И это не просто дизайнерское решение, ведь оно связано с безопасностью и инженерными расчётами. Округлая форма иллюминаторов выполняет важную функцию, о которой многие даже не подозревают.
Интересно, что до 1950-х годов окна в самолетах были квадратными. Что же произошло? Технологии развивались и самолеты с каждым годом поднимались все выше и выше. С набором же высоты уменьшается сопротивление воздуха, а с ним и затраты на топливо. Однако это вызвало другую проблему: с набором высоты давление снаружи падает быстрее, чем внутри. Поэтому корпус самолета «распирает», а в материале корпуса возникает напряжение, которое постоянно растет и может привести к повреждению фюзеляжа!
В итоге, после нескольких авиакатастроф в 1954 году инженеры провели ряд испытаний и поняли, что наибольшая нагрузка в полете приходится именно на острые углы иллюминатора. После этого все окна стали делать округлыми.
Таким образом, главная причина, по которой иллюминаторы делают округлыми — это распределение напряжения. Когда самолёт или корабль находится под нагрузкой (например, на высоте, глубине или в условиях турбулентности), корпус испытывает давление и вибрации. Если бы иллюминаторы были квадратными или имели углы, в этих местах возникали бы точки повышенного напряжения.
Округлая форма (будь то круг или овал), позволяет равномернее распределить нагрузку по всей поверхности окна, минимизируя риск образования трещин. Это особенно важно в самолётах, где перепады давления на больших высотах могут создавать сильные напряжения в корпусе.
Таким образом, округлая форма иллюминаторов — это не только вопрос эстетики, но и результат тщательных инженерных расчётов, направленных на обеспечение безопасности в воздухе и на воде.