Фото: freepik.com С 1 сентября 2025 года Минпросвещения вводит оценки за поведение в 10 школах шести регионов России в рамках пилотного проекта. С 2026 года поведение учеников будут оценивать уже по всей стране. «Правмир» узнал все, что об этом известно.
С чего все началось
Впервые о возвращении в школы оценок за поведение заговорили в декабре 2024 года, во время Совета по правам человека.
Тогда председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников предложил президенту России ввести в школах такие оценки, но «с понятными критериями». Он добавил, что ученики с неудовлетворительной оценкой по поведению не должны допускаться к выпускным экзаменам.
В ответ на предложение Владимир Путин удивился, что оценки за поведение сейчас не ставят в школах — и добавил, что это «нужно обсуждать». Позже Минпросвещения сообщило, что готовит законопроект о введении в школах оценки за поведение.
Депутаты Госдумы, обсуждая предложение, поддерживали идею. Некоторые назвали данную меру одним из способов борьбы со школьным буллингом.
Где и кому начнут выставлять оценки за поведение
С 1 сентября 2025 года оценки за поведение введут в 10 школах шести российских регионов — в качестве эксперимента.
В пилотном проекте Минпросвещения примут участие школы в Новгородской, Ярославской, Тульской областях, ЛНР, Чеченской Республике и Мордовии.
Какие именно школы будут участвовать в эксперименте, пока не определено — список участников будет сформирован до 1 июля. Также известно, что этим учебным заведениям дадут месяц для разработки локальных правовых актов.
Пилотный проект будет нацелен на учеников 1–8-х классов, старшеклассники в нем участвовать не будут. Управлять процессом будут сами школы, при этом министерство установит общие требования, по словам министра просвещения Сергея Кравцова. Проект продлится 4 месяца.
Его результаты будут обсуждать с педагогами и родителями — эксперты оценят, как новшество повлияло на дисциплину и атмосферу в классе, на мотивацию школьников, изменило ли нагрузку на учителей.
Критерии оценок за поведение
Сейчас Минпросвещения разрабатывает критерии и порядок выставления оценок за поведение. Обещают, что в нем обязательно будет соблюден принцип объективности.
«Главная задача оценок, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, — укрепление сознательной дисциплины детей, а главный критерий — выполнение своих основных обязанностей. Это старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно-полезном труде», — сообщили в Минпросвещения.
Ведомство рассматривает три варианта оценивания:
Что думают о новшестве родители и учителя
65% родителей положительно оценивают нововведение, по данным мартовского опроса сервиса SuperJob. Чаще за введение оценок за поведение выступают отцы, чем матери (75% против 53%). По их мнению, «авторитет учителя утерян, оценка поведения поможет угомонить слишком наглых учеников».
При этом 18% опрошенных родителей выступают против, считая, что это «способ давления на родителей» и «инструмент для перевода ребенка на домашнее обучение».
Что касается педагогов, то тут высказавшихся «за» было еще больше: одобряют возвращение оценок за поведение 85% российских учителей. Некоторые уверены, что за плохое поведение не только необходимо ставить оценки, но и исключать из школы. Кроме того, учителя отмечают, что благодаря введению оценок за поведение родители смогут более объективно воспринимать проблемы детей, которым иногда требуется «психологическая коррекция».
Учитель математики Антон Низовцев считает, что такой инструмент контроля дисциплины, как оценки за поведение, может помочь как учителям, так и детям.
— Хотелось бы, чтобы школа имела бы право просто отчислять или переводить в более слабые классы учеников, которые особенно «отличились» поведением, — сказал педагог.
При этом, по мнению Низовцева, оценки за поведение не должны смешиваться с оценками за академическую успеваемость, «потому что это разные вещи».
Писатель и педагог Ирина Лукьянова, напротив, считает, что оценки за поведение могут стать не благом, а репрессивным инструментом. По ее мнению, школа и семья совместно должны работать с проблемным поведением ребенка. А педагогов необходимо обучать работе с поведением детей и поддержанию дисциплины.
— Нужно четко устанавливать правила поведения в классе и с самого начала учить детей их соблюдать, с одной стороны, а с другой — показывать им, куда они могут пойти со своей проблемой, чтобы решить ее не демонстративно плохим поведением, — уверена педагог.
Не поддерживает новшество и филолог, учитель словесности Михаил Павловец. Он отмечает, что нельзя бороться с помощью оценок с плохим поведением ребенка, если оно связано с особенностями самого школьника (диагноз СДВГ, неблагополучие в семье и прочее).
— Оценка имеет хоть какой-то смысл только тогда, когда становится способом коммуникации с самим учеником, а не с его родителями или, тем более, с надзорными органами… Представьте, что врач будет ставить своим пациентам оценки за отношение к лечению — что это даст? — говорит учитель.
Оценки за поведение в современных реалиях не нужны, уверен председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
Он считает, что введение оценок за поведение лишь усилит проблемы и увеличит количество конфликтов в школе.
— «Волшебная палочка» в виде оценок за поведение ничего не исправит. Если ребенок ведет себя плохо, есть проблемы с поведением, то нужно смотреть, что у него происходит в семье, в окружении и так далее. Это первые показатели того, что что-то не так. А затыкать рот ему двойкой — это точно неправильно, — убежден Казаков.
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ