Насколько ребенку важно до школы научиться читать, писать и считать? Отвечает учитель начальных классов Ольга Денисова.
Вопрос. Моему сыну пять лет. Нужно ли научить его писать и читать до школы?
Ответ. Мне кажется, нет смысла учить писать прописными буквами и считать в пределах сотни. Сложным навыкам его научит школа. Дома надо научить основному, прежде всего гигиене и самообслуживанию. Ребенок должен уметь мыть руки, переодеваться и переобуваться, знать свои вещи, знать, что куда положить, как сидеть за партой, как сложить учебники.
Еще важно развивать речь (постоянно быть с ребенком в диалоге, читать ему сказки либо включать аудио) и мелкую моторику — она, на мой взгляд, стоит во главе угла.
Если развиты руки, развита и голова. Лепка, конструктор, рисование, рисование на песке, работа с глиной, легкий пластилин — возможности безграничны. Сразу видно тех, кто родился и получил смартфон, и тех, кто хотя бы что-то делал руками.
У нас в школе есть курсы подготовки, где мы потихоньку подходим к тому, что будем учить в школе. Но мы не сажаем детей за парты со словами: «Сегодня мы пишем букву “А”». Ребенку в пять лет хочется играть, а не выводить буквы.
Да, мы показываем печатные буквы, но мы не говорим слово «напиши». Либо «повтори», либо «скопируй». Это психологически трудный момент: как я могу написать, если я не умею? Постепенно ребенок привыкает к разным заданиям: раскрашивание, штриховка, счет в пределах 10. Когда есть база, он спокойно идет в первый класс и учится без проблем. А если начинает перепрыгивать, в конце концов он проваливается где-нибудь в середине начальной школы.
У меня не было детей, которые приходили и знали абсолютно все. Такие обычно поступают на программу «1 – 3»: полгода первый класс, дальше второй, материал там подается с сумасшедшей скоростью. Конечно, таких детей надо поощрять.
Я работаю с обычными классами. Многие дети ко мне пришли, не умея читать. Была девочка, которая до первого класса не видела буквы, ей дома только включали аудиокниги. Оказалось, и ее реально научить. Это сложно, но в целом к концу первого класса она зачитала, сейчас читает не хуже других.
Если не показывать буквы совсем, это порождает трудности. Но и насильно впихивать в маленького ребенка я бы не стала. Он же как губка — впитает и математику по Петерсон, и физику за 6-й класс, если захотеть.
Интервью с Ольгой Денисовой
Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей
Оставьте это поле пустым. Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ