
Развитое воображение помогает ребенку легко учиться, находить правильное решение в сложных ситуациях, заниматься творческими и научными проектами. Причем развивать воображение и фантазию ребенка надо с раннего детства, иначе потом эти способности угасают.
Так ли полезна фантазия и воображение?
Полезна ли фантазия, нужно ли вообще воображение? Возможно, этому придают слишком большое значение? А на самом деле можно легко прожить и без этого всего?
Что такое фантазия и воображение? Воображение — это основа наглядного мышления, воображение помогает решать задачи без применения практических действий, лучше ориентироваться в ситуации. А фантазия — это представляемая ситуация, которая не соответствует реальности, но выражает желания человека. Эта способность необходима для творческой реализации человека.
Чем полезны фантазии и воображение? Фантазии стимулируют креативное мышление и воображение, помогают находить новые идеи и решения, помогают справляться со стрессом, негативными эмоциями (можно временно уйти в мир фантазий и отдохнуть от забот), а также помогают бороться с разными фобиями и повышенной тревожностью. А воображение стимулирует уверенность в себе, позволяет развивать языковые навыки, улучшает память, помогает проигрывать разные ситуации в голове, подбирать к ним решения.
Чем больше знаний у ребенка, тем богаче его фантазия. Поэтому если родители хотят, чтобы ребенок стал творческим человеком, не терялся в сложных ситуациях, надо помогать ему накапливать опыт и знания, поддерживать в нем любознательность. Проще всего, развивать воображение и фантазию в игре. Ведь именно в игре ребенок учится думать.
Игры для детей 2 — 5 лет
Для самых маленьких надо придумывать простые игры.
Дорисуй рисунок
Взрослый ставит разные цветные кляксы на бумаге, а ребенок пытается дорисовать их, чтобы получилось распознаваемое изображение. Например, кляксе можно дорисовать лепестки, и получится цветок или дорисовать голову, рук и ноги, и получится человечек.
Наблюдение за природой
Отличная игра, в которую можно играть в любом возрасте, начиная с двух лет. Суть игры в том, чтобы искать сходства и подобия в разных явлениях природы. Предложить малышу посмотреть на облака. Что он видит? Может быть, облако похоже на сладкую вату, или дракона, или птицу.
Нарисуй музыку
Надо подобрать разные мелодии и дать ребенку прослушать. Пусть нарисует, как он их себе представляет. Яркие или тусклые, зигзаги или брызги, а может быть, ребенок нарисует целый рисунок, который он представляет, прослушивая музыку.
Сочиняем сказку
С малышом 2 — 3 лет можно вместе выбрать героя, сюжет, придумать место, в котором будет происходить история. То есть, помогать, подсказывать, но давать ребенку больше придумывать самостоятельно, задавать наводящие вопросы.
Играть можно каждый день, главное — придумывать разные игры.
Игры для ребят 6 — 10 лет
Для детей школьного возраста можно придумать еще больше интересных и полезных игр. Ведь у таких ребят больше опыта и знаний, чем у дошкольников.
Кто я?
Пусть ребенком с помощью жестов и мимики покажет что-то или кого-то. Например, учителя, врача, шофера, собаку, зайца, самолет. А после можно поменяться местами. Взрослый показывает, а ребенок отгадывает.
Иллюстрация книги
Сначала ребенок должен прочитать какую-нибудь книгу, а после нарисовать к ней иллюстрации. Что его больше всего привлекло, какие ситуации были наиболее интересны, что самое главное в этой книге? А можно сначала сочинить сказку или небольшой рассказ, а после иллюстрировать его. Это будет еще интереснее.
Кукольный театр
Отлично развивает фантазию и воображение кукольный театр. Сначала надо выбрать сказку или сюжет, после подобрать или сделать героев, смастерить сцену, декорации, выучить диалоги и монологи.
Фантастика
Эта игра предполагает несколько участников. Каждый должен придумать самую фантастическую историю, чем неправдоподобнее она будет, тем лучше. А после жюри решает, кто выиграл.
Рассказ из одного слова
Сначала ребенок выбирает любое слово, затем на каждую букву этого слова придумывает еще слова, а после из них сочиняет рассказ. Например, слово — кот. Слова на каждую букву: «к» — костер, «о» — облако, «т» — тигр. То есть, в рассказе будет и облако, и костер, и тигр. Пусть сочиняет, используя эти слова историю или сказку.
Новый праздник
Предложить ребенку придумать новый праздник. Чему он будет посвящен, как он будет проходить? Можно придумать интересную программу и провести его на самом деле. Например, праздник блинов. Вместе изучить рецепты, выбрать варианты, вместе замесить тесто и испечь, а после вместе съесть. При этом можно сочинять или вспоминать стихи и песни, рассказы и сказки о блинах.
Очень важно не заставлять ребенка делать так, как надо, а предоставить ему простор для фантазии.