Фото: freepik.com Планомерно готовиться к ЕГЭ три года подряд или только в 11-м классе, отдавать учебе все время или успевать гулять с друзьями и даже играть в компьютерные игры? Опыт стобалльников 2025 года разный, тем интереснее побольше о нем узнать. Мы поговорили с ребятами, которые только недавно узнали о том, что их мечта сбылась.
«Когда пришли результаты, я расплакалась»
Мария Урман, 100 баллов по русскому языку:
— К ЕГЭ по русскому языку я начала готовиться с 11-го класса. Первые полгода занималась только в школе с помощью материалов учителя, которые очень помогли в изучении и закреплении теории. Во втором полугодии еще самостоятельно решала блоки заданий по сборнику ЕГЭ по русскому языку. Но репетитора или онлайн-курсов по русскому языку не было.
Сложно было в самом начале: когда я видела свои ошибки, постоянные подводные камни в заданиях, сразу казалось, что я так и буду плавать в материале. Но потом я влилась в процесс и стала с огромным удовольствием решать задания. Под конец года я даже радовалась, когда нужно было заниматься именно русским языком.
Перед экзаменом я сделала установку, что буду писать все с наслаждением: и сочинение, и тестовые задания.
Поэтому старалась не заострять внимание на трудностях, не пугаться их, а бороться с ними до конца. Главное — спокойствие.
Когда пришли результаты, я была потрясена! Честно говоря, давно я так не плакала. Я надеялась, что у меня будут высокие баллы, потому что никогда не было особых проблем с русским, но о 100 я только мечтала в снах.
Тем, кому предстоит пройти через ЕГЭ, я бы рекомендовала правильно распределять свое время: чтобы ученик не только готовился к ЕГЭ, но и отдыхал. Стоит спать хотя бы 7 часов и не заниматься ночью.
Не бояться экзаменов, это действительно лишь этап в нашей жизни, и не стоит делать из него конец света, постараться готовиться в удовольствие и прийти на сам ЕГЭ с улыбкой, сначала разбирать, решить все задания, а ближе к концу года уделять больше внимания тому, где чаще ошибки.
Если говорить именно про русский язык, не стоит забывать про сочинение. Оно дает много баллов, и его не так тяжело написать, но нужно хотя бы несколько раз хорошо потренироваться в нем, а также заранее собрать для себя универсальные произведения для собственного аргумента, чтобы чувствовать себя увереннее на самом экзамене. Ну и главное — беречь себя и свое здоровье. Вы у себя одни.
«После победы на Всеросе ЕГЭ ни на что не влиял»
Виктория Быкова, 100 баллов по литературе:
— В апреле я выиграла Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе. Результаты ЕГЭ уже ни на что не влияли. Но мне было важно сдать экзамены и подтвердить свои знания. Поэтому я волновалась о том, каким будет результат.
Я начала готовиться к ЕГЭ по литературе с 10-го класса. У меня был репетитор и прекрасный учитель по литературе в школе. Мне кажется, благодаря ей я еще больше полюбила предмет. Так или иначе, я постоянно писала сочинения. Еще я ходила на занятия Школы юного журналиста при МГУ. Мне кажется, это тоже повлияло на мои результаты.
Я занималась каждую неделю с репетитором по полтора часа, очень много читала, писала домашние задания. Но я еще параллельно готовилась к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе. И у меня было совмещение олимпиады и ЕГЭ. Я очень много училась, сильно уставала, было мало свободного времени.
На литературу в среднем за день я могла потратить от 2 до 4 часов в зависимости от количества домашнего задания и объема того, что нужно было прочитать для подготовки. Это могли быть художественные произведения, которые необходимо было прочитать для экзамена; научные работы, в которых анализируют произведение, эссе. Я постоянно что-то читала, практически всегда и везде.
Мой типичный день при подготовке проходил примерно так: утро и до обеда я была в школе, приходила домой, выполняла нужное для школы домашнее задание и начинала подготовку к ЕГЭ: писала сочинения, читала. В неделю у меня было одно занятие с репетитором, которое длилось полтора часа. На нем мы в основном обсуждали мои проверенные сочинения, дорабатывали их, доводили до идеала, обсуждали вопросы, которые возникали у меня по мере того, как я прочитала какое-либо произведение. Вопросы я составляла заранее до начала занятия. Были и сложности при подготовке: например, у меня могла быть апатия, во время которой я вообще не могла что-то читать, потому что было лень, не хотелось. Просто уставала.
Выгорание наступало, когда долгое время недосыпала, много работала и мало отдыхала.
Отдыхать во время учебного процесса важно, но это было абсолютно не про меня. Я ложилась в час-два ночи, при этом спала часов 5–6. Когда внешние проблемы накапливались и я уже прям сильно уставала и физически, и морально, то это в итоге выливалось в выгорание от переизбытка эмоций, постоянного напряжения, траты нервов.
Просто настраивала себя на работу, повторяя внутренне, что это нужно же мне самой для того, чтобы поступить на журфак МГУ, что нужно не сдаваться и идти дальше. Я очень люблю творчество и работы Достоевского, у него есть прекрасная цитата, которая во многом заставляла меня идти к своей мечте, несмотря ни на что: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Цитата отзывается мне, моему внутреннему миру, поэтому мечта заставляла меня работать и работать.
На самом экзамене ничего сложного не было. Только пятое задание далось труднее других. Там нужно было сопоставить Феклушу из «Грозы» и Коробочку из «Мертвых душ». Но в целом я справилась с этим.
В ЕГЭ по литературе надо написать пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Маленькие сочинения, по идее, должны писаться по 20 минут, чтобы было больше времени на написание большого сочинения. Но я очень долго писала маленькие сочинения, никак не могла расписаться. Поэтому потом я довольно быстро дописывала большое сочинение, потому что времени начало не хватать, и я сдала работу в итоге за пять минут до конца. Слава Богу, что успела все перепроверить, перечитать.
Когда пришли результаты, мне кажется, это было просто какое-то сумасшествие, потому что я очень волновалась. Меня всю трясло. Когда увидела эти 100 баллов, я бегала по дому, кричала, радовалась.
Будущим выпускникам я бы хотела пожелать не делать ЕГЭ смыслом жизни, не стараться слишком перетруждаться и нервничать. Не стоит думать, что если ты не сдал ЕГЭ или сдал не так хорошо, как думал, то жизнь закончится. Потому что это на самом деле все не так важно. В любом случае можно пересдать.
«Не хотела смотреть результаты, чтобы не сбивать настрой»
Ольга Антонюк, 100 баллов за ЕГЭ по русскому и литературе:
— До 11-го класса я углубленно изучала предметы, по которым планировала сдавать ЕГЭ. В последний школьный год я все силы бросила на подготовку к экзамену.
Я занималась с репетиторами, экспертами ЕГЭ, выполняла задания, которые они мне давали и которые рекомендовали в школе. В основном это были какие-то экзаменационные варианты прошлых лет. Кроме того, я пользовалась свободными ресурсами в интернете. Как правило, самый популярный — это открытый банк ФИПИ, откуда и берутся задания для экзаменов. И в этом мне очень помогли школьные занятия, профильный класс. Например, у нас был предмет «Избранные вопросы русского языка», где еще в 10-м классе мы все выучили теорию по всем тестовым заданиям ЕГЭ.
То же самое могу сказать и про литературу. Здесь, я думаю, очевидно, что базовая подготовка — это вдумчивое чтение произведений. Я в целом это сделала еще до 11-го класса. Понятно, что какие-то тексты нужно было перечитать в ходе подготовки в учебном году, но в основном у меня было все прочитано, и это упростило задачу.
В начале года с сентября по декабрь у меня была более стабильная, активная подготовка к ЕГЭ по четыре часа в день — я самостоятельно решала задания. И также раз в неделю я встречалась с репетиторами по русскому, литературе и английскому.
С января по апрель, когда был самый активный олимпиадный период, я готовилась гораздо меньше. У меня были недели, когда я не встречалась с репетиторами, с которыми мы готовились к ЕГЭ, и полностью уходила в олимпиадную подготовку. И, соответственно, когда я ездила писать заключительные этапы самих олимпиад, тоже так было.
Я думаю, что на протяжении как раз таки этих трех месяцев — январь, февраль, март — у меня мало времени уходило именно на ЕГЭ. Наверное, около двух часов в день, может быть, иногда даже меньше.
Но на этот период я перешла на домашнее обучение, что также мне помогло более грамотно распределять время и все равно окончательно не забрасывать ЕГЭ.
Когда начинается менее интенсивная учеба, уже не так хорошо работает мозг. У меня в начале апреля закончились олимпиады, я вернулась в школу, и сразу по возвращении домой я старалась на свежую голову выполнить какие-то задания по ЕГЭ, повторить теорию, чтобы вечером уже либо отдыхать, либо закрывать какие-то долги по школе.
Самым сложным на экзамене были строгая структура и отсутствие каких-то свободных форматов, в отличие от олимпиад. Я параллельно еще состояла в олимпиадном движении, поэтому довольно сложно было переключаться с творческих, креативных заданий на строгий формат.
Результаты за ЕГЭ по литературе я узнала прямо перед английским. Я не хотела смотреть, чтобы не сбивать настрой. Но в итоге так получилось, что я узнала. Так обрадовалась! А про русский я узнала ночью. Не осознала в моменте, что у меня 100 баллов. Потом просто было какое-то облегчение.
«Мы с мамой кричали от счастья, а брат ничего не понимал»
Полина Монеткина, 100 баллов за ЕГЭ по литературе:
— В 11-м классе я готовилась к ЕГЭ в течение всего учебного года, но у меня было свободное время. Я спокойно просыпалась, завтракала, шла в школу, проводила там 5-6 часов, приходила домой, отдыхала, играла в компьютер, делала домашние задания, которые в основном были направлены на отработку ЕГЭ.
Если домашки не было, я готовилась к ЕГЭ по дополнительным онлайн-курсам: смотрела вебинары, делала домашку. Естественно, у меня есть непросмотренные вебинары и нерешенные домашки. Но ничего страшного — сейчас об этом уже поздно думать.
С января я стала еще больше уделять внимания подготовке. Особенно много усилий я вложила именно в последнюю неделю перед ЕГЭ. У меня были куплены курсы, на которых ты занимаешься каждый день по 8 часов. Мы разобрали абсолютно весь кодификатор, все задания, которые могут попасться, все темы. Кстати, они и попались. Так что мне сильно повезло в этом плане.
Литература была первым предметом, который я в принципе сдавала. Я на него шла с трясущимися руками и смотрела результаты абсолютно так же. Когда мне только написали, что пришли результаты на Госуслуги, я взяла листочек, закрыла им экран компьютера. Листочек упал, и я увидела 100 баллов. Я кричу, прибегаю в комнату к маме с папой. Мама тоже со мной начинает кричать. У меня маленький 8-летний брат, он вообще не понимал, что происходит. Очень много было радости.
Будущим выпускникам я бы очень советовала не забивать на свою жизнь, потому что, поворачиваясь назад, я понимаю, что выбрала правильный ход перед экзаменом. Я жила спокойно свою жизнь, просто иногда чуть больше уделяла времени на учебу. И в последний месяц, в последнюю неделю я прям погрузилась с головой, потому что это было необходимо. Не надо заполнять все ваше свободное время подготовкой.
«Самое сложное в подготовке — не утратить любовь к предмету»
Рифат Ахметзянов, 100 баллов за ЕГЭ по литературе:
— Подготовка к ЕГЭ началась, как и у большинства, в сентябре прошлого года, вместе с началом 11-го класса. Прежде всего, я готовился на онлайн-курсах, потому что они позволяют получать знания из любой точки страны и в любое время. Через интернет готовятся тысячи выпускников со всей России, поэтому создается комфортное сообщество, в котором каждый может поддержать другого и сам получить поддержку.
Мне онлайн-школы помогли приноровиться к формату экзамена и развеяли миф о том, что высший балл на ЕГЭ — сказка. Они вселили веру в свои силы.
Период подготовки — один из самых насыщенных в моей жизни. Совру, если скажу, что держал продуктивную планку от начала и до конца, так как были моменты и элементарной усталости, и легкого выгорания, особенно весной. Но чаще всего я был дисциплинирован: чуть отдохнув после школы, я включал вебинары, затем писал одно сочинение, учил стихотворения или цитаты, завершал день чтением учебника Сухих — известного литературоведа.
Самое сложное в подготовке — не утратить любовь к предмету, не ставить экзамен во главе угла.
Для меня литература шире, чем школьный предмет, это дело жизни, своего рода ремесло, поэтому я очень боялся, что строгие рамки ЕГЭ рассеют эти чувства. На самом экзамене, на удивление, самым сложным оказалось решение тестовой части. Она состоит всего из 6 заданий, но нередко их содержание спорное и неоднозначное. Приходилось использовать не только теоретические знания, но и логику. Забавно, но лишь в последнюю минуту я заменил неправильный ответ на верный и спас свои 100 баллов — настолько тест вызывал сомнения.
Когда пришли результаты, у меня сначала был шок, а спустя время счастье. 100 баллов — мечта любого школьника, такой результат кажется нереальным и недосягаемым, поэтому увидеть их в личном кабинете — неописуемый восторг.
Для максимального балла не обязательно не спать ночами или лишать себя общения с семьей, друзьями. Достаточно по-настоящему любить предмет и воспринимать каждую крупицу информации как удивительную находку, тогда процесс подготовки станет увлекательным путешествием.
Фото: freepik.com
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ