10 классических фильмов ужасов, которые опередили своё время

Сейчас эти картины точно назвали бы постхоррорами.

10 классических фильмов ужасов, которые опередили своё время

1. Что случилось с Бэби Джейн?

What Ever Happened to Baby Jane?

  • США, 1962 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 2 часа 14 минут.
  • IMDb: 8,0.
  • Кадр из фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

    В детстве Джейн была популярной артисткой водевиля, а её сестра Бланш всегда оставалась в тени. Спустя годы ситуация изменилась. Теперь Бланш блистает в Голливуде, а Джейн склоняется к алкоголизму. Однако автомобильная авария приковывает звезду к постели. Тогда озлобленная Джейн, про которую все забыли, начинает мстить сестре.

    С этого фильма, основанного на одноимённом романе Генри Фаррелла, зародился поджанр ужасов под названием «психобидди». Это истории о некогда популярных постаревших звёздах, которые сходят с ума. Натуральности картине добавляет тот факт, что сыгравшие главные роли Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд действительно недолюбливали друг друга, поэтому экранное соперничество дополнялось закадровыми кознями. 

    2. Отвращение

    Repulsion

  • Великобритания, 1965 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 1 час 45 минут.
  • IMDb: 7,6.
  • Кэрол работает маникюршей, живёт вместе со своей сестрой и встречается с симпатичным Колином. Вот только героиня панически боится близости и чистит зубы даже после поцелуев. Когда сестра уезжает, Кэрол остаётся в доме одна и полностью отдаётся своим страхам.

    «Отвращение» — первый фильм неофициальной «квартирной трилогии» Романа Полански, в которую также входят «Ребёнок Розмари» и «Жилец». Картины сконцентрированы на внутреннем состоянии героев и показывают, как те постепенно становятся чем-то одержимы. «Отвращение» поднимает тему неприятия всего плотского, которое пугает девушку настолько, что у неё начинаются видения.

    3. Час волка

    Vargtimmen

  • Швеция, 1968 год.
  • Ужасы, детектив, драма.
  • Длительность: 1 час 28 минут.
  • IMDb: 7,5.
  • Кадр из фильма «Час волка»

    Фильм якобы представляет собой экранизацию дневника пропавшего художника. Когда-то Йохан Борг и его жена Альма переехали на остров Бальтрум. Мужчина страдает от бессонницы и рассказывает супруге о своих жутких видениях. Но, возможно, всё это связано с одержимостью Йохана своей бывшей возлюбленной. Или же видения реальны?

    Ингмар Бергман на протяжении карьеры снимал совершенно разные фильмы: от разговорной драмы «Сцены из супружеской жизни» до философского фэнтези «Седьмая печать». Но не все знают, что он отметился и в жанре психологического хоррора. «Час волка» — неспешный и загадочный фильм, который не даёт всех ответов, но заставляет зрителя переживать проблемы вместе с героями. 

    4. Святая кровь

    Santa Sangre

  • Мексика, Италия, 1989 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 2 часа 3 минуты.
  • IMDb: 7,5.
  • Феникс рос в семье циркача и религиозной фанатички. Однажды его мать застала своего мужа с любовницей и облила изменщика кислотой. Супруг в ответ отрезал женщине руки, после чего совершил суицид. Много лет Феникс провёл в психиатрической лечебнице. Когда он вышел на свободу, то воссоединился с матерью и в буквальном смысле заменил ей руки. Вместе родственники решили поквитаться со всеми, кто доставил им неприятности.

    Алехандро Ходоровски известен своими необычными фильмами. Его «Святая гора» — одна из самых странных картин в мире. «Святая кровь» — попытка режиссёра обратиться к слэшеру, смешав его с религиозными отсылками. А заодно и просто погрузить зрителей в атмосферу полного безумия.

    5. Голова-ластик

    Eraserhead

  • США, 1977 год.
  • Ужасы, фантастика.
  • Длительность: 1 час 30 минут.
  • IMDb: 7,3.
  • Кадр из фильма «Голова-ластик»

    Генри живёт в мрачном индустриальном городе. Однажды он узнаёт, что подруга, которую герой давно не видел, беременна. Так Генри становится отцом. Вот только их ребёнок выглядит странно и даже пугающе. Ситуация становится ещё хуже, когда мать уходит, оставляя отца одного ухаживать за мутантом.

    Дэвида Линча не считают режиссёром ужасов, хотя он отлично умеет пугать зрителей — вспомните хотя бы сцену с бездомным в «Малхолланд Драйв» или появления БОБа в «Твин Пиксе». А его «Голова-ластик» и вовсе соединяет сюрреализм с боди-хоррором. Да ещё и под жуткий саундтрек, где музыка смешивается с индустриальными звуками.

    6. Одержимая

    Possession

  • Франция, Германия, 1981 год.
  • Ужасы, драма.
  • Длительность: 2 часа 7 минут.
  • IMDb: 7,3.
  • Марк вынужден регулярно уезжать в командировки, оставляя свою жену Анну одну с ребёнком. Вернувшись в очередной раз, он замечает, что супруга ведёт себя очень странно и часто бросает сына без присмотра. Марк подозревает, что это может быть связано с изменой, но всё намного страшнее.

    Фильм Анджея Жулавского — настоящий постхоррор, только вышедший в начале 1980‑х. Режиссёр вложил в эту историю свои личные переживания и в виде ужасов показал потерянность героини и травму расставания. Получилась смесь тревожной драмы и боди-хоррора.

    7. А теперь не смотри

    Don’t Look Now

  • Великобритания, Италия, 1973 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 1 час 50 минут.
  • IMDb: 7,1.
  • Кадр из фильма «А теперь не смотри»

    Джон и Лора Бакстер потеряли дочь. Чтобы восстановиться после утраты, они перебираются в Венецию, где муж работает реставратором. Однако в городе орудует маньяк, и тела его жертв напоминают супругам о трагедии. Вскоре они знакомятся со странными сёстрами, одна из которых называет себя медиумом.

    За счёт резкого монтажа и необычных визуальных вставок режиссёр Николас Роуг добавил к атмосфере книги Дафны Дюморье более тревожную атмосферу. Таким образом психологический триллер превратился практически в хоррор. Хотя на самом деле в основе сюжета реалистичная трагедия пары, которая потеряла ребёнка. 

    8. Видения

    Images

  • Великобритания, 1972 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 1 час 41 минута.
  • IMDb: 7,0.
  • Детская писательница Кэтрин слышит в телефоне чей-то голос, утверждающий, что у её мужа роман на стороне. Вскоре у женщины появляются галлюцинации: вместо супруга она видит своего погибшего любовника. Пара переезжает в загородный дом, но состояние Кэтрин только ухудшается, и вскоре она начинает видеть и своего двойника.

    Роберт Олтмен признавал, что при создании фильма отчасти вдохновлялся «Персоной» Ингмара Бергмана: завязка сюжета и тема двойников и правда чем-то похожи. При этом «Видения» скорее могут напоминать «Отвращение», которое тоже есть в нашем списке. Фильм Олтмена иллюстрирует нарастающее безумие. Остаётся только гадать, что же было реальным среди видений главной героини.

    9. Выводок

    The Brood

  • Канада, 1979 год.
  • Ужасы, фантастика.
  • Длительность: 1 час 32 минуты.
  • IMDb: 6,8.
  • Кадр из фильма «Выводок»

    Психиатр Хэл Рэглан испытывает на своих пациентах экспериментальные методы лечения. Среди его подопечных и Нора, которая долго судилась с бывшим мужем по поводу опеки над ребёнком. После очередного визита к маме у дочери появляются странные ссадины. Пытаясь разобраться в произошедшем, Рэглан сталкивается с неожиданными последствиями своих наработок.

    Ещё до «Мухи» и «Видеодрома» мастер боди-хоррора Дэвид Кроненберг снял очень необычный фильм о жутких карликах, которые преследуют героев. Сценарий «Выводка» режиссёр придумал после развода с женой, так что в действие он добавил не только мистические ужасы, но и собственные тревоги. Эта картина — одно из лучших отображений травм расставшейся пары, которая судится за своего ребёнка.

    10. Голод

    The Hunger

  • Великобритания, 1983 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 1 час 37 минут.
  • IMDb: 6,6.
  • Когда-то вампирша Мириам укусила своего возлюбленного Джона, пообещав ему вечную жизнь, любовь и молодость. Но спустя годы оказалось, что последнее было обманом. Джон начинает резко стареть и ищет способы сохранить своё тело. Он подозревает, что Мириам подбирает себе нового спутника, и обращается к геронтологу Саре за решением проблемы.

    Режиссёр Тони Скотт (автор «Врага государства» и «Лучшего стрелка») снимал фильмы разных жанров. Его «Голод» поначалу кажется традиционным вампирским кино с романтическим подтекстом. Но на самом деле картина разбирает сложные отношения долго живущих существ, страх старения, предательство и многие другие темы. До глубины «Выживут только любовники» фильм, конечно, недотягивает. Но всё же драмы здесь не меньше, чем крови.

    Источник

    Exit mobile version