«Вот вам ваши баллы». Ольга Емельяненко сдала ЕГЭ на 295, получила медаль и выиграла апелляцию

«Вот вам ваши баллы». Ольга Емельяненко сдала ЕГЭ на 295, получила медаль и выиграла апелляцию 14 июля, 2025. Вероника Словохотова На вторую часть задания по физике ушло 11 бланков

Фото: Жанна Фашаян У Ольги Емельяненко из Фрязина 295 баллов за ЕГЭ по профильной математике, физике и русскому языку, а с золотой медалью — все 300. Она не просто отлично сдала экзамены без репетиторов, но и вернула себе несколько баллов благодаря апелляции: эксперты неверно оценили задачу по математике, а Ольга не побоялась доказать свою правоту. История целеустремленной стобалльницы — в материале «Правмира».

«После профильной математики я настраивалась на худшее»

— Когда узнаешь, что человек сдал ЕГЭ на 100 баллов, хочется спросить: «Какая у тебя суперсила?»

— Читала истории стобалльников: у всех были такие разные способы подготовки, что я растерялась. В итоге выбрала просто много заниматься. Но на самом деле все началось с того, что я с самого первого класса стала хорошо учиться, занятия в лицее меня увлекли. Со второго класса нам выдавали похвальные листы, и я старалась их получать, чтобы порадовать родителей, родственников, учителей. 

До 7-го класса не думала, куда буду поступать, а потом выбрала физико-математический профиль: там уже было больше математики, физики, информатики. На ОГЭ я сдавала эти предметы, по всем получила пятерки. За ЕГЭ взялась с 10-го класса.

Если коснуться русского языка, то здесь мне точно хватало только лицея. Весь 10-й класс мы занимались тестовой частью. Раньше я часто писала по интуиции, но когда начала готовиться к ЕГЭ, поняла, что только правила могут в этом деле спасти. Запоминать их мне помогали конспекты с примерами — я делала их по совету учительницы. Например, задание, где даются ошибки: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, нарушение построения причастного или деепричастного оборота… Я записывала пример с неправильным предложением, а потом перестраивала его в правильное. 

Самой сложной для меня была орфография. В заданиях могут попадаться словарные слова, к которым не применишь существующие правила. Приходилось заучивать, записывать на отдельный листочек, чтобы повторять, я полагалась на зрительную память.

Работать над сочинениями мы начали с 11-го класса. Меня порадовало, что в этом году мы не ищем проблему, она уже дается в задании. Я смотрела задания прошлых лет и недоумевала: как эту проблему найти? Угадаю или нет? А если их несколько вообще? Увидев демоверсию, я успокоилась — с таким нововведением сдать явно проще. 

Но сочинение в целом дается мне с трудом. Красивые обороты у меня не получаются. Впрочем, самое главное для меня — это грамотность. Еще важно, чтобы текст получился логичный и связный, а в структуре я терялась, потому что есть разные схемы. Где-то сначала указывается проблема, потом позиция автора, два примера, потом смысловая связь между ними, потом свой пример и вывод, а где-то эта последовательность немного меняется: сначала проблема, потом два примера, потом смысловая связь, а потом только позиция автора.

— Разница правда такая существенная?

— Я не знала, какая схема лучше, какую примут эксперты, и очень из-за этого переживала. Решила, что первым делом буду приводить позицию автора — так показалось логичнее, так говорила учительница. Знаю, что многие здесь не согласились бы, но эксперты мой вариант приняли.

На экзамене было уже не страшно. Первой части я уделила минут 40, потом ее проверила, остальное время писала сочинение. Мне достался редкий текст — у нас в городе он не выпал практически никому, то есть не с кем было даже обсудить, что кто написал. 

— О чем он? 

— В тексте шла речь о коллекционере, который собирал старые вещи чужих людей: «Не выбрасывайте, отдавайте мне». И благодаря ему потом эти люди могли вспомнить о своем детстве, о каких-то моментах из жизни. Проблема нетривиальная — «Что дает собирание старых вещей?». Я сразу уловила, какая позиция у автора, какие примеры следует брать. Труднее всего было избежать лексических повторов: «старые вещи», «старинные предметы», «антиквариат»… Пришлось изобретать синонимы, потому что одно и то же слово не рекомендуют повторять более трех раз. 

Написала, перепроверила: мне все равно показалось, что многовато повторов и за что-нибудь баллы да снимут. Но я сдала бланки и ушла домой, стараясь даже не думать об этом, чтобы лишний раз не нервничать. Но это был второй по счету экзамен, после профильной математики я настраивалась на худшее. 

«Если бы не подала апелляцию, потом бы жалела»

— В этом году экзамен по профильной математике выдался на редкость сложным, даже эксперты это признают.

— Так и есть. К математике я готовилась как будто с того момента, как перешла в профильный класс, и до победного, но прицельно — в последние два года. С 10-го класса мы разбирали первую часть, она довольно простая: ее могут решить ребята даже не из профильных классов, если постараются. А вот во второй части начинаются проблемы, потому что в некоторых заданиях школьной программы уже не хватает.

— На этот случай на подмогу приходят репетиторы, онлайн-школы. Не твой путь?

— Мне нравилось смотреть открытые материалы онлайн-школ. Я брала летний курс по математике, чтобы не сидеть без дела, а потом началась учеба в лицее, стало некогда. У нас было очень много уроков математики. По ощущениям только математикой мы и занимались. Внеурочки тоже были, домашних заданий мы получали достаточно, чтобы все повторить.

Я переживала из-за того, что слишком долго сижу над некоторыми заданиями и слишком объемными у меня получаются решения. Думала, на экзамене меня подведет геометрия, но нет, с ней я справилась. Экономическая задача тоже удалась — в ней надо внимательно читать условия, чтобы не допустить ошибок. Меня подвели две последние задачи, особенно 19-я — она близка к олимпиадной. 

— Необязательно решать ее полностью, чтобы получить 100 баллов.

— Нам учительница так и говорила: «Решайте пункт «а» точно, потому что он посильный, у вас получится». Она разбирала с нами эту задачу, и да, пункт «а» вполне решаемый.

В 18-м задании дается параметр. Я решала его разными способами — графическим, аналитическим, функциональным. Старалась совладать со всеми способами, чтобы быть готовой ко всему. В итоге мне достался смешанный параметр! Я начала его исследовать, но времени уже оставалось мало — я тщательно проверяла то, что уже успела решить, чтобы не было никаких вычислительных ошибок. Все равно я кое-что успела написать, и один балл мне все-таки поставили за то, что я сделала замену и начала анализ.

А к 19-му номеру я даже не приступала. Там слишком много идей: идея минимальной суммы, максимальной суммы, всяких рядов и последовательностей… Иногда не знаешь, что применить. Еще пока готовилась, я сказала себе, что по математике 90+ мне будет достаточно. И после экзамена я была уверена, что у меня 95 баллов. А оказалось, что всего 92. А эти три балла очень весомы, особенно если планируешь поступать в московский вуз.

— Как ты вернула себе баллы? Насколько это энергозатратно?

— Сначала я обрадовалась, что порог пройден. Потом стала разбираться и выяснять, за что мне сняли баллы. Оказалось, за 17-ю задачу, планиметрию. Я делала ее сразу на чистовике и несколько раз проверила, убедилась, что да, здесь у меня нет никаких сомнений. 

Когда пришли результаты, я сильно удивилась: что не так? Посмотрела свое решение — вроде все нормально. Позвонила учительнице, отправила ей работу. Учительница тоже сказала, что все в порядке: «Ни в чем не сомневайся, подавай апелляцию». А я боялась, что в таком случае эксперты могут еще снять баллы, перепроверив другие задачи. Тем более многие говорили, что 92 балла — с учетом сложности нынешнего экзамена — это высокий результат. Результаты по русскому и физике были неизвестны, и я хотела подождать, не подавать никакие апелляции… Но потом решила, что нет, я буду идти до конца, мне нужны эти баллы, я их получу.

Почитала, что есть разные способы подачи, самый удобный — онлайн через Региональный центр обработки информации (РЦОИ). Я поставила галочку, чтобы мне полностью перепроверили вторую часть. 

Сама апелляция проходила в другом городе. Можно было не ехать, но я перестраховалась, чтобы у меня был шанс все объяснить лично и убедить экспертов, что задача решена правильно. Мне показали мои бланки и мгновенно спросили про 17-ю задачу. «Все, вот вам ваши баллы, остальное остается без изменений», — так я получила свои 95 баллов. Если бы не подала, потом бы жалела.

«На вторую часть по физике ушло 10 или 11 бланков»

— И вот у тебя в кармане 195 баллов за два предмета.

— Да, я даже не поверила, что по русскому у меня 100! Первой их увидела не я, а мама. Она обновляла сайт почти каждую минуту. Я подумала, что это не мои баллы, мне подкинули (смеется). Но потом я сама зашла, проверила — да, мое имя, мои бланки, мои ответы, мое сочинение. Все-таки я боялась, что в сочинении где-нибудь да придерутся. А ведь эти сочинения мы в школе писали каждую неделю, иногда по два раза — по публицистическим текстам, по художественным… Значит, все мои усилия были не напрасны. 

О физике я потом уже не беспокоилась — как будет. Баллы не успели прийти в личный кабинет, нам позвонила учительница: «Поздравляю, у вас 100». Мы сначала подумали, что это по русскому языку, а оказалось, что по физике. Очень приятно было услышать, как учительница радуется за меня и за родителей.

— Чего тебе стоили эти баллы? Физика легче математики?

— Для меня они, как оказалось, примерно одинаковы, но математика чуть-чуть сложнее. Я сразу после ОГЭ поняла, что буду сдавать физику. Мне нравилось, что это не просто формулы — за ними скрывается какой-то смысл. 

Самое важное — изучать механику, движение тела, потому что на ЕГЭ много задач, в которых нужна именно механика с каким-то еще разделом физики. Я начала с механики, потом бралась за другие темы, решала задачи…

— И у тебя все-все всегда получалось?

— Нет, бывали трудности с электростатикой, там тоже много формул, и в целом в физика богата на теорию, которую надо постоянно повторять. Но когда начинаешь понимать саму теорию, формулы запоминаются легче. 

Больше всего сил у меня ушло на 21-ю, качественную задачу: там надо описать какой-то физический процесс, и темы могут быть самые разные. Я боялась, что мне попадется как раз электростатика, задача с электрометрами, заряженными телами… Не знаю, почему боялась, вроде все знала. 

Но в этом году был новый раздел, «Механика». Мне попалась именно она, хотя уверяли, что она будет не везде. Я отложила ее на самый конец, как всегда это делаю. Самое сложное — на десерт. Расчетные задачи решаю, записываю, проверяю, а потом перехожу к качественной. А в ней я люблю писать побольше, чтобы точно все указать и чтобы эксперт понял, что я знаю! И вот осталось немного времени до конца, я быстро-быстро пишу, прошу бланки, еще бланки, очень много бланков. На вторую часть их ушло 10 или 11! В последний момент все перечитала и успокоилась. За пять минут до конца закончила, но лучше времени на проверку оставлять побольше. 

«Все бросала, когда совсем не оставалось сил»

— Сколько времени ты обычно тратила на учебу после школы?

—  Занятия у нас начинались в восемь, домой я приходила часам к двум или трем, делала домашние задания — не только по профильным предметам, но и по другим, их тоже никто не отменял. А потом выбирала либо физику, либо математику, либо русский — чем сегодня мне хочется больше позаниматься? Математикой, может? Или сочинение напишу? Или порешаю задачи по физике? А может, посмотрю в интернете какие-нибудь материалы? 

Ложилась я поздно. Все бросала, когда сил уже совсем не оставалось: «Ладно, потом решу. Может, утром придет какая-нибудь идея». Потому что все-таки спать тоже важно. Но обычно я ложилась часов в 11, иногда в 12, если хотелось еще полежать и что-нибудь посмотреть в телефоне. Ночами старалась не сидеть, это тяжело. 

— Но ведь в твоей жизни была не только учеба, правда?

— Я ходила на дополнительные занятия, связанные не только с экзаменами. Просто так, для себя. У нас в школе есть кружок по программированию, и мне нравилось там заниматься, я изучала Python, это меня отвлекало от ЕГЭ.

— Но это тоже учеба. А с друзьями выбраться поболтать, в кафе посидеть?

— Я старалась гулять на свежем воздухе, но особо мы никуда не выезжали. Все друзья тоже готовились к ЕГЭ, поэтому мы меньше времени проводили вместе. На выходных мы с родителями иногда уезжали на дачу, там я могла почитать художественную литературу — чтобы подкопить аргументов для сочинения. 

Хотя на экзамене я все-таки предпочла взять пример из жизни: написала, что мой отец тоже собирает старые вещи — мои детские вещи, — чтобы я в будущем вспоминала себя маленькую и просто радостные моменты, которые меня отвлекут от тяжелой взрослой жизни. Нам учительница говорила, что, конечно, в идеале надо приводить примеры из литературы, но если вообще никаких идей нет, то тогда подойдут и примеры из жизни — никто проверять их реальность не будет.

Когда на улице было тепло, я каталась на велосипеде. Зимой гуляла, каталась на коньках или санках. В секции, кружки, музыкальную или художественную школу я не ходила. 

— Не привлекало? 

— Нет. Я думала, что лучше побольше сделаю домашнего задания. Учебы в школе мне было достаточно.

В целом этим два года прошли напряженно. В голове крутились мысли, что надо сдать экзамены и все остальное подождет. Когда накатывала тревога, я отвлекалась, мне помогали родители. 

— Тревога — она в чем проявлялась?

— Я представляла худшее: что буду сидеть на экзамене и его не сдам. Но родители говорили, что все будет хорошо и экзамены не самое важное в жизни. 

На ЕГЭ я особенно нервничала, когда медленно печатали и раздавали бланки. Что там за задания будут? Я сразу смотрела первую часть, а во вторую старалась не заглядывать, потому что тогда мандраж бы усилился. И постепенно, пока решала первую часть, я успокаивалась: «Вот это знаю, это решу точно, все получится». И решала-решала-решала. 

Один этап пройден — теперь ко второй части: там тоже задания по силам. А вот я когда приступала к более сложным, то уже начиналась паника: что решать? как решать? В целом помогали мысли, что экзамен не такой уж и сложный. 

Разные пути

— У тебя есть сестра-двойняшка, как она сдала? У вас не возникало соревнования в учебе?

— Нет, она после 9-го класса ушла в другую школу, хотела поступать на экономический. Она готовилась поменьше, чем я, но была почему-то увереннее, часто гуляла. Хотя и занималась тоже, конечно, но не так, мне кажется, усердно. Она говорила, что 70 баллов ей хватит. В итоге она не стобалльница, но она к этому и не стремилась. Я смотрела на нее и успокаивалась: «Может, и правда не все так страшно?»

— И цели получить медаль у нее тоже не было? 

— В 9-м классе у нас обеих были красные аттестаты. А в новой школе для нее все сложилось по-другому. Может, в учителях дело, ей было сложнее к ним привыкнуть — не знаю.

— Тогда почему тебе было важно получить 100 баллов, пусть и не по всем предметам, да еще и медаль?

— Медаль — это приятно и почетно, она порадовала бы родителей. 

Я мечтала поступить на бюджет в московский вуз. Мои родители учились в Москве: мама окончила Сеченовский университет, папа — военную академию. Вот мне и хотелось последовать за ними, повторить их пример. 

Учителя по всем предметам, которые я сдавала на ЕГЭ, невероятно много сделали для того, чтобы у меня был такой результат. Они не жалели времени и сил, давали полезные материалы, делились опытом, как сдавали их предыдущие ученики, подсказывали, как лучше решать то или иное задание, какой должен быть план подготовки. И мне хотелось их не подвести.

— Я знаю людей, которые после экзаменов разводили на даче костер и сжигали все свои тетради и пособия. Как ты снимаешь напряжение?

— Вообще-то это я (смех). С лета, когда начала готовиться, я покупала толстые тетради А4, записывала туда теорию, которая может пригодиться, решала задачи. У меня накопилось больше десяти тетрадей точно. Сначала я их складывала, не хотела выбрасывать. Думала, может, еще понадобятся. Но после ЕГЭ на них посмотрела и поняла: «Нет, будем прощаться». Экзамены сданы, не хочу, чтобы о них больше что-то напоминало. Так что пока отложила, жду момент, когда можно будет сжечь (смех). 

В какие-то моменты в течение года я была близка к выгоранию, но вовремя вспоминала, что хочу поступить в московский вуз. У меня было несколько вариантов, я ездила на дни открытых дверей, смотрела студенческие видео, это меня вдохновляло. В итоге я поступаю в МИФИ. Мне кажется, этот университет подходит мне идеально. 

— Почему именно он?

— Там есть специальности, в которых я бы с удовольствием себя попробовала. Пока смотрю на электронику и наноэлектронику. Ничем в этой области не интересовалась, пока училась, но хочется рискнуть. 

Отец у меня работает на заводе, который производит транзисторы, говорит: «Хорошая работа», и я подумала: «Почему бы и нет?» Еще мне интересна информационная безопасность, но больше все-таки хочется изучать физику. Конечно, не так, чтобы потом идти в науку. Страшновато туда идти… Поэтому инженерная специальность — лучший вариант.

Не бояться сложностей

— Чего бы тебе хотелось от жизни? Не только в профессиональном плане.

— Достойно окончить вуз для начала. Я начиталась отзывов, ребята пишут, что учиться в МИФИ очень сложно — там хотя бы на тройки сессию сдать, чтобы тебя не отчислили. Но ведь про все ведущие вузы можно такое сказать. Да, хотелось бы красный диплом, а там как получится. Я буду стараться. Но, конечно, я привыкла получать хорошие оценки. Наверное, будет болезненно, если я завалю сессию. Это для меня страшно. 

— В чем страх? Можно ведь пересдать.

— Боюсь, что пропадет желание учиться дальше. Вдруг это не мое, раз ничего не получается? Вот таких мыслей особенно боюсь. Но верю, что я с этим справлюсь. Главное же не оценки, а знания. 

— Представим, что ты получила красный диплом, устроилась на работу и делаешь транзисторы: тебя ценят, ты высокооплачиваемый специалист. Что дальше?

— Пока не придумала… Наверное, буду узнавать еще что-нибудь новое, что поможет мне глубже разобраться в моей специальности, переключиться на какое-нибудь новое дело. А может, мне настолько понравится моя работа, что захочется посвятить всю жизнь только ей.

— Но ведь жить одной работой скучно. Нет?

— Да, возможно… Пожалуй, еще я хочу путешествовать. Вернее, чтобы на это было время. Я бы посетила интересные города в нашей стране. Может, слетала бы и за границу — много красивых мест есть в мире, и посетить их будет очень здорово.

— Ты любишь узнавать новое о физике, математике. А что нового ты узнала о себе за эти два года?

— Что у меня есть усидчивость. Если я что-то решила, я доведу дело до конца. Но в будущем мне стоит поработать над тем, чтобы более активно себя проявлять, участвовать в соревнованиях, олимпиадах, не бояться пробовать новое, а не заниматься только тем, что хорошо получается. Хочу не бояться сложностей. Опыт с ЕГЭ мне в этом плане помог. 

— А когда же наслаждаться жизнью?

— Над этим мне тоже надо поработать! Тем более сейчас лето, никаких забот, кроме подачи документов. Но мне бы хотелось что-нибудь узнать про высшую математику, потому что она, говорят, очень сложна. Полезно чуть-чуть подготовиться к университету. Но пока я отдыхаю.

— Что бы ты теперь посоветовала себе, оглядываясь назад?

— Не стоит так сильно переживать из-за ЕГЭ. Мне следовало больше времени уделять выбору профессии. За последние два года я совсем не нашла для этого времени. В моей жизни были только экзамены. Надеялась, летом все станет понятно, но оказалось не совсем так. Надо еще серьезно подумать, чем я хочу заниматься в жизни. Ну и побольше отдыхать.

Фото: Жанна Фашаян

Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

Источник

Exit mobile version