Храм Массенден: наследие эксцентричного графа-епископа на краю пропасти

Жемчужина ирландского побережья, храм Массенден, подобно миражу возвышается над бушующими водами Атлантики. Эта история — не просто рассказ о здании, а сага об экстравагантном аристократе, неосуществлённой мечте, таинственной даме и безжалостной силе природы.

В 1783 году Фредерик Херви, 4-й граф Бристоль и епископ Дерри, задумал строительство. Во время своего гранд-тура по Италии он был очарован античным храмом Весты в Тиволи и возжелал купить его, чтобы перевезти к себе в поместье Даунхилл в Ирландии.

Однако Папа Римский наотрез отказался продавать древний памятник. Оскорблённый Херви, которого часто называли графом-епископом за сочетание церковного и светского титулов, вернулся домой и отдал приказ: создать точную копию храма на краю 37-метрового утёса. Он обратился к архитектору Майклу Шанахану, и работа закипела.

Храм был посвящён не богине, а прекрасной кузине Херви, Фридесвиде Массенден. Граф-епископ питал к ней глубокую, как утверждалось, платоническую привязанность и называл её chère cousine — «дорогая кузина».

Однако в обществе поползли слухи о характере их отношений. В 1783 году в газете даже было опубликовано анонимное письмо с намёками на неподобающую связь, что, вероятно, было политическим пасквилем. Тем не менее, эти сплетни, по некоторым сведениям, пагубно сказались на хрупком здоровье Фридесвиды. Она умерла в 1785 году, так и не увидев завершённого храма, ставшего её мемориалом.

Библиотека на краю света

Херви превратил ротонду в свою личную библиотеку, где стены от пола до потолка были уставлены книжными шкафами. Чтобы защитить фолианты от сырости в таком открытом всем ветрам месте, в подвале постоянно горел огонь, а система дымоходов поддерживала сухость. Под самим храмом была оборудована потайная комната, где, несмотря на свой сан епископа англиканской церкви, Херви разрешал католическим священникам проводить мессу, демонстрируя прогрессивные для того времени взгляды.

Над входом в храм была высечена надпись на латыни из поэмы Лукреция «О природе вещей»: «Suave, mari magno turbantibus aequora ventis e terra magnum alterius spectare laborem» — «Сладко, когда на море бушуют ветры, смотреть с земли на тяжкие труды другого». Эта цитата как нельзя лучше отражала дух места, где можно было в безопасности наблюдать за яростью стихии.

Упрямая реальность

Когда храм построили, вокруг него было достаточно места, чтобы проехать карете, запряжённой лошадьми. Но местный песчаниковый утёс постоянно подвергается эрозии. С каждым годом и каждым штормом пропасть приближалась. К 1997 году храм оказался на самом краю, и Национальный фонд Великобритании был вынужден провести масштабные работы по стабилизации утёса, чтобы спасти здание от падения в море.

Поместье Даунхилл, главный дом Херви, который он наполнял шедеврами Рафаэля, Рембрандта и Тициана, постигла печальная участь. В 1851 году его опустошил разрушительный пожар, уничтоживший большую часть бесценной художественной коллекции. Дом восстанавливали, но в XX веке он был окончательно заброшен, и сейчас от него остались лишь романтичные руины.

Сам храм Массенден, пустой внутри, но непоколебимый снаружи, с 1940-х годов находится под опекой Национального фонда. Он стал одним из самых фотографируемых мест Северной Ирландии и даже популярной площадкой для свадебных церемоний, продолжая стоять, бросая вызов времени, стихии и условностям.

Источник

Exit mobile version