«Я сходила на выпускной одноклассников, учась на втором курсе». Что дает учеба на экстернате 18 ноября, 2025. Вероника Словохотова Истории выпускников
Фото: freepik.com Школа отнимает все время, некогда готовиться к ЕГЭ и олимпиадам, а учиться экстерном страшно: кажется, что такая нагрузка посильна только для гениев. Так ли это? «Правмир» поговорил с молодыми людьми, которые окончили школу раньше и не пожалели.
«Сходила на школьные выпускные одноклассников, переведясь на второй курс»
Дарья Чернова, студентка МГУ:
— У меня есть старшая сестра, и на ее опыте родители многое поняли про школу и ЕГЭ. С каждым годом экзамены усложнялись, поэтому мама предложила мне окончить школу пораньше, чтобы не попасть под сильные изменения. Кстати, в итоге так и получилось. Теперь друзья иногда просят помочь им, например, с литературой или английским, а я смотрю на эти варианты и понимаю, что не могу — другой формат. Учитывая, что я сама долго готовилась и сдала хорошо.
С восьмого класса я перешла в новую школу, где можно учиться ускоренно, а можно, наоборот, долго. Программа экстерната была бесплатной для восьмого и девятого классов и платной для десятого и одиннадцатого: она обошлась в сто тысяч. Перед тем как принять решение, я поехала в школу, чтобы осмотреться, познакомиться с завучем и директором, они мне все подробно рассказали. В восьмой класс туда могли принять любого, а вот в десятый — с только с высоким баллом аттестата.
Добираться мне теперь было сложнее, потому что жила я в Раменском, а школа находится в Москве. Но уроки начинались в 9:30, к тому же вся школа не училась по вторникам. А в десятом-одиннадцатом классе мы и вовсе учились три дня в неделю.
Стресс больше вызвал не экстернат как таковой, а смена обстановки. Сначала, конечно, я боялась: куда я попала, как буду осиливать нагрузку? Но это оказалось абсолютно реально.
У нас не было музыки, ОБЖ, физкультуры, а вместо них проводили другие уроки. Но домашней работы задавали много.
В моем классе учились вполне обычные дети, а не какие-то гении, с которыми можно всю программу пройти на раз-два. У меня был очень интересный одноклассник, 43-летний священник Руслан: в свое время он не получил совсем никакого образования, но хотел учиться дальше. Да, в этой школе нередко учились взрослые люди, отсюда и отношение учителей совсем другое: никто не кричит, всех называют на «вы», никакого академического давления.
Учителя старались как могли, но все равно, естественно, не хватало времени, нам надо было работать и самим тоже. В восьмом-девятом я занималась прилежно, писала все конспекты, делала все домашки. Впрочем, уходило на это часа два-три. Были нюансы с конкретными преподавателями, например с учительницей географии: вот на географию времени убивалось действительно много, я могла по два часа сидеть над всякими картами. Но в целом я не чувствовала напряжения. Мне повезло, ОГЭ я не сдавала из-за карантина. За пятерками я не гналась, и красного аттестата за девятый класс у меня нет.
А в десятом-одиннадцатом я вообще расслабилась, потому что там чуть-чуть другая система. Если раньше наши оценки суммировались в четвертные, то потом оценки на протяжении года по большому счету не имели особого веса: в конце года устраивали экзамен по каждому предмету, и вот эта оценка уже шла в аттестат. Можно было проще относиться к каким-то заданиям, главное — собраться к экзаменационной неделе. Одиннадцатый класс я окончила с золотой медалью, хотя совершенно не задавалась такой целью.
Базовую математику, опять же из-за ковида, всем зачли автоматом. В итоге я сдавала русский и английский — в силу того, что английский для меня не был проблемой, я его учила с детства. Получила 98 и 96 баллов.
В набор к русскому и английскому можно взять профильную математику, обществознание и пойти, например, на менеджмент, экономику. А можно взять литературу, и тогда поступать на филологию или журналистику. Я подумала: менеджмент мне не близок, сдам литературу.
Впереди у меня был gap year — я так решила, когда еще поступала в десятый класс, потому что идти в вуз в 16 лет страшновато.
Не сказать, что я социальная бабочка. В тот период я общалась только с одной подругой, у меня нет такого, что мне нужно постоянно быть в компании, в толпе, в классе.
Я решила сдавать литературу — и целый год читала книжки, по два раза в неделю занималась с репетитором. Занятия у меня стояли в одни и те же дни, а остальное время я могла распределять так, как хочу. Сдала я, если память не изменяет, тоже на 96 баллов.
Поступать я хотела на журфак МГУ, поэтому параллельно готовилась к творческому экзамену, занималась на курсах при университете. Этот экзамен я завалила, у меня что-то около 50 баллов. Честно, до сих пор не поняла, в чем проблема. В итоге для бюджета не хватило трех или пяти баллов… Я очень злилась первые два года!
Документы я все-таки отнесла в МГУ. На журфаке РГГУ было мало бюджетных мест, а по цене выходило почти одно и то же, а на журфаке в МГЛУ мне просто не понравилось. На первом курсе я уже практиковалась в пресс-службе ГИТИСа, сейчас будет практика на телеканале «Культура». Пока у меня не появилось претензий к своей профессии, я ее уважаю и до сих пор люблю.
А экстернат по-прежнему считаю хорошей идеей. Мне было спокойно учиться, потому что я знала: у меня есть возможность пересдать ЕГЭ через год. Это сыграло свою роль. Обычно на экзаменах все нервничают: «Если вдруг не сдам, то мне конец, я умру в нищете». Но в моем случае это было буквально не так, у меня оставался в запасе целый год.
Правда, без смешных случаев не обошлось. Я сходила на школьные выпускные своих друзей-одноклассников из прошлой школы, уже переведясь на второй курс университета. С некоторыми из этих ребят я училась с самого детства, поэтому их родители меня знали — и некоторые думали, что я вру. Абсолютно базовый вопрос: «А ты третьего или четвертого года рождения?» А я родилась в 2005. Ну и на первом курсе, когда я заглядывала в библиотеку и просила какую-нибудь «Илиаду», библиотекарь спрашивала: «С каких пор это проходят в школе?»
«После напряженного года я был рад наконец учиться дома»
Андрей Михашула, студент МГИМО:
— С самого начала учебы в школе я участвовал в разных олимпиадах и творческих конкурсах. В седьмом классе я стал задумываться о поступлении в вуз. Рассматривал, конечно, только топовые университеты.
В восьмом классе я поступил в гимназию имени Примакова. На ее базе организован образовательный центр «Взлет», где я и занимался, когда обучался в сборной Московской области по праву.
В девятом классе я стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву. В МГИМО на бюджет реальнее всего поступить только по диплому Всероса, но моей целью был не международно-правовой факультет, а Международный институт энергетической политики и дипломатии, что дало бы мне дополнительную специализацию. Конкурс настолько высокий, что сюда в этом году поступили даже не все призеры.
Я понял, что, уже имея гарантию поступления, проводить дополнительный год в школе смысла нет. Зачем тратить время, если можно быстрее поступить?
После девятого класса я решил перейти на экстернат. После напряженного года я был рад наконец учиться дома, пусть это и накладывало свою ответственность. Ударить в грязь лицом, конечно, не хотелось.
Тем не менее я не переставал готовиться к олимпиаде: часто ездил на сборы, и тогда все время с утра до ночи было посвящено праву. Я слушал лекции, отвечал на семинарах, тренировал устные туры, писал пробники. Иногда я сам, как опытный олимпиадник, организовывал пробники другим ребятам, у которых еще не было диплома. Во время образовательных программ я полностью концентрировался на олимпиаде: никаких домашек по школьной программе я, разумеется, не делал.
Готовился к ЕГЭ я в основном уже после. Когда есть гарантия поступления, это не так обременительно: сдавать я планировал только базовую математику и русский. Конечно, я готовился и в предыдущем году, но тогда экзамены точно были на втором плане.
Когда ты учишься дома и предоставлен сам себе, есть много разных искушений. Необходима самоорганизация и тайм-менеджмент. Я просыпался, завтракал и примерно в девять утра садился за учебу: подготовке к олимпиаде я старался посвятить первую половину дня, часов до двух. Мне трудно учиться по вечерам, хотя теперь приходится оставаться в университете до вечера — третий язык в МГИМО дается нелегко.
После обеда в какие-то дни я готовился к ЕГЭ, в какие-то занимался по школьной программе. Аттестация у меня проходила через контрольные работы. Были абсолютно все предметы, но не могу сказать, что объем непосильный.
Папа всегда помогал мне разбираться с математикой и с физикой — и когда я учился в обычной школе, и когда ушел на экстернат. Я старался все делать сам, к репетиторам или онлайн-школам не обращался ни разу: на мой взгляд, смысла в этом нет. Если перед человеком стоит задача подготовиться на 100 баллов по четырем предметам, то помощь со стороны, как мне кажется, необходима: придется потратить и финансовые, и временные ресурсы. Но когда такой задачи нет и нужно просто подвести черту под тем, что ты изучал по русскому языку и математике десять лет, можно справиться и самому.
Немаловажным для меня было получить золотую медаль. Во-первых, пока я не победил на олимпиаде, я опасался, что диплома призера не хватит, чтобы поступить в МГИМО на мою специальность, и было бы хорошо получить дополнительные баллы. Во-вторых, я хотел порадовать родителей: им было бы приятно осознавать, что их сын окончил школу с золотой медалью. Они об этом мечтали и всегда в меня верили.
Никакие другие экзамены я не сдавал. Хотя можно было бы написать английский: я изучал его буквально с трех лет, спасибо моей маме за это. Еще я немного учил французский и немецкий. Последний мне в особенности полюбился: когда я поступил в МГИМО, после выдачи студенческих билетов, мы, новоиспеченные «мгимошники», шли по главному корпусу, смотрели списки — и я так радовался, потому что мой первый язык немецкий, а второй английский. Сейчас я взял себе третий иностранный язык, арабский.
Минусов экстерната на своем опыте я не увидел. Из плюсов, очевидно, экономия года. Экстернат позволяет учиться дома и освобождает время для подготовки, будь то олимпиада или ЕГЭ. Теперь, с моей нынешней нагрузкой, я с теплотой вспоминаю прошлый год.
Год моего десятого и одиннадцатого класса был продуктивным, но дал время перезагрузиться после тяжелого олимпиадного этапа. Думаю, он стал последней передышкой перед марафоном под названием «университет, работа, семья» — в общем, перед тем, что обычно называют взрослой жизнью. Тогда я старался не сидеть дома, ходил на разные мероприятия, много времени провел со своими близкими. Это было здорово.
Подчеркну: мне легко рассуждать, потому что у меня была гарантия поступления в виде диплома Всероса. Без него я никогда бы не решился на экстерн.
Для кого-то лишний год в школе — это лишний год отдыха, для кого-то — дополнительный год возможности получить гранты: даже за один диплом субъекты выплачивают немаленькие денежные суммы, а еще можно участвовать в разных конкурсах, например «Большой перемене», и выиграть миллион. Но можно и не выиграть. Да много всяких возможностей может дать этот год, будем честны. Но для меня это было некритично. Все, что я хотел сделать, я сделал и ни разу еще не пожалел о своем решении.
«Весь год у меня была температура»
Валерия Супличенко, студентка МПГУ:
— Летом после десятого класса моя подруга рассказала, что переходит в другую школу, чтобы окончить одиннадцатый класс за полгода. Мы хорошо общались, и я загорелась. Так я перешла вместе с ней.
Главная трудность — привыкнуть к новой обстановке. У меня нет проблем с общением, я стала старостой, к тому же у меня была подруга. Привыкать пришлось к новым учителям, а это дополнительный стресс. Весь учебный год у меня держалась температура 36,8–37. Ты как бы и не болеешь, но и чувствуешь себя не очень. Потом начал дергаться глаз. Хотя ничего сверхъестественного с нами не делали.
У меня возникли сложности только с химией, наша учительница была слишком требовательна. Сдавать химию на ЕГЭ я не собиралась, но чтобы получать хорошие оценки, мне приходилось ее усердно учить.
В целом все выглядело как в обычной школе, только не было деления на профили.
Занятия начинались в 9:30 (к слову, занятия в предыдущей начинались на час раньше). Там не было формы, верхнюю одежду мы сдавали гардеробщице и ходили с номерками, на переменах нам разрешали гулять по улице.
Заканчивали мы тоже не поздно. В старой школе меня раздражало, что там практически все перемены по 10 минут и большая перемена — 20 минут. Но десятиминутные перемены после каждого урока тебе особо не нужны. В новой школе перемены были короткие, для обеда — одна большая. Этого хватало, и освобождались мы где-то в 15:30.
В десятом классе я довольно много пропустила из-за болезни, а оценки в аттестате складываются за два класса. У меня уже были четверки, к тому же мы пришли к новым учителям. Поэтому ставку я делала не на аттестат, а на экзамены.
Мы проучились два месяца, а потом из-за ковида всех перевели на дистант. В феврале мы вышли на один месяц — и все, учеба завершилась. Но аттестат нам выдали только летом, в оставшиеся месяцы я готовилась к ЕГЭ.
Сдавала я историю, обществознание, русский и профильную математику. По обществу и истории я с десятого класса занималась с репетитором, а потом, в январе, перешла в онлайн-школу. По русскому языку в новой школе у нас был хороший учитель, она целенаправленно учила нас писать сочинения. Ну и в целом у меня с русским проблем особо нет. Я под самый конец, уже за пару месяцев до экзамена, купила себе какой-то экспресс-курс, чтобы нарешать тестовую часть. Математику я сдавала ради интереса, к ней вообще не готовилась.
Русский сдала на 81 балл. Мне плохо далось сочинение, и я, конечно, сильно расстроилась. По обществознанию у меня 80, по истории, кажется, 64. История сложна, я это понимала, поэтому надежд на нее не возлагала. Профильную математику я сдала на 33, и это было удивительно, если учесть мой уровень подготовки.
Моих баллов мне хватило, чтобы поступить в МПГУ. Вариантов было два: либо платно на очное, либо бесплатно на заочное. Мама предлагала пойти на очное, но зачем, если есть возможность учиться на бюджете? Я выбрала заочку, и это оказалось верным решением. Сейчас многие ребята-очники пытаются работать, но им адски тяжело. А я спокойно работаю по специальности, в маркетинговом агентстве, и учусь, на сессию получаю справку-вызов из университета: если ты официально трудоустроен, тебя обязаны отпустить и выплатить тебе средний заработок.
Для меня главный плюс экстерната — ускоренная учеба и возможность потом спокойно готовиться к экзаменам. У ребят, которые учились со мной, была разная мотивация: кто-то ходил на олимпиады, кто-то занимался бальными танцами, но в основном это были такие же школьники, как и я, которые хотели окончить школу пораньше.
Фото предоставлены героями публикации
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ