«Колесница», остановившая линкор. Простые причины и серьёзные последствия рейда на Сен-Назер

28 марта 1942 года в ходе рейда на Сен-Назер, известного также как операция «Колесница», совместными усилиями британских коммандос, Королевского флота и членов движения «Свободная Франция» удалось уничтожить единственный сухой док в Атлантике, который мог принять на ремонт линкор Tirpitz («Тирпиц»). Таким образом, «Колесница» смогла ограничить действия флагмана Кригсмарине против арктических конвоев.

Немецкий линкор Tirpitz во время стоянки в одном из норвежских фиордов, 1943 год. У борта линкора судно-электростанция Karl Junge, которое подавало электроэнергию на Tirpitz, получивший повреждения. На переднем плане видны противоторпедные сети

Предпосылки операции

Сухой док Louis Joubert Lock («Луи Жубер Лок») во время Второй мировой войны был самым крупным сухим доком в Атлантике: его длина составляла 350 метров, ширина — 50 метров, а глубина достигала почти 17 метров. За счёт своих размеров док был способен принимать крупные корабли, например, линкоры типа Bismarck. Так, последний, получив повреждения в сражении с британским линейным крейсером HMS Hood, направился именно туда для ремонта, но, как известно, был потоплен флотом Его Величества.

Англичане прекрасно понимали, что если этот док продолжит функционировать, то оставшийся в строю Tirpitz сможет там ремонтироваться и продолжит угрожать флоту союзников. Именно поэтому следовало найти решение, которое прекратит существование дока.

Сухой док «Louis Joubert Lock» после рейда. На фото видны остатки HMS Campbeltown

Варианты и решение

Объединённый оперативный штаб рассмотрел множество способов уничтожить док, прежде чем был выбран окончательный вариант. Бомбардировку с воздуха отвергли практически сразу, поскольку это неизбежно привело бы к потерям среди мирного населения. Вариант уничтожить док с моря также не подходил, поскольку любой корабль с необходимой для этой задачи огневой мощью был слишком крупным и, следовательно, заметным. Он был бы обнаружен раньше, чем смог бы добраться до цели и начать обстрел.

Аэрофотосъёмка дока перед операцией

Управление Специальных Операций (УСО) в свою очередь заявило, что оно не может обеспечить диверсию, так как для перевозки достаточного количества взрывчатки необходимо огромное количество людей, которых не удастся незаметно доставить к Сен-Назеру. В это же время из-за весеннего половодья уровень воды в зоне операции был повышенным. Этим и решили воспользоваться — провести малые корабли с коммандос и необходимым количеством взрывчатого вещества. А после уничтожения ПВО стала бы возможна поддержка авиации.

Кроме того, незадолго до описываемых событий удалось расшифровать закодированные «Энигмой» сообщения Кригсмарине и составить карты минных полей в районе Сен-Назера и на пути к нему. По этим картам был проложен безопасный маршрут.

Маленькие труженики большого рейда

Помимо эсминцев в операции была задействована подлодка типа S HMS Sturgeon («Осётр»), которая служила для навигации кораблей. Также использовались 16 многоцелевых торпедных и артиллерийских катеров. И двум из них отводилась особая роль.

Торпедный катер MTB 74

Торпедный катер MTB 74 должен был торпедировать ворота внутреннего шлюза цели в случае успешного открытия внешних. Если бы это не удалось, он должен был атаковать ворота старого бассейна Сен-Назера.

Артиллерийский катер MGB 314 и 312, который также принимал участие в рейде на Сен-Назер

На артиллерийском катере MGB 314 располагался штаб, в том числе командующий этой флотилией и командир коммандос. Остальные же катера должны были доставить десант и забрать его после диверсии.

Многоцелевой катер ML 117. Катера подобного типа также участвовали в этой операции

Campbeltown — эсминец-смертник. Эскадренные миноносцы рейда

Чтобы подавить сопротивление гарнизона порта, по первоначальной задумке было решено использовать два эсминца Королевского флота при поддержке ВВС Великобритании. Один эсминец доставлял коммандос к доку вместе со взрывчаткой, а после подрывался. Другой должен был эвакуировать десант под прикрытием авиации и уйти обратно на Туманный Альбион.

Эсминец HMS Tynedale (L96)

Однако этот план был отвергнут, так как флот не хотел рисковать действующими миноносцами. Их решили использовать лишь для сопровождения по Атлантике до зоны проведения операции, прикрытия акватории и отхода. Этими эсминцами стали HMS Tynedale («Тайндэйл») и Atherstone («Эфирстоун») типа Hunt предвоенной постройки.

HMS Atherstone (L05)

Для подрыва был «пожертвован» старый эсминец Campbeltown (I42) (бывший USS Buchanan), типа Wickes, один из 50 переданных Великобритании в обмен на аренду военных баз войсками США. Из корабля вытащили всё внутреннее оснащение, которое было возможно, сняли четыре 4-дюймовых орудия, торпедные аппараты и бомбомёты.

Эсминец USS Buchanan (DD-131)

Вместо них установили устаревшие 12-фунтовые орудия, восемь 20-мм зенитных автоматов Oerlikon («Эрликон»), нарастили броню бортов, капитанского мостика и рулевой рубки. Сделано это было для сохранности главного груза — 4,5 тонн аммотола в трюме, которым надлежало подорвать док, перед этим протаранив его и запустив взрыватель с таймером.

Трюмы были забетонированы, чтобы при осмотре корабля немецкие сапёры не смогли обнаружить взрывчатку и обезвредить её. Также были проведены меры по маскировке: две трубы корабля демонтировали, остальные подрезали, чтобы он мог сойти за немецкий эсминец.

Эсминец HMS Campbeltown (I42)

Ход операции

26 марта 1942 года в 14:00 эсминцы Campbeltown, Tynedale и Atherstone вместе с катерами вышли из порта Фалмут, и направились к Сен-Назеру. По дороге корабли разделились на три колонны, средняя из которых состояла из миноносцев. Прибыв в Сен-Назер левая колонна высаживала десант на пристань «Старый мол», правая — возле старого входа в залив. По дороге конвой наткнулся на немецкую подлодку U-593, которая ушла, несмотря на атаки. Кроме субмарины конвой был замечен и французскими рыболовецкими траулерами, которые пришлось затопить, а экипажи взять в плен, чтобы сохранить секретность.

Через 7 часов флотилия была в 120 км от Сен-Назера. Tynedale и Atherstone отделились от конвоя и начали патрулировать акватории. Тогда же изменилось  построение: ведущим стал MTB 74, замыкающим — MGB 314, посередине располагался Campbeltown, а остальные катера шли параллельно ему с обоих бортов. Для пущей убедительности на эсминце подняли флаг Кригсмарине.

С 27 по 28 марта ВВС Великобритании бомбардировали порт Сен-Назера, чтобы помочь рейду, но ввиду погодных условий результаты были почти нулевыми, а гарнизон перешёл в усиленный режим охраны. 28 марта в 01:22 флотилия начала приближаться к порту в устье Луары. Маскировка сработала, но буквально через несколько минут была раскрыта, и по конвою открыли огонь.

Campbeltown, несмотря на шквальный огонь, повреждение силовой установки, потерю одного рулевого и ранение другого, всё же смог протаранить ворота дока на 10 метров и уничтожить его механизмы. Часть экипажа забрал катер ML 177, остальные эвакуировались к точке «Старый Мол». Тем временем к своим зонам высадки смогли дойти лишь 5 из 16 катеров.

Огастес Чарльз Ньюман

Остальные были уничтожены огнём береговой артиллерии, гарнизоном порта, немецкими лодками и траулерами, которые там находились. Подполковник Огастес Чарльз Ньюман высадился одним из первых, несмотря на то, что мог оставаться на MGB 314, являясь одним из руководителей операции. Он организовал оборону от войск Вермахта, что позволило диверсионным группам выполнить дополнительные задачи по уничтожению инфраструктуры порта. В 10:30 утра 28 марта 1942 года взрывчатка, находившаяся на Campbeltown, сдетонировала, разрушив сооружения и ворота главной цели, убив при этом офицеров, сапёров и специалистов, осматривающих корабль. В общей сложности около ста человек.

Немцы ведут осмотр HMS Campbeltown после боя. Фото было сделано незадолго до взрыва

Итоги рейда и потери

В результате операции «Колесница» док Louis Joubert Lock был выведен из строя до самого конца войны и отремонтирован лишь в 1947 году. Также были повреждены насосные станции для регулирования уровня воды в доках и другие сооружения порта. Незначительный ущерб был нанесён и кораблям противника в порту.

Немцы конвоируют захваченных британских коммандос

В ходе операции немцы потеряли 360 человек личного состава. Великобритания посчитала задачу успешно выполненной. Вместе с тем, из 617 человек, участвовавших в рейде, вернулись лишь 228, ещё 5 смогли уйти в Испанию и позже вернуться домой через Гибралтар. 169 человек были убиты, из них 64 коммандос и 105 матросов катеров и взорванного эсминца. 215 человек вывезти не представилось возможным и, вопреки отчаянному сопротивлению, их взяли в плен вместе с подполковником Ньюманом. 9 катеров было уничтожено, почти все их экипажи погибли.

Немцы перетаскивают раненых британских солдат

Несмотря на очевидный провал обороны и потерю дока, немцы оценивали операцию совершенно противоположно. Они считали, что поскольку большая часть британцев была убита или взята в плен, включая одного из руководителей операции, это был провал для Англии и успех для Германии. Кадры с военнопленными в дальнейшем использовались для активной пропаганды среди солдат Вермахта и матросов Кригсмарине. Одно можно было сказать точно: док был уничтожен, а Tirpitz скован в своих действиях.

Мемориал в Фалмуте в память о рейде на Сен-Назер

В Великобритании эта операция получила название «Рейда всех времён». 89 участников рейда представили к различным наградам, пятерых — к «Кресту Виктории», высшей награде страны. Одного из них, сержанта коммандос Томаса Фрэнка Дюрранта, представили к награде за проявленный героизм уже после войны. Причём это было сделано по просьбе немецкого офицера, капитан-лейтенанта Пауля к Огастесу Ньюману. Несмотря на несколько ранений в руки, тело и голову, британский коммандос, будучи пулемётчиком на катере ML 306, до последнего сражался с береговыми батареями врага. В память об операции и погибших в ходе её проведения в Фалмуте был установлен мемориал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Источник

Exit mobile version