 балла, решая через приложения и интернет.
Моя сумма баллов за прошлый год — 243, в этом получилось поднять до 265. Не прямо вау, но перепоступить на лингвистику хватит. Плюс я работал в это время, поэтому доволен.
Я изучал монтаж и медиаграфику, после отчисления у меня появилось больше времени, я смог монетизировать свой доход. Пускай сейчас не так много зарабатываю, но уже чего-то достиг, есть перспективы. По факту сейчас я без образования, но уже зарабатываю какую-то денежку — не такую большую, но могу себя обеспечивать.
Можно реализоваться и без вышки, вышка — это просто подспорье. А если не сдал хорошо ЕГЭ, его можно пересдать. Многие не хотят терять год, но на самом деле сколько людей теряют не просто год, а пять лет, когда сдают хорошо и учатся в том месте, в котором они учиться не хотят?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ