Рафаэль Гросси
На днях генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил, что эксперты организации не обнаружили доказательств разработки Ираном ядерного оружия. Зато оно есть у Израиля. Первым раскрыл эту тщательно оберегаемую тайну Мордехай Вануну. Рассказать об этой загадочной истории обозреватель «АН» попросил ветерана российской разведки полковника в отставке Виктора Орлова.
Секретный объект в пустыне Негев
Виктор Константинович давно следит за развитием ядерной программы Израиля и удивляется:
– Почему Тель-Авиву всё сходит с рук? Где ответка Тегерана? Куда смотрят ООН и так называемая международная общественность?
Судите сами. Во время недавней двенадцатидневной войны израильтяне вместе с Америкой разбомбили несколько ядерных объектов в Иране, убили там девятнадцать учёных-ядерщиков, а сверхсекретный центр в Димоне, где сионисты давно делают атомные бомбы, цел и невредим.
А ведь спрятан он не в стометровой толще гор, а находится в пустыне. Правда, охраняют его как зеницу ока. В этом ещё в стародавние времена убедился на собственном опыте.
…Во время очередной командировки в Тель-Авив вместе с коллегой взяли напрокат большой автомобиль и решили прокатиться по Израилю. С нами в качестве гида был и сотрудник нашего посольства вместе с десятилетним сынишкой. И угораздило же мальчишку выбросить из окна машины пустую банку из-под кока-колы, когда мы проезжали южнее городка с почти французским названием Димона. Уже через несколько километров нас подрезал серый джип, что вроде бы неприметно сопровождал наш минивэн по всей пустыне Негев. В этот раз агенты израильской контрразведки Шабак были настроены не агрессивно. «Не сори на дороге!» – по-русски сказал долговязый верзила и протянул мальчишке банку из-под кока-колы. И с усмешкой добавил: «Мы сначала подумали, что там радиоэлектронная закладка».
За атомными тайнами Тель-Авива многие разведки начали охоту ещё с осени 1957 года, когда Израиль подписал соглашение с Францией о строительстве атомного реактора в Димоне. Проект был настолько секретным, что французским специалистам, что работали в пустыне Негев, было запрещено писать напрямую из Димоны родственникам и друзьям. Все пересылали письма на подставной почтовый ящик в Латинской Америке.
Поначалу, по данным газеты израильской газеты «Гаарец», речь, скорее всего, могла идти о так называемой «грязной бомбе», в которой радиоактивные элементы распылялись на поверхности с помощью обычных взрывчатых веществ. Такую, как утверждают некоторые эксперты, сейчас пытаются создать нынешние бандеровцы на Украине. Но военщине в Тель-Авиве хотелось обзавестись настоящей атомной бомбой.
Поэтому в 1960-х годах израильтяне, обойдя все международные правила по нераспространению ядерных материалов, приобрели около 100 тонн урановой руды в Аргентине. Самую дерзкую операцию сионистские спецслужбы провернули в 1968‑м, когда в Антверпене на судно загрузили урановое сырьё под видом свинцового концентрата и посреди Средиземного моря тайно перегрузили груз на корабль, доставивший его в Хайфу.
– Работа в Димоне по созданию так называемой еврейской атомной бомбы шла бурными темпами, – говорит полковник Орлов. – Об этом писала даже американская пресса.
«Израильтяне, возможно, с большей вероятностью, чем любая другая страна, действительно применят своё ядерное оружие», – предупреждал президента США Ричарда Никсона 19 июля 1969 года советник по национальной безопасности Генри Киссинджер, которого цитирует The New York Times.
В том же году между Вашингтоном и Тель-Авивом было достигнуто секретное соглашение о том, что Израиль не будет заявлять о наличии у него ядерного оружия, а США в ответ не будут настаивать на разоружении.
Исходя из этого, Израиль занял двусмысленную позицию, не признавая, что оно у него есть, но и не отрицая этого. Поистине виртуозно на сей счёт высказалась почти шестьдесят лет назад тогдашняя премьер-министр страны Голда Меир: «Во-первых, мы не имеем ядерного оружия, во-вторых, если будет нужно, мы его используем». Министр обороны Израиля Моше Даян её поддержал и заявил: «Нам следует подготовить вариант демонстрации ядерной мощи».
Но впервые Тель-Авив испытал реальное ядерное устройство в сентябре 1979 года. Тогда разведывательные спутники зафиксировали подозрительную вспышку в южной части Индийского океана. Как установила наша разведка, ядерный взрыв проводился совместно с ЮАР, где тогда у власти был расистский режим апартеида, тоже стремившийся обзавестись атомной бомбой. Об этой операции сообщил, внедрённый в то время в Южную Африку наш разведчик-нелегал Алексей Козлов. А вот широкой мировой общественности о ядерных амбициях Тель-Авива стало известно от скромного техника, работавшего в Димоне, Мордехая Вануну.
Секс-ловушка с разрешения мужа и раввина
Борец за мир, человек левых убеждений Мордехай Вануну в 1986 году передал сверхсекретную информацию британской газете Sunday Times. Он рассказал британским репортёрам о некоем находящемся в Димоне «объекте номер 2», где ежегодно производилось до 40 кг оружейного плутония. Всего его накопилось столько, что уже можно было изготовить 90 атомных бомб. В подтверждение своих слов Вануну передал две фотоплёнки с переснятыми им 57 документами под секретными грифами.
– Израильские спецслужбы утверждают, что Мордехай пошёл на предательство из-за банальной обиды, – перебирает старые газетные вырезки Виктор Константинович.
Мол, ещё в начале 1985 года он потерял высокооплачиваемую работу в Димоне из-за массового увольнения сотрудников в связи с сокращением государственного бюджета. Но уже вскоре профсоюзные лидеры помогли ему вернуть работу. Правда, его перевели на более низкую должность с куда меньшей зарплатой. Поэтому Вануну тайно пронёс на работу фотоаппарат и сделал 57 фотографий секретных документов. Он уволился 27 октября 1985 года по собственному желанию. Ему выплатили выходное пособие в размере 7500 долларов и дали рекомендательное письмо, в котором даже хвалили его работу.
На эти деньги (по тем временам совсем немалые) молодой человек стал путешествовать по миру. Между прочим, есть данные, что поначалу Вануну, оказавшись в Непале, якобы пытался предложить секретные материалы о еврейской ядерной бомбе посольству СССР, но там его всерьёз не приняли. К тому же опасались провокаций.
А вот британская пресса в поисках мировых сенсаций на деньги не скупилась. Говорят, Вануну за его «жареные факты» и секретные документы пообещали аж миллион! Но сначала спрятали в укромном месте в английской глубинке. Вскоре молодому человеку там надоело, и он попросил переправить его в Лондон. Вот там-то с ним на улице вроде бы «совершенно случайно» познакомилась молодая американка по имени Синтия. На самом деле её звали Шерил Бен Тов. И она была женой кадрового израильского разведчика Офера Бен Това.
Так началась операция Моссада по похищению человека в чужой стране.
Израильская разведка решила захватить Вануну, но, стремясь не портить отношения с британскими спецслужбами, хотела убедить Мордехая покинуть британскую территорию по собственному желанию. Для этого и нужны были страстные усилия израильской шпионки.
Симпатичный агент Моссада с разрешения мужа и раввина переспала с Вануну и 30 сентября 1986 года убедила его полететь с ней в Рим на отдых, продолжив секс-марафон. Конечно, это была типичная операция «медовая ловушка», в ходе которой женщина – агент разведки использует сексуальное соблазнение, чтобы завоевать доверие объекта, — практика, официально одобренная в Израиле.
Издавна раввины разрешили иудейкам вступать во внебрачную сексуальную связь в интересах безопасности государства.
Такие предписания опубликованы в исследовании еврейского религиозного авторитета Ари Шабата под названием «Половая связь в интересах госбезопасности». Более того, сексуальные связи с «террористами» и «иностранцами» являются религиозной обязанностью, если служат реализации поставленных целей.
Религиозное предписание Ари Шабата устанавливает чёткие правила использования израильскими разведчицами собственного тела. В частности, утверждается, что замужней женщине следует дать развод перед выполнением такого рода задания, а по его окончании она может спокойно вернуться к своему супругу. В своём исследовании автор обращается к истории, подчёркивая, что такая «практика» существовала у евреев испокон веков и всегда служила интересам израильского народа. Он напомнил, что царица Эсфирь имела сексуальные отношения с царём Ахашверошем, а Яэль спала с царём филистимлян Сисарой, чтобы затем обезглавить его.
Известно, что со времён своего создания Моссад набирал женщин приятной внешности для выполнения спецзаданий, в том числе похищений и политических убийств.
Очередная жертва израильско-иранской войны?
Приехав в Рим, Вануну и Шерил Бен Тов взяли такси и поехали на квартиру в старом квартале города, где трое ожидавших их оперативников Моссада вырубили Вануну и ввели ему парализующий препарат. Позже той же ночью прибыл белый фургон, нанятый израильским посольством, и Вануну, связанного, перенесли в машину. Фургон с Вануну и агентами подъехал к причалу в Специи, где они сели на ожидавший их катер, который доставил их к стоявшему на якоре у побережья судну «Нога». Экипажу было приказано собраться в общем зале за запертыми дверями, пока Вануну и агенты Моссада поднимались на борт корабля, который затем отплыл в Израиль. Во время путешествия Вануну держали в уединённой каюте, где его по очереди допрашивали и охраняли только агенты Моссада, в то время как никому из команды «Ноги» не разрешалось приближаться к ним.
5 октября Sunday Times опубликовала раскрытую Вануну информацию и подсчитала, что Израиль произвёл более 100 ядерных боеголовок. Сейчас, по данным западных экспертов, насчитывается около 400 таких боеприпасов.
7 октября «Нога» бросила якорь у берегов Израиля между Тель-Авивом и Хайфой, где её встретило судно меньшего размера, на которое был переправлен Вануну. Вануну был задержан в Израиле и допрошен. Он содержался в тюрьме «Гедера», в крыле, которым управляла израильская спецслужба Шин-Бет.
Судебный процесс был закрытым, но известно, что на нём показания давал сам тогдашний израильский премьер Шимон Перес. Вануну приговорили к 18 годам заключения, из которых 11 лет он провёл в одиночке. Даже после отбытия полного срока наказания Мордехай не имеет права покидать Израиль и должен постоянно уведомлять спецслужбы о своём местонахождении. Несмотря на запрет пользоваться мобильной связью и Интернетом, только за последние годы кандидат в лауреаты на Нобелевскую премию мира дал более ста интервью иностранным журналистам. Но год назад он бесследно исчез.
Последние известия о первом разоблачителе израильской ядерной программы поступали летом 2024 года. С тех пор о нём нет никаких новостей. Не запишет ли его Моссад в жертвы недавней войны между Израилем и Ираном?