Величие — величина относительная, и даже те, кто попадает в Зал славы баскетбола, в сравнении с другими «экспонатами» этого музея баскетбольной истории все равно предоставляют большую или меньшую ценность. Все субъективно и все относительно. Но чтобы вести дебаты на уровне исторического наследия и преимущества одного выдающегося игрока над другим, оба так или иначе должны пройти этот естественный отбор. Наличие сноски о включении в Зал славы в резюме — это как пропуск на собрание иллюминатов, где сильные мира сего решает судьбу человечества. Класс-2021 получился не таким маститым и кинематографичным, как предыдущий, где друг за другом с благодарственными речами выходили Тим Данкан и Кевин Гарнетт, а кодой всего происходящего стало посмертное включение в Зал славы Кобе Брайанта. Но и здесь есть свои сюжеты.
Рик Адельман
Резюме: 23 сезона в качестве главного тренера, возглавлял «Портленд», «Голден Стэйт», «Сакраменто», «Хьюстон» и «Миннесоту». За карьеру одержал 1042 победы в регулярке (при 749 поражениях) и имеет равный баланс в плей-офф (78 побед и 78 поражений). Выводил «Портленд» в финал НБА в 1990-м и 1992-м. Выбирался тренером сборной Запада на Матчах Звёзд в 1991-м, 2001-м и 2003-м.
За сухими цифрами тактического гения атакующей игры кроется множество действительно авторских команд, самой запоминающейся из которой остаётся «Сакраменто Кингс» начала века. Только в схемах Адельмана мог проявить себя такой самобытный и нехарактерный разыгрывающий, как Джейсон Уильямс. Только Адельман мог решиться на то, чтобы обменять Уильямса на Майка Бибби, чтобы команда сумела выйти на новый уровень. О том, что «Сакраменто» грабанули в финале Западной конференции-2002, где команда была в шаге от победы над «Лейкерс», знают более-менее все. Об этом писал в своей книге судья Тим Донахи, работавший на тех матчах, это подтверждают множественные журналистские расследования и куча информации, которую можно найти в свободном доступе. Тогда «Кингс» вылетели, но сейчас, пожалуй, можно говорить о том, что такая судьба придала ещё больше шарма и шика «Сакраменто» эпохи Адельмана.
Крис Уэббер
Резюме: провёл 15 сезонов в НБА, выступая за «Голден Стэйт», «Вашингтон», «Сакраменто», «Филадельфию» и «Детройт». Средние показатели за карьеру: 20,7 очка, 9,8 подбора, 4,2 передачи. Лучший новичок сезона-1992/1993. 5-кратный участник Матчей Звёзд.
Для Уэббера, который, кстати, был важнейшей частью «Сакраменто» Адельмана, включение в Зал славы — это своего рода освобождение. Игрок входил в предварительные списки на протяжении пяти последних лет, но каждый раз оставался на задворках. И вот теперь ему воздалось. Уэббер приходил в лигу с большим пафосом — как лидер знаменитой «Фантастической Пятёрки» Мичиганского университета и претендент на единственное студенческое место в оригинальную Дрим Тим. В итоге в Барселону поехал Кристиан Лэйттнер, но его дальнейшую карьеру едва ли можно сравнить с достижениями Уэббера.
Крис наряду с Тимом Данканом, Кевином Гарнеттом, Рашидом Уоллесом, Джермейном О’Нилом, Дирком Новицки и другими стал частью выдающейся плеяды мощных форвардов, которые на рубеже веков ознаменовали собой переходный период в истории НБА. Время классических центровых уже ушло, а час универсальных больших, умеющих водить мяч и массово атаковать с периметра, ещё не наступил. Это было время последних больших, и Си-Уэбб был одним из лучших.
Бен Уоллес
Резюме: провёл 16 сезонов в НБА, выступая за «Вашингтон», «Орландо», «Детройт», «Чикаго» и «Кливленд». Средние показатели за карьеру: 5,7 очка, 9,6 подбора, 2 блок-шота. 4-кратный участник Матчей Звёзд. 4-кратный обладатель титула «лучшего защищающегося игрока». Чемпион НБА-2004 в составе «Детройт Пистонс». Первый незадрафтованный игрок, выбранный в Зал славы баскетбола.
Уоллеса всегда было сложно охарактеризовать. Особенно дать категоричный ответ на вопрос — великий он или нет. Бен Уоллес — это Бен Уоллес. Десятый ребёнок в семье с одной матерью и одиннадцатью детьми. Бедняк. Деревенщина. Трудяга. Незадрафтованный. Тихий. Пугающий. Уникальный. Центровой ростом 206 сантиметров умел делать на площадке только одно — выключать соперников из игры. До него лишь Дикембе Мутомбо удавалось взять четыре награды лучшему защищающемуся, после него — никому. «Биг Бен» с его рабочей этикой стал воплощением идеалов «Пистонс», которые в финале-2004 металлургическим прессом придавили «Лейкерс». Абсолютно исключительный игрок, чью неповторимость не смогли не признать ни более именитые соперники, ни высоколобые академики НБА.
Пол Пирс
Резюме: провёл 19 сезонов в НБА, выступая за «Бостон», «Вашингтон», «Бруклин» и «Клипперс». Средние показатели за карьеру: 19,7 очка, 5,6 подбора, 3,5 передачи. 10-кратный участник Матчей Звёзд. Чемпион НБА-2008 в составе «Бостон Селтикс», MVP финальной серии.
Под конец карьеры и после ее завершения Пирс сделал достаточно для того, чтобы испохабить свой имидж: инвестиции в стартапы по реализации марихуаны, пьяные стримы со стриптизершами, неуместные заявления в качестве аналитика, увольнение с ТВ и прочие атрибуты предпенсионного куража. И все же этого мало, чтобы нивелировать все то, что игрок по прозвищу «Истина» творил на паркете. Со времён Ларри Берда «Бостон» не знал настолько преданного игрока.
До триумфального явления Гарнетта и Аллена «Селтикс» сохраняли релевантность исключительно стараниями Пирса, которому с попеременным успехом помогали то Антуан Уокер, то более-менее резвые новички. Пирс, несмотря на многочисленные недостатки, всегда был правдив в своих стремлениях принести городу Бостон долгожданный чемпионский баннер. Поэтому когда настал момент решать, кому отдавать MVP победного финала, его надо было отдать Пирсу, пускай заслуг того же Гарнетта было ничуть не меньше.
Тони Кукоч
Резюме: провёл 13 сезонов в НБА, выступая за «Чикаго», «Филадельфию», «Атланту» и «Милуоки». Средние показатели за карьеру: 11,6 очка, 4,2 подбора, 3,7 передачи. Лучший шестой игрок сезона-1995/1996. Чемпион НБА-1996, 1997, 1998 в составе «Чикаго Буллс». 3-кратный MVP Евролиги.
Небрежная ленца, изящество и плутовская улыбка сразу же закрепили за хорватом прозвище «Розовая пантера». И Кукоч действительно был ею. Вот вам история от Стива Керра, одноклубника Кукоча по «Буллс»:
«Это было в день игры. Матч начинался в 19:00, и мы с Тони пошли перекусить в 14:00, чтобы у нас было время вздремнуть после обеда и потом подготовиться. У меня на все ушло минут 15 от силы. Я заказал себе салатик с овощами, а все остальное время, вытаращив глаза, смотрел, как Тони уминал паштет, пасту со сливочным соусом, куриные эскалопы с картофелем фри и тирамису. Закончил он все это бокалом красного вина и чашечкой эспрессо. Я спросил его: Тони, ты уверен, что будешь готов играть после всего съеденного? На что он ответил: Стив, в Европе мы делаем так — много едим, пьём много вина, затем едем в отель, там берём пару шлюшек… И всё, после этого мы готовы играть».
Благодарственную речь Тони Кукоча я буду ждать больше всего.