«После ЕГЭ дочь сказала, что устала и не будет поступать». Что будет, если пропустить год 19 июня, 2025. Дарья Рощеня Честные истории родителей
«Во время ЕГЭ устала так, что отказалась от поступления». «Еще до результатов экзаменов ребенок сказал, что пропустит год». «Вся семья была уверена, что дочь поступит, но баллов не хватило». Что делать, если выпускник не попал в вуз, о котором мечтал? Или до сих пор не знает, куда поступать? Мы записали истории родителей, которые пережили это.
«Дочь сдавала пробники на 90+, а на ЕГЭ получила 76 баллов»
Елена, мама четверых детей:
— Пришли результаты ЕГЭ по русскому языку, и мы всей семьей были в шоке, не могли поверить в происходящее. Дочь рассчитывала на 90+. Она была в числе тех немногих в классе, кто писал пробники ЕГЭ на максимальные баллы.
Мы с младшими детьми были в деревне, дочь звонила мне:
— Мама, 76 баллов, — ревела она в трубку.
— Как? — только и смогла выдавить я.
— Не представляю.
Естественно, она побежала к преподавателю. Та внимательно изучила работу, чтобы подать апелляцию и отсудить баллы. «Апелляция бессмысленна. Это твоя ошибка», — сказала учитель, как только увидела вариант. Вся тестовая часть задания была запорота из-за галочки не в том кубике. Переписывая ответы с черновика на чистовик, дочка сбилась после третьего пункта, и все ответы оказались неверными. При этом вторую часть задания написала идеально.
Мы не пали духом и ждали результатов по биологии. Помню, репетитор почти сразу после экзамена написала дочке: «Там какая-то страшная вторая часть. Ее всю переиначили. Мы не к этому с тобой готовились».
Был ковидный год, и на биологии засыпались, кажется, все. Дочке тоже пришли низкие баллы.
И даже несмотря на это, она все равно проходила на факультет физической реабилитации в Российский университет спорта (ГЦОЛИФК). Нужно было всего лишь сдать успешно ДВИ. Тогда мы и предположить не могли, что самое главное приключение ждет нас впереди.
В 2020 году все дополнительные внутренние испытания в вузах сдавались дистанционно. Дочка приехала после ЕГЭ в деревню. Нам тут же стало понятно, что спутниковый интернет в доме экзамен с видео не потянет. Пришлось договориться с руководством соседнего поселкового клуба, что она приедет писать экзамен туда. Быстрый и стабильный интернет — все, что надо для экзамена.
Помню, каким радостным было это событие. Дочь мчалась на велике почти 5 км до клуба с ноутбуком в рюкзаке, в белой блузке и тренировочных штанах. Она даже сделала селфи для соцсетей с улыбкой и подписью: «Еду сдавать экзамен».
Долго пыталась подключиться к вузовской системе, там постоянно что-то не срабатывало. В результате вошла в нее буквально за 20 минут до окончания экзамена. Отвечала на вопросы, их было 25, по сути не вчитываясь, сразу ставя ответы. Но интернета, как оказалось, не хватало, чтобы камера на ноутбуке тянула изображение. В какой-то момент приемная комиссия сообщила: «Мы вас не видим. Результат не может быть зачтен».
Какой счастливой она уезжала и какой зареванной вернулась. Я смотрела на нее и думала про себя: «Здесь живет очень много детей. И как они на дистанте учатся? Выходит, с пандемией они вообще лишены доступа к образованию, поступлению в вузы тем более?»
Мы с мужем спокойно отреагировали на провал, а на дочку было страшно смотреть. Она дико переживала, что все знакомые ее будут тыкать, мол, я поступил, ты — нет. У нее есть подруга, с которой она родилась в один день и очень дружна. Девочка стала студенткой МГУ. Помню, дочь сказала: «Вы мне теперь будете Лизу все время в пример ставить». Естественно, никто никого в пример не приводил.
Вообще, мы всей семьей отнеслись к ситуации по-философски. Ни я, ни муж не считаем, что пропустить год — это из разряда невозможного, недопустимого. Не поступила — значит, так должно было быть.
Не могу сказать, что я спокойная мама, но зачем ругать ребенка, который не поступил.
У мужа проскакивало некоторое осуждение, ернические шутки из серии «два талантливых». Говоря так, он подразумевал дочь, которая не поступила, и старшего сына, который вылетел из вуза после первого курса, отслужил в армии, но восстанавливаться не собирается, потому что «без образования прекрасно можно зарабатывать».
Нам повезло, что в сентябре, когда младшие пошли в школу, дочка вышла на работу хостес в престижный ресторан. Переживать, огорчаться ей было некогда.
Дочь с 9-го класса мечтала учиться в Российском университете спорта, другие вузы даже не рассматривала. Поэтому сообщила нам, что будет зарабатывать себе на репетиторов, курсы медицинских сестер и готовиться к пересдаче русского и биологии. Она не просто работала, а пахала весь год и пересдала ЕГЭ с максимально высокими баллами по русскому и биологии.
«Как хорошо, мам, что в прошлом году я не поступила, — сказала мне, когда пришла после зачисления. — Сидела бы год на дистанте. Наша группа попросила второкурсников вуз показать. Ты не представляешь, как там много зданий. А ребята толком сами ничего не знают. Весь год из дома учились».
Основная специализация дочери — физический реабилитолог. На момент поступления эта специальность не была медицинской. Чтобы работать в медицинской сфере, необходимо базовое медицинское образование. Университет предлагал пройти платный курс сестринского дела. На него дочка тоже заработала.
Кто же знал, что в 2023 году физическая реабилитация войдет в реестр медицинских специальностей?! Никто. Как же мы смеялись сквозь слезы: «Столько денег отвалила, а могла бы сэкономить!» Бросать пятый год обучения сестринскому делу дочка не стала, продолжает работать и платить сама. Сейчас пишет диплом, подрабатывает медсестрой в клинике, потихоньку практикуется как реабилитолог. Она у нас упертая. Прет, как танк. Хочет и дальше развиваться в медицинской сфере, поступить в ординатуру. Я ей говорю: «Замуж нужно выходить». Она отвечает: «А кто работать будет?»
В 18 лет мой ребенок выбрал для себя пропустить год, работать и двигаться к своей цели. Ведь так и сказала: «Заработаю себе на репетиторов, подготовлюсь, сдам и поступлю. Верьте». И ни копейки у нас не попросила. Однажды я сказала ей:
— Доченька, горжусь тобой.
— Мама, я знаю.
«У меня уже были репетиторы, и это не помогло»
Настя, мама троих детей:
— Дочка думала поступать в вуз на конструктора одежды. Не могу сказать, что на 100 баллов сдала ЕГЭ, но ее результаты были неплохими и по русскому, и по профильной математике, и по английскому языку. На бюджет из-за неудачно сданных внутренних испытаний все-таки не прошла. В результате вообще отказалась от поступления.
На платное обучение, хотя мы и предлагали, идти не захотела, потому что не была уверена на сто процентов, что ей подойдет специальность, да и в целом учеба в вузе ее не сильно привлекала. Она так и сказала: «Не хочу разочароваться в выборе профессии и потерять деньги, заплаченные за обучение».
В нашей семье у всех есть высшее образование, а то и два, так что нам казалось, что вуз — это обязательная часть жизни.
Мы предлагали ей много разных вариантов, но в конце концов отстали и смирились с ее решением. Возможно, оказались не вполне убедительны.
Определенную роль сыграло здесь то, что мы с мужем в разводе и живем в разных городах. Дочка оканчивала 11-й класс в Москве, живя в квартире с дедушкой. В большей степени она взаимодействовала с ним и убедила деда, что не стоит немедленно получать высшее образование. Взять паузу и подумать какое-то время, чем хочется заниматься в жизни, неплохо каждому выпускнику. Заниматься тем, что окажется неинтересным, бессмысленно, а то, что по душе, она еще не нашла.
Тем же летом после окончания школы дочь пошла работать бариста в кафе недалеко от дома. Ей понравилось, и она стала потихоньку развиваться в этой области.
К счастью, она не столкнулась с осуждением ни со стороны семьи, ни со стороны сверстников. Мы приняли ее выбор, да и друзья поддержали. При этом практически все, с кем она общается из одноклассников, поступили и учатся на бюджете. Мне удивительно было узнать, что большая часть ее сверстников говорит о необходимости передышки, что это правильно и важно — прислушиваться к себе, а не следовать установкам социума.
За время работы в разных кофейнях дочка познакомилась с огромным количеством людей, начала понемногу изучать архитектуру. Найдя занятие по душе, она в него углубилась, поэтому с будущим выбором стало чуть проще. Но даже имея интерес, она не может с уверенностью сказать, что готова посвятить учебе в вузе несколько лет жизни.
Три года после выпуска она посматривает в сторону колледжей. Ей очень интересно плотничество и дизайн мебели. Возможно, пойдет в колледж по этой специальности. Мы предлагаем ей пересдать ЕГЭ, нанять репетиторов, но она не видит в этом смысла. «Когда-то у меня были репетиторы, — говорит она, — и мне это не особо помогло. Так что если я вдруг решу пересдать ЕГЭ, скорее буду готовиться сама».
«Еще до результатов ЕГЭ взяла паузу на год»
Галина, мама двоих детей:
— Еще не пришли результаты ЕГЭ, а дочь сказала двум заинтересованным в ее судьбе людям — мне и бабушке, — что никуда поступать не будет в этом году и возьмет паузу на год. В ответ на наши возражения ответила, что для Америки gap year — обычное дело. Люди тратят его на поездки, раздумья, отдых, и это нормально.
Еще важнее, что дочь не собиралась действовать шаблонами, двигаться в общем потоке «лишь бы поступить куда-нибудь, потому что так надо».
Вообще, она открыто призналась, что не знает, куда хочет двигаться дальше. Иными словами, поиск вуза для нее лично связан с поиском смысла жизни.
Принять ее решение мне было довольно легко, потому что последние два года учебы в новой школе, в которую она по собственной воле поступила, показали ее самостоятельной и решительной девушкой. Но я также поняла, что баллы за ЕГЭ не вполне устроили дочь. Их было недостаточно для поступления на исторический факультет, куда она изначально планировала. А потом она пришла к мысли, что не исторический факультет ей нужен.
Меня не удивила внутренняя уверенность и решительность дочери. По тому, как она говорила и вела себя, я поняла, что имею дело с человеком самостоятельным, которому можно доверять.
Бабушка — совсем другое дело. Она бесконечно спрашивала про поступление, ЕГЭ, результаты, рейтинг, подачу оригиналов документов, впрочем, как и все друзья и знакомые. Думаю, дочь в том числе хотела закрыть тему раз и навсегда, объявив, что поступать просто не будет.
Бабушка не могла поверить своим ушам. Она очень расстроилась. Пыталась приводить доводы, которые обычно приходят в голову тем, кто привык все делать по правилам. Она не ругалась, не предъявляла претензий, но когда дело доходило до упоминания того, кто и куда поступил, бабушка поддерживала беседу с некоторой трагедией в голосе. Ее пугала неопределенность.
В нашей семье были ученые и профессора — географы, историки, геологи, все выпускники МГУ имени Ломоносова. Но прадедушки и прабабушки были людьми необразованными, выросшими в деревне. Бабушки и дедушки сделали себя сами. Я и муж — пошли по стопам родителей, оба преподаем. Безусловно, у нас присутствовал страх, что эта нить прервется. Ребенок, в которого много вложено, от которого много ждут, который просто обязан состояться в науке со всеми его талантами, будто бы плюнул на все эти старания. А раз так, гарантированно потеряет перспективы.
Но мы ошиблись. Уже с сентября обнаружили дочь сидящей за компьютером. Она сама нашла репетитора по английскому, подключилась к групповым занятиям по истории и русскому языку на одной из образовательных платформ. Ее день был расписан буквально с 9 утра до позднего вечера. Она училась, училась, училась. И ее уровень невероятно взлетел за первые полгода. Я даже грешным делом подумала, какой смысл было так маяться последние два года в школе, когда за год можно достигнуть высоких результатов, если есть мотивация.
В 11-м классе вся подготовка ограничивалась тем, что давали школьные педагоги, и результат был слабым. Так что мы с бабушкой не жалели денег на репетиторов, увидев в них толк. У меня не было ни малейшего желания сказать: «Иди-ка, раз такая самостоятельная, поработай». Помню, как однажды мой собственный отец, когда я из-за четверки не смогла перевестись с вечернего отделения на дневное, в сердцах назвал меня иждивенкой. Мне было больно это слышать.
Усердие, старание, работоспособность, которую дочь раньше не демонстрировала, меня вдохновили. И бабушка наша кардинально изменила свое впечатление — от ужаса и неопределенности она пришла к уважению своей внучки.
Подросток дал понять, что гораздо более зрелый человек, чем мы думали.
Год спустя дочка блестяще сдала ЕГЭ. Была готова пойти в ВШЭ, но пообщавшись со сверстниками, поняла, что не хочет постоянно бороться за рейтинг. Предпочла поступить в РГГУ. Сейчас заканчивает магистратуру, специализируется на социальной антропологии. Вместе с однокурсниками создала антропологический киноклуб, где выступает с лекциями и ведет семинары. Она не раз признавалась, что, поступив в вуз, испытала состояние эйфории от того, что оказалась абсолютно и полностью на своем месте.
«Мама, я устала, не буду поступать»
Анна, мама двоих детей:
— В 10-м классе, окончив художественную школу, дочь начала готовиться к поступлению в Санкт-Петербургскую художественную академию имени А.Л. Штиглица. Ходила на подготовительные курсы, занималась с репетиторами, но в середине года вдруг сказала: «Мама, не буду поступать. Я безумно устала».
У нас всегда были доверительные отношения. Я не сомневалась в дочери, зная, насколько она старательная, ответственная. И ответила: «Конечно. Чем займешься?»
У нас был договор — достигаешь 18-ти лет и, если не поступаешь, обеспечиваешь себя сама. Безусловно, я буду поддерживать, но взрослый человек, который не учится, должен сам зарабатывать себе на кусок хлеба.
Дочь ответила, что хочет переехать в Петербург, куда и планировала. Мы договорились, что я помогу со съемом жилья, стану частично его оплачивать, на этом все, другой помощи от меня не будет. Хочешь взрослую жизнь — вперед.
Дочка стала снимать квартиру вместе с подружкой, которая поступила в Питер. Спустя месяц устроилась продавцом-консультантом в крупный магазин. Потом стала завскладом, поработала в нескольких торговых точках вплоть до крупной сети. Она полюбила эту работу. Но в какой-то момент, три года спустя, я сказала: «Так, детка, ты уже выросла и о поступлении не говоришь. В Академии Штиглица цены поднялись, а у результатов ЕГЭ истек срок давности. Я тебя очень люблю, но ты взрослая. Либо живешь и обеспечиваешь себя сама, либо возвращаешься в Казань и стараешься поступить на бюджет куда можешь и хочешь, а я продолжаю тебя поддерживать».
И она вернулась, пошла на подготовительные курсы, поступила на бюджет, причем прошла сразу на три факультета. Предпочла отделение дизайна одежды, о котором мечтала. Ей 24 года, и она студентка Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина. Отличница. Учится второй год с упоением.
В нашей семье и бабушки, и дедушки — воплощение стереотипа «без высшего образования жизнь невозможна».
Мне говорили: «как же так, ты ребенка упустила», «она теперь никогда и никуда не поступит», «да что же с девочкой нашей будет».
Родные переживали и пытались как-то меня вразумить. Но быстро убедились, насколько это бесполезно. Я всем отвечала, что доверяю ребенку и не собираюсь признаваться, что допустила какую-то ошибку.
Три года самостоятельной жизни в Петербурге привели к тому, что дочь стала собранным, трудолюбивым, ответственным, включенным человеком. Все-таки самостоятельная жизнь дисциплинирует. Главное, поступление и выбор вуза стали осознанным и взрослым выбором. Я верю, что она будет работать по специальности. Наблюдаю, с какой увлеченностью она учится. Вижу, как влюблена в дело, которому себя посвящает.
Фото: pexels.com
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ