«После экзамена я сказала подруге: “Плакала моя сотка”». Самина Саттарова и ее 300 баллов

«После экзамена я сказала подруге: “Плакала моя сотка”». Самина Саттарова и ее 300 баллов 4 августа, 2025. Вероника Словохотова Учеба до четырех утра, двойки и стремление продвинуть человечество

ЕГЭ по математике в этом году стал непростым испытанием даже для самых сильных выпускников. Но Самине Саттаровой из предуниверситария МИФИ удалось сдать его на 100 баллов. Кроме того, у нее высшие баллы по информатике и русскому. «Правмир» встретился с Саминой и узнал, как училась одна из самых успешных школьниц страны.

«Плакала моя сотка!»

— В этом году ЕГЭ по математике был одним из самых сложных за последние несколько лет, сильные ребята выходили из аудиторий со слезами. Но у тебя 100 баллов. Это магия?

— Экзамен и правда был тяжелый. Да, первая часть вполне решаема, там простые вычисления, все ясно. А вот вторую часть значительно усложнили. Задания, которые обычно решаются за 5–7 минут, решались в два раза дольше. Думаю, все выпускники готовились к чему-то более понятному.

Сначала я посмотрела на те задания, которые всегда делала хорошо, на «джентльменский набор»: вроде не такие суровые, сейчас разберусь. Но когда я начала их решать, я поняла, что там везде подвохи, заволновалась. Потом перешла к геометрии (она была простой, как и обещали), потом взялась за параметр. Вот он был, мягко говоря, неочевидным… 

Он не решался графически. Обычно параметры на ЕГЭ решаются именно этим, самым наглядным методом, а здесь нужен был мудреный анализ. Мне кажется, замену сделали все, а вот что дальше? Я решала через анализ функции. Задачка, конечно, не из легких.  

— На ЕГЭ по математике можно потерять два балла без последствий. Обычно их теряют на последней, олимпиадной задаче. Страшно предположить, какой она была в этом году.

— Намного сложнее, чем на пробниках или в предыдущие годы. Такая задача состоит из трех пунктов. Как правило, в первом пункте очевидный ответ, надо просто привести пример — все решается за минуту. В этот раз не повезло: надо было доказывать, что утверждение в первом пункте неверное, а это занимает больше времени. И в целом задача, которая мне досталась, была нестандартная. Есть идея, и если ты ее угадаешь, ты в целом можешь сделать все. Если нет — не сделаешь ничего. Такого обычно на ЕГЭ не дают. 

С экзамена я уходила расстроенная, и у моих одноклассников настроение было не лучше. Да, кто-то радовался, потому что решил «джентльменский набор» и получит те баллы, на которые рассчитывал. А вот те, кто шел на 95+, были, конечно, расстроенные, подавленные и измученные. Помню, как вышла с экзамена и сказала подруге: «Плакала моя сотка!» Когда пришли результаты, она мне эту фразу напомнила. Я мечтала о таком результате, но понимала, что, скорее всего, надеяться смысла нет.

— Но потом пришли результаты, и оказалось, что ты себя недооценивала.

— Я не поверила! Задания в целом были неожиданные, я их долго решала, у меня почти не осталось времени на проверку. Обычно я все перепроверяю по два-три раза, а на экзамене успела просмотреть свою работу только один. Боялась, что где-то промелькнет ошибка или описка, из-за которой эксперты не примут решение. Отдельные задания, которые смогла запомнить, я потом перепроверила дома. Самые сложные перерешивать не стала, чтобы не расстраиваться. 

Так получилось, что результаты по математике мы смотрели всей семьей: я, родители, бабушка, дедушка собрались за столом вокруг телефона. Мы ужинаем — приходит математика. Дрожащими руками открываю сайт. Надо было сделать всего одно движение, просто страничку перелистнуть, а я все никак не могла, потому что было ужасно страшно. Наконец смотрю — а там 100 баллов. У меня ступор, я не понимаю, что произошло. Родные тоже не верят, потому что я всем сказала, что было тяжело и ждать сотню точно нет смысла.

— Но давай честно: если бы вместо 100 ты получила 95–98, разве это была бы трагедия?

— Для меня это не трагедия. А вот если говорить о поступлении — да. Я подавалась в топовые вузы Москвы, а там огромная конкуренция: порой судьба зависит даже от одного балла. 

Онлайн-школа и очки дополненной реальности

— Как ты готовилась к математике? 

— По математике весь год я занималась в онлайн-школе. А вообще, с 8-го класса я училась в лицее при МИФИ. Он крутой, но в 11-м классе полгода упор мы делали не только на ЕГЭ. То есть мы проходили школьную программу и одновременно подтягивали задания для ЕГЭ, тоже связанные с программой. В лицее раз в неделю я ходила на платные курсы, мы там в целом делали достаточно, нас нагружали материалами, учителя все объясняли, и это тоже помогало. А с марта у нас было спецрасписание: ушли все лишние предметы, осталась только подготовка к ЕГЭ. Вот тогда началась сплошная математика…

— Ты училась в ИТ-классе профильного лицея, но все равно взяла онлайн-школу.

— Летом я начала задумываться о том, как мне готовиться. Я понимала, что могу претендовать на высокие баллы. Да и у меня оставалось свободное время после уроков, которое я решила заполнить онлайн-курсами, чтобы повысить свои шансы.

А я никогда в жизни с репетиторами не занималась, все делала и догоняла сама. Поэтому занятия в таком формате для меня непривычны. Так как я человек довольно дисциплинированный, я могу сама себя усадить за стол и заставить что-то делать. В этом плане онлайн-школа мне отлично подходит. 

Я читала отзывы, в том числе не на сайтах школ, а сторонние в интернете. Это тоже важно, потому что на сайтах школ будут самые хвалебные отзывы, а мне хотелось понять, как идет работа в действительности. Еще я смотрела на YouTube видео выпускников, так вот и выбрала. 

Начала заниматься, поняла, что да, формат замечательный. Мне нравилось, что можно сделать все в любой момент, отложить какое-то задание аж на неделю и сделать тогда, когда мне будет удобнее.

— Ты стала целенаправленно готовиться к ЕГЭ. Почему не к олимпиадам?

— На самом деле у меня есть пара олимпиад, которые учитываются в МИФИ. В 10-м классе мы с подругой участвовали в проектном конкурсе и стали призерами. 

Школьный проект есть, насколько я знаю, во всех школах. Я училась в ИТ-классе, поэтому и проект мой был связан с ИТ. Нам скидывали список тем, мы с подругой выбрали «Очки дополненной реальности». Где-то за полгода мы сделали свои очки: надо было найти всякие детали, их соединить, спаять, написать отдельное приложение, чтобы передавать тексты с телефона на очки.

— Спаять все вот это своими дамскими ручками?

— И собрать, да. Мы печатали корпус на 3D-принтере, в итоге у нас получились настоящие очки, на экранчике отображался текст. Была идея, что их можно будет использовать в жизни. Допустим, ты едешь на велосипеде и тебе неудобно достать телефон из сумки. Но ты в очках — у тебя на экранчик приходят уведомления: ты видишь окружающий мир и текст поверх него. 

Нам помогал куратор, но по большей части мы делали все сами. У нас был какой-то макет, рисунок, по которому понятно, как это должно собираться, но нам приходилось многое переделывать и самим додумывать. После конкурса я уже знала, что точно поступлю в наш вуз без экзаменов.

— Так тебе можно было расслабиться!

— Немножко. В середине 11-го класса я подумала, что неплохо бы попробовать поступить куда-нибудь еще, помимо МИФИ. Значит, надо было сделать упор на ЕГЭ или попробовать себя в других олимпиадах, но писать их было уже поздно, хотя они бы не помешали, да и без подготовки их просто так не напишешь.

Совсем забыла. Еще я стала призером на олимпиаде по информационной безопасности! Мой диплом даже дает мне право БВИ во многие вузы, но не в те, в которые я хотела.

«Давай за третьей соткой!» 

— Что там было с информатикой?

— Для меня это, пожалуй, самый легкий экзамен, к которому можно было подготовиться за минимальное время. Там, конечно, есть непростые задания, но информатика — единственный экзамен, который полностью решается часа за полтора. На ЕГЭ у меня так примерно и получилось. Большая часть заданий решается кодом, там особо не надо думать: садишься и пишешь алгоритмы. Многие задания шаблонные, и надо знать определенные функции и синтаксис языка. 

— То есть главная хитрость — запомнить побольше алгоритмов?

— Это правда, нужны шаблоны. Язык программирования у меня Python, он оптимален. Я начинала его изучать сама еще классе в 6-м. Родители отдали меня на курсы, где я занималась как раз таки этим языком. Потом я пришла в лицей, там тоже два года преподавали Python, а параллельно я занималась на курсах «Яндекс. Лицей». Мы изучали и С++, так что его я тоже знаю. 

— Он уже из области олимпиадного программирования.

— Да, мы им занимались в старших классах. Но на ЕГЭ можно обойтись и без него.

— Русский? 

— Вот русский меня пугал весь год, потому что там можно потерять один первичный балл — и сразу же несколько вторичных. И даже сейчас в рейтинговых списках я вижу, что у людей 100 баллов по информатике, 100 по математике и, скажем, 97 по русскому. А эти три балла очень многое решают.

В лицее я писала пробники по русскому примерно на 85–90. По математике пробники получались хорошие, от 95 баллов: я немного занималась летом, смотрела, какие есть задания. Пробники по информатике я тоже писала прилично, хотя 100 баллов не выходило никогда. 

В русском у меня как будто и не было проблем ни с орфографией, ни с пунктуацией — я понимаю, как надо писать, у меня природная грамотность, наверное. Но есть вредные задания, где, например, надо проанализировать текст или для которых приходится что-то учить: разряды всяких местоимений, частиц. В русском много исключений, и в таких заданиях я иногда ошибалась. Думала, что, скорее всего, ошибусь и на экзамене. 

С 10-го класса мы в лицее учили ударения, паронимы, которые тоже нужны на ЕГЭ. Я поставила себе на планшет обои с исключениями по лексике: включала и читала — так срабатывала визуальная память. К сочинению мы начали готовиться в школе примерно в марте. Баллы у меня сначала были средние, а уже под конец я стала выходить на максимум. Хотя проверка у нас была строгая! 

По русскому я тоже брала курс в онлайн-школе, но там я больше решала тесты, а вот сочинения почти не писала: поначалу старалась писать стабильно, потом пару раз пропустила, и все. Из-за того, что оно шаблонное, его писать несложно. Мне нравилось, что в некоторых сочинениях аргументы неочевидные. Но у меня больше технический склад ума, поэтому все-таки шаблон спасал.

Результаты мы с мамой смотрели вдвоем на компьютере. Первая сотка, конечно, удивила, но вторая просто поразила и показалась чем-то нереальным. 

— Наверное, только об информатике ты не беспокоилась.

— На самом деле из-за нее я переживала больше всего.

— Как? Она же была «самой легкой». 

— Она была самой легкой, но по закону подлости в самом легком ты и ошибаешься. Если на экзамене по русскому и математике можно проверить, что ты написал, то на экзамене по информатике такого нет. Общую идею ты можешь понять, а какие-то моменты упустить: пишешь код и запросто можешь что-то не учесть, он сработает, ответ будет, но не факт, что правильный. Все говорили: «Самина, ну что? Давай за третьей соткой!» А я правда боялась и не верила. 

«Меня все пугали, что в лицее я скачусь»

— Как учатся в сильном лицее?

— Я вообще не хотела туда поступать, потому что у меня в старой школе были друзья и все было так привычно…

— Что за школа? 

— Обычная образовательная школа. Но родители сказали, что мне там слишком легко и надо идти куда-то, где будет профильная подготовка. Я собиралась в физмат, но у меня была победа на ВсОШ по информатике за 7-й класс (там всего два этапа, а не четыре, да и задания не такие страшные), и мне предложили ИТ-класс. Благодаря олимпиаде я могла не сдавать вступительные, где-то в феврале я уже знала, что поступила, но все равно весь год продолжала ходить на подготовительные курсы — втянулась. 

Меня все пугали, что в лицее я скачусь, потому что учеба сложная. Было непривычно, но я со многими подружилась, а учеба оказалась не настолько страшная, как мне говорили. Четверки были, да, в основном по физике и математике, но потом я подтянулась и к концу 11-го класса вышла на красный аттестат. 

— Как ты относилась к четверкам и в целом к тому, что не все гладко? 

— Меня они не напрягали, я за оценками никогда не гналась. Конечно, я занималась дополнительно — что-то сама перечитывала, решала, — чтобы наверстать, но не до потери сознания, у меня оставалось время на себя. Из других предметов мне давались не без труда литература, история и обществознание. Гуманитарные предметы — это все-таки не мое.

Вообще, мне нравилось, что в лицее уроки ведут по-другому. В обычных школах ты выходишь к доске, отвечаешь и получаешь оценки. А в лицее такого нет. Мы выходили к доске, когда не знали, как решать задачу, чтобы разобраться, и страх пропадал.

— Вы не получали оценок за свои ответы? 

— За устные ответы нет, только за самостоятельные и контрольные. И так было на всех уроках. Учителя у нас добрые, отзывчивые, они всегда помогали, если нужно, шли навстречу. Готовили очень хорошо. Ко всему, в том числе к жизни. 

— К жизни?

— Например, по литературе учительница организовывала уроки так, что мы больше разговаривали. Мы не разбирали романы построчно, а именно обсуждали какие-то жизненные моменты, фразы. Уверена, буду вспоминать их и в дальнейшем. 

— И все-таки кто тебя подтолкнул к ИТ? 

— У меня родители работают в ИТ-сфере, они меня с 6-го класса и отдали на курсы по программированию. Хотели, чтобы я пошла по их стопам, потому что это перспективно. Мир строится на технологиях, в будущем такая специальность останется востребованной, у меня не будет проблем с работой, не будет страха, что работа пропадет или не будет места, куда можно устроиться. С ЕГЭ родители мне не помогали, а вот с проектом, приложением — да, я просила у них совета.

— А если бы тебе не понравилось в ИТ-классе, в лицее? Вот ты поступила, а потом поняла, что тебя тянет на прекрасное, на литературу.

— У нас в лицее такие ребята есть: кто-то ушел в экономику, кто-то в историю. Нас хорошо готовили по всем предметам, гуманитарные науки в лицее преподают тоже на высоком уровне. 

«У родителей не было доступа к электронному журналу»

— По какому принципу ты выбирала вуз? Ясно, что ты училась в лицее при МИФИ, туда путь заказан. А МФТИ? Есть еще ВШЭ, МГУ, Бауманка…

— МГУ я сразу отбросила, потому что там на все факультеты свои внутренние вступительные, а я не горела желанием сдавать еще один экзамен: летом уже хочется выдохнуть и обо всем забыть. В Высшую школу экономики нужны олимпиады, там огромная конкуренция — по ЕГЭ туда пройти, мне кажется, нереально. Бауманку я почему-то изначально не рассматривала. 

А МФТИ — ведущий московский вуз, один из лучших технических вузов страны, там сильная программа. И туда можно пройти, хотя все равно большую часть мест занимают олимпиадники. В конкурсе на то направление, которое я выбрала, я была в середине списка или чуть ниже, и это у меня максимальные баллы! А вот ребята, у которых 308–309, были еще ниже. 

— У тебя дополнительные баллы за медаль, а еще за что?

— За две олимпиады мне начислили по три балла, еще у меня есть баллы за демонстрационный экзамен.

— Что это? 

— Это экзамен по дополнительным программам. Я участвовала в направлении «Разработки настольных приложений». Чтобы туда попасть, надо просто зарегистрироваться и пройти отбор. Заключительный этап очень похож на отборочный, но если на отборе ты можешь хоть месяц делать задание, то на заключительном тебе надо сделать примерно то же самое часа за три. 

Всего у меня 10 дополнительных баллов — больше нельзя.

А на медаль, к слову, я сразу не шла. Это родители и классный руководитель в декабре сказали мне: «Самина, попробуй». Почему бы и правда не попробовать? Я бы не назвала себя классической отличницей. Я очень общительная, у меня много друзей, я не постоянно сижу за книжками — наоборот, хочу скорее все доделать и пойти куда-то развлечься, погулять, посмотреть сериал. Я перфекционист, конечно, но стараюсь в себе это подавлять. Здорово, когда у тебя четверки и пятерки, но не всегда так получалось. Двойки и тройки у меня тоже были. 

— По каким предметам?

— По физике, по-моему, и по английскому. Как будто бы и по истории тоже… Я честно признавалась, что это не выучила, это не знаю, двойка справедливая. В декабре, когда решила выйти на красный аттестат, я направила фокус на историю, обществознание, химию, дискретную математику…

— Какую-какую математику?

— Это суперсложная математика, на ней трудно было всем: в 10-м классе мы считали матрицы, а в 11-м классе началась очень тяжелая теория вероятности, и ее надо было подтянуть, написать дополнительные работы, чтобы вышла хорошая оценка.

— Что тобой руководило?

— Я понимала, что мое окружение в меня верит. Это не было требованием со стороны родителей или учителей, меня именно мотивировали: «Попробуй. Вдруг получится?» И правда получилось. Сначала я вышла на серебряную, потом получилось и на золотую. Там высчитывается среднее арифметическое: оценки за два полугодия в 10-м, за два полугодия в 11-м и годовые — из них складывается средняя в пользу ученика.

У моих родителей даже не было доступа к электронному журналу — их не волновали мои оценки. Они спрашивали, как дела в школе, я сама рассказывала. Я хорошо училась, они это знали. Их интересовало, как идет моя подготовка, они меня поддерживали, помогали. 

«У меня есть стержень»

— Когда ты все успевала, если и к ЕГЭ готовилась, и на медаль работала?

— Я живу не рядом с лицеем: пешком идти, наверное, минут 20–30. Старалась иногда прогуливаться после уроков, если было время, по выходным куда-то выбиралась. Мы много куда ездили с родителями. Один выходной в неделю я старалась оставлять себе. Получалось, конечно, не всегда, но раз в две-три недели — стабильно. По будням я обычно вставала в 8:15. Быстренько собиралась, бежала в школу. Уроки начинались в 8:45.

— Я бы не успела. 

— Вот и я частенько опаздывала. Потом были уроки, иногда курсы — то есть это уже девятый-десятый урок после основных. Возвращалась домой я в лучшем случае в 17:00, а нередко и в 19:00. Потом ужинала и садилась делать домашку, готовиться к ЕГЭ. Сначала домашки задавали много. В то время, когда мы проходили школьную программу и не готовились к ЕГЭ, домашки была целая куча, мне едва удавалось совмещать ЕГЭ и школу. Потом, когда расписание поменялось, стало полегче, я готовилась только к ЕГЭ. А заканчивала я всегда поздно: могла лечь спать и в 3-4 часа ночи.

— Как ты себя чувствовала наутро? 

— Тяжело, конечно, было. На уроках я сидела в полудреме, но бывало, что и засыпала. 

— Учителя не будили? 

— Нет! Наверное, они все понимали (смех). Но засыпала я редко. Чаще просто закрывала глаза.

Где-то с весны я начала немножко отпускать и школу, и ЕГЭ. Желание учиться пропало, я стала ложиться пораньше, около полуночи. 

— Ты можешь назвать это выгоранием? 

— Наверное, это больше усталость, потому что я все-таки занималась. Просто я изменила свой режим. Если раньше я на уроках больше слушала, а дома до ночи занималась, то с весны я как раз таки занималась больше в школе, на переменах, на уроках: по математике задавали три параметра, а я делала пять.

Дома иногда я садилась делать домашку и, например, включала сериал или музыку на фоне. Мозг паниковал: «Ой, сейчас меня будут заставлять делать что-то трудное», и мне хотелось переключиться. Но я не разрешала себе переключаться только на сериал, все равно я в это время была погружена в учебу.

— Что важного ты поняла к 17 годам?

— Поняла, что надо не гнаться за учебой, а понимать и любить то, что ты делаешь. Адекватно относиться к образованию в целом и не гнаться за нереальными результатами — все делать в удовольствие. Уметь себя успокаивать на экзаменах и в других стрессовых ситуациях. Вот этот навык у меня получилось развить. Еще я поняла, что я сильный человек, что у меня есть стержень и я справлюсь со всем сама. 

— Кто из известных айтишников тебе ближе?

— Пожалуй, Стив Джобс. 

— Тебе важно создать свой продукт уровня Apple или достаточно быть рядовым программистом? 

— Я не против делать что-то незаметное и полезное. Но кому из айтишников не хочется создать что-то свое: что-то значимое, что продвинуло бы человечество еще на шаг вперед? Каждый понимает, что за этим стоят большие возможности.

Фото: Юлия Иванова

Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

Источник

Exit mobile version