Фото: Валерия Савинова / myhseolymp.ru
Минобрнауки планирует исключить ситуации, когда большую часть бюджетных мест в вузах занимают победители и призеры олимпиад школьников. Проект пока не опубликован, но ведомство сообщило о нем журналистам: число олимпиад, дающих право поступления без вступительных испытаний, сократят, а для их победителей введут квоту в 70% от общего числа бюджетных мест. «Правмир» выяснил, что изменят эти меры для выпускников и олимпиадного движения в России.
Победителям олимпиад не хватило мест
В 2024 году более 100 призеров олимпиад с правом на поступление без вступительных испытаний не прошли конкурс на специальность «Лечебное дело» в Первый Московский государственный университет им. И. М. Сеченова — им не хватило бюджетных мест. Позднее вуз принял решение зачислить этих абитуриентов на первый курс. Но сложившаяся ситуация вызвала большой резонанс.
Спустя неделю, 14 августа, Министерство образования и науки заявило, что планирует установить квоту в 70% от общего числа бюджетных мест для поступающих без вступительных испытаний (БВИ). Также ведомство сократит число олимпиад школьников, которые дают право БВИ:
Возник вопрос, что будет с победителями олимпиад с 8-го по 10-й класс, которым только предстоит поступление. Но 15 августа ведомство выступило с уточнением, что «интересы школьников, одержавших победу на всероссийской олимпиаде в 8-10-м классах, будут безусловно защищены».
«Вопрос о дальнейшем совершенствовании правил приема будет рассматриваться по итогам комплексного анализа текущей приемной кампании и после детального обсуждения с профессиональным сообществом», — сообщает министерство.
Пока проект Минобрнауки не опубликован.
БВИ или 100 баллов за профильный предмет
По прежним правилам победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников в течение четырех лет после победы могут поступить на бюджет в любой вуз. Минобрнауки ежегодно публикует перечень олимпиад трех уровней, дающих льготы при поступлении. В 2024 году их было 87.
Олимпиады делятся на 3 уровня, в зависимости от количества участников и городов, в которых проводятся испытания:
1-го уровня — участвует более 3000 человек, проводится в 20 регионах страны.
2-го уровня — участвует более 1500 человек, проводится в 10 регионах страны.
3-го уровня — участвует более 1500 человек, проводится в 3 регионах страны.
Победителей и призеров олимпиад первого уровня зачисляли без вступительных испытаний, если они набирали не менее 75 баллов на ЕГЭ по профильному предмету. Часть вузов дает такое же поощрение победителям олимпиад второго уровня или же засчитывает их победу как 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Те же правила действуют для призеров олимпиад третьего уровня. Окончательное решение остается за вузом.
Чаще всего перечневая олимпиада первого уровня с большой вероятностью позволит поступить без экзаменов и победителям, и призерам. Олимпиады второго и третьего уровня, вероятно, зачтутся как 100 баллов за ЕГЭ по одному предмету, причем только тем, кто займет первое место.
Олимпиады как конкурентный спорт
Антон Низовцев — преподаватель математики в Школе ЦПМ и автор олимпиад. Сейчас он возглавляет в Москве олимпиаду по математике второго уровня «Формула единства». И убежден: если предложения Министерства образования и науки будут утверждены, то это не навредит олимпиадному движению.
— Перечневые олимпиады дают два бонуса: поступление без вступительных испытаний или 100 баллов по профильному предмету в случае, если выпускник сдаст ЕГЭ на 75+. В случае, если порядок поступления в вузы изменится, меньшая доля победителей и призеров получит БВИ, — объясняет Антон Низовцев, преподаватель математики в Школе ЦПМ и автор олимпиад. — Об отмене бонуса в виде 100 баллов по профильному предмету речи пока не идет.
При этом нельзя сказать, что победителей и призеров олимпиад слишком много. В 2024 году они заняли от 1% до 17,8% бюджетных мест на программах бакалавриата и специалитета в российских вузах, по данным ТАСС. Ситуация с нехваткой бюджетных мест для поступающих по БВИ возникла именно в престижных вузах — таких, как Сеченовский университет.
— Ребята, которые участвуют в олимпиадах, хотят поступить именно в ведущие вузы страны. Поэтому в таких учебных заведениях, как Сеченовка, возникает большая конкуренция. И туда порой невозможно поступить, если у тебя нет призерства или победы в олимпиаде, — рассуждает Антон Низовцев. — Олимпиады как конкурентный спорт. Призеры и победители хотят быть лучшими, поэтому прилагают сверхусилия или же обладают серьезным талантом. И то, что у них будет меньше шансов поступить по БВИ, таким детям не навредит, они добьются результатов.
Всероссийская олимпиада школьников — это спорт высоких достижений, — продолжает Антон Низовцев. — В среднем это всего 50 призеров и победителей в каждой параллели по конкретному предмету на всю страну.
Ребята, которые показывают высокие результаты на этой олимпиаде, и так поступят в любой вуз.
Перечневые олимпиады, даже по новым правилам, остаются стратегией поступления для многих выпускников. Антон Низовцев убежден, что они эквивалентны советским вступительным экзаменам в вуз.
— Если человеку не нравится система ЕГЭ, то у него есть выбор — участие в перечневых олимпиадах. Даже если меньшее число победителей и призеров получат БВИ, у них будет возможность обойти ЕГЭ. Например, сдать на 76 баллов, которые при поступлении в вуз засчитают как 100. В моей практике за последние 5 лет только 1 ученик из призеров олимпиад сдал экзамен ниже этого порога.
С Антоном Низовцевым согласен его коллега, Павел Фролов, заведующий кафедрой математики в частной школе «Сколка»:
— Я не думаю, что в олимпиадном движении что-то сильно изменится. Те, кто готовился к олимпиадам, продолжит это делать. Отмечу, что олимпиад не стало больше, по крайней мере по математике. Но то, что для детей подготовка к олимпиадам становится приоритетной, это здорово. И у такой тенденции есть причина — ЕГЭ можно сдать один раз за год, пусть и с возможностью пересдачи одного предмета, а олимпиад, в которых ты можешь принять участие, десяток. И кажется, что второе перспективнее.
Мотивированные, заинтересованные и трудолюбивые
Мария Гельфонд — историк литературы, академический руководитель образовательной программы «Филология» Высшей школы экономики — Нижний Новгород. Она отмечает, что ни разу не сталкивалась с тем, чтобы у них на программе олимпиадники занимали хотя бы половину мест. Например, в 2024 году по олимпиаде зачислено 10 человек, а бюджетных мест 25.
— Со стороны может казаться, что победа в олимпиаде — это везение и случайность, но за ней чаще всего стоит не только одаренность, но и умение работать. Поэтому изменения, касающиеся права на поступление без вступительных испытаний, затронут самых мотивированных, заинтересованных и трудолюбивых школьников, — прокомментировала «Правмиру» Мария Гельфонд.
Она также высказала обеспокоенность тем, что усилия победителей и призеров олимпиад за 9-й и 10-й класс могут быть обнулены (позднее Минобрнауки сообщило, что защитит права этих детей, но не пояснило, как именно. — Примеч. ред.). И подчеркнула, что может «вырасти конкуренция среди 11-классников — участников заключительного этапа Всероса».
— Мне кажется, противопоставление олимпиадников и «егэшников» условно: и те, и другие сдают ЕГЭ, а победители и призеры перечневых олимпиад обязаны подтвердить свои достижения, сдав ЕГЭ на минимальные 75 баллов, — продолжает Мария Гельфонд. — Любая олимпиада — это еще одна из возможных попыток: на нее уходит масса времени и сил, она может завершиться неудачей. Важно, чтобы у выпускника в принципе было несколько возможностей: олимпиада (а лучше несколько), возможность пересдать ЕГЭ и так далее.
Выход из ситуации с нехваткой бюджетных мест для победителей и призеров олимпиад — другие формы поддержки абитуриентов.
— Вуз не может увеличить количество бюджетных мест, но в его силах предложить скидки на внебюджетные места, вплоть до стопроцентных, выплату стипендий, покрывающих расходы на обучение. Такие прецеденты есть: Вышка, например, дает победителям и призерам чемпионата сочинений «Своими словами» скидку от пятидесяти до ста процентов. Также доступны места для абитуриентов за счет вуза. Важно помнить, что сильный университет всегда заинтересован в мотивированных абитуриентах, — заключает академический руководитель образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.
— Призеры и победители олимпиад в большинстве своем оказываются лучше подготовлены и мотивированы, чем значительное число 100-балльников ЕГЭ (конечно, могу судить только по студентам филологической программы НИУ ВШЭ, на которой преподаю), — соглашается с коллегой Константин Поливанов, литературовед, профессор Высшей школы экономики.
Но есть и «оборотная сторона» каждой из стратегий поступления — как ЕГЭ, так и участия в олимпиадах, отмечает Константин Поливанов.
— С каждым годом подготовка к ЕГЭ все больше и больше, берусь судить только про литературу, превращается в усвоение навыков выполнять экзаменационное задание по определенным трафаретам, которые имеют весьма косвенное отношение к предмету. Этому обучают значительное число будущих стобалльников репетиторы. Но нельзя не учитывать того, что и к олимпиадам специально готовят особые команды тренеров, — отмечает собеседник «Правмира». — Все это вместе создает очень специфические и по сути искусственные условия, которые, к сожалению, искажают возможность реальной оценки подготовленности абитуриентов и по результатам ЕГЭ, и по результатам олимпиад.
Университеты будут выбирать лучших
Проблема с нехваткой бюджетных мест для абитуриентов с правом поступления без вступительных испытаний коснулась немногих вузов, полагает заместитель ответственного секретаря приемной комиссии НИЯУ МИФИ Алексей Егоров. Их не более 10 из 1100 по всей стране.
— В ведущие университеты проходят те, кто не только сдал ЕГЭ, но и стал призером олимпиады, — объясняет Алексей Егоров. — Цифры среднего балла ЕГЭ и олимпиадников, и егэшников одинаковы, мы эту статистику уже публиковали, и она существенно не менялась. Редкость, если человек поступил без вступительных испытаний и сдал ЕГЭ плохо. Поэтому, если ограничить олимпиады или даже вовсе от них отказаться, ситуация не изменится. С учетом текущей инфляции баллов ЕГЭ, — число абитуриентов со 100 баллами растет, — проблемы возникнут снова.
Алексей Егоров отмечает, что проблему нехватки бюджетных мест для олимпиадников поднимают не в первый раз. Два года назад число победителей и призеров олимпиад ограничили 300 людьми. Например, у олимпиады Физтеха раньше было 1000 победителей и призеров, а теперь 300. Прошло два года, и этой меры уже недостаточно, говорит собеседник «Правмира».
— Приемным комиссиям вузов все равно нужно отбирать лучших, — подчеркивает заместитель ответственного секретаря приемной комиссии НИЯУ МИФИ. — Те, кто просто хорошо сдал ЕГЭ, статистически не лучшие. Если у егэшника и олимпиадника одинаковые баллы, то у второго еще есть олимпиада. А это умение решать сложные, нестандартные задачи. Мы видим качество этих выпускников, поскольку на протяжении всего срока обучения нам доступно портфолио студентов. У олимпиадников больше научных достижений.
Если Минобрнауки введет ограничительные меры — сначала квоту в 70%, а через два года — ограничение числа олимпиад, которые могут дать право на поступление БВИ, то у олимпиадного движения станет меньше участников, считает Алексей Егоров. В 9–10-м классах победа в олимпиаде не будет гарантировать поступление в вуз, поэтому многие дети сосредоточатся на будущем ЕГЭ. Но олимпиады по-прежнему необходимы школьникам, даже без гарантии поступления.
— Я преподаю в IT-классе МИФИ, в нем учится 120 человек. Дети в моей программе обязаны участвовать в олимпиадах и писать тезисы на научные конкурсы, получать обратную связь. Только там ученики сравнивают себя с другими, а не с оценкой учителя, — продолжает Алексей Егоров. — Ребенок сам понимает, чего он добился. Да, у кого-то не получается победить или стать призером. Это возможность подумать, сделать выводы и учиться еще лучше.
При этом олимпиады — несовершенный инструмент, с этим никто не спорит.
— В олимпиадах полностью отсутствует аспект постановки задачи. Мы учим детей быстро решать уже поставленные задачи. Но важно научиться корректно поставить задачу — самому себе, научной группе и так далее. Этого в олимпиадах нет, — объясняет Алексей Егоров. — Вторая проблема — время на раздумья. Его нет, олимпиады пишут на скорость. Но некоторые задачи люди решали десятилетиями! Хотелось бы, чтобы будущие реформы не сокращали число олимпиад, а развивали их, чтобы они стали шире и востребованнее.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ