Главное, чтобы деньги не стали единственной мотивацией.
Тема материального поощрения детей не даёт покоя многим родителям. Одни считают, что с малых лет надо показывать: деньги можно получить только с помощью труда, будь то честно заработанная пятёрка или вымытый пол. Другие же стремятся донести: помогать по дому и получать хорошие оценки стоит ради того, чтобы чувствовать себя активным членом семьи и поступить в хороший университет, а не ради «зарплаты» от родителей.
Аргументы за
1. Труд должен оплачиваться
Часто взрослые объясняют своё решение платить ребёнку тем, что учёба или уборка — это работа и за неё положено вознаграждение.
Родители, например, могут делить обязанности детей на три категории. Первая — это навыки самообслуживания, такие как чистка зубов или уборка кровати. Они не оплачиваются. Во второй категории такие дела, как вытирание пыли или мытьё посуды. За них дети будут получать «базовую зарплату». Если же ребёнок помогает с чем‑то поверх своих основных обязанностей — например, обожает поливать растения — он получает премию.
2. Деньги — это быстрое решение
Если перепробованы все методы от кнута до пряника, чтобы мотивировать ребёнка учиться или помогать по дому, деньги выглядят как быстрый и эффективный способ. И поначалу такая мера действительно будет приносить свои плоды.
Но если материальное поощрение становится единственной движущей силой, то стоит задуматься, а настолько ли хороший способ вы нашли. Получает ли ребёнок удовольствие от приобретения знаний? Приятно ли ему помочь бабушке просто так?
Будьте готовы, что ребёнок привыкнет к этой системе быстрее, чем вы успеете порадоваться её эффективности, и не захочет от неё отказываться.
3. Материальная мотивация очень понятная
Чистота в доме и хорошая должность в будущем — это не те вещи, которые могут мотивировать ребёнка. Другое дело — деньги. Ими можно оплатить гаджеты, игрушки и развлечения здесь и сейчас. Возникает прямая логическая цепочка: получил пятёрку — получай и купюру в копилку. Без напоминания убрал игрушки? Держи ещё монетку.
Однако и здесь важно следить, чтобы деньги не стали единственной мотивацией. Если ребёнок больше переживает не из‑за проблем в школе, а из‑за неполученного вознаграждения, это тревожный звоночек.