Выставочные площадки на, как говорят художники, пленэре в сегодняшней Москве сегодня становятся всё более популярными — на бульварах, на пешеходных улицах. Осваиваются и пространства, ещё совсем недавно бывшие для посетителей абсолютно недоступными.
Выставочные площадки на, как говорят художники, пленэре в сегодняшней Москве сегодня становятся всё более популярными — на бульварах, на пешеходных улицах. Осваиваются и пространства, ещё совсем недавно бывшие для посетителей абсолютно недоступными.
К ним до совсем недавнего времени относился и квартал, находящийся в непосредственной близости от Кремля — между Моховой, Большой Никитской, Воздвиженкой и Романовым переулком, "на задах" нынешнего здания журфака МГУ. Даже его центром — церковью Знамения на Шереметьевом дворе, одним из шедевров нарышкинского барокко — можно было любоваться только с почтительного отдаления: в храме размещалась столовая "кремлёвской" больницы.
Ситуация коренным образом изменилась после появления на бывшей улице Грановского, местом обитания многих важных лиц советской эпохи, делового центра "Романов двор" — в нём, в числе прочего, находится небольшой, но общедоступный музей археологических находок, сделанных во время строительства и реконструкции квартала. Н его территории в XVI веке располагался Опричный двор, в толщина культурного слоя достигает пяти метров.
Сегодня площадка перед отреставрированной церковью Знамения также стала весьма оригинальным экспозиционным пространством в подлинных исторических интерьерах. Одним из первых её стал осваивать Музей Москвы, совместно с холдингом RD Group открывший на ней выставку, посвящённую Николаю Александровичу Найдёнову (1834 — 1905)- колоссальной, но ещё не вполне оценённой фигурой истории Москвы позапрошлого века.
Потомок крепостных крестьян Найдёнов, купец в третьем поколении, был представителем одной из самых богатых купеческих фамилий Москвы. Купец первой гильдии , банкир, председатель Московского биржевого комитета, хозяин одной из самых красивых усадеб столицы — "Высоких гор", и поныне стоящей над обрывом Яузы, родной дядя оригинальнейшего русского писателя Алексея Ремизова.
Найдёнов, в числе прочего, был с 1877 года председателем комиссии по составлению исторического описания города. Это было время вновь вспыхнувшего интереса к отечественной истории: например, Политехническая выставка 1872 года, посвящённая 200-летию со дня рождения Петра Великого, вызвала к жизни указ Александра II об основании Исторического музея. Историческое описание Москвы взял на себя замечательный историк Иван Забелин. А вот за "иллюстрации" к ней и взялся смолоду увлекавшийся фотографией Найдёнов.
Результатом стали знаменитые "найдёновские альбомы" ("Москва. Соборы, монастыри и церкви" и др.) — кто из любителей истории Первопрестольной не знает их? Переходя на сухой язык цифр, в 1880-х и 1890-х гг. вышло 14 альбомов с 680 (!) фотографиями города — это была фактическая первая фотоэнциклопедия Москвы, Москвы, ещё не застроенной бесчисленными доходными домами-сундуками.
Кроме того, Найдёнов финансировал издание книг по истории населения Москвы, девятитомные "Материалы по истории московского купечества", книги по истории Вятки, Переславля-Залесского, Малоярославца, Зарайска, Торопца, Тобольска, Великого Устюга… Но главной его любовью была, конечно же, Москва.
А за любовь, как водится, приходилось платить. Это сегодня каждый мнит себя великим фотографом: нажал кнопочку смартфона, мобильника, "мыльницы", на худой конец — и готово. А полтора века назад приходилось тащить на себе и тяжеленную камеру со штативом, и стеклянные пластины, служившие тогда негативами — ни фотопластинок, ни фотоплёнки тогда, между прочим, не было. Да и сами фотографии, очень сложные в изготовлении, стоили весьма недёшево — при их изготовлении использовалось самое настоящее серебро!
Поэтому-то и фотографии полуторавековой давности отличаются отменным качеством, даже при большом увеличении — как на нынешней выставке. Её, кстати, можно осматривать и в вечернее время — стенды подсвечиваются. В "Романовом дворе" представлены всего 20 найдёновских фотографий. Но характер тогдашнего города виден, как нельзя лучше.
Понятно, например, почему Москву называли "большой деревней". Например, фотография давно исчезнувших Владимирских ворот Китай-города. К крепостной стене прилепился чисто деревенский домик — таких и сегодня в России тысячи и тысячи. А при домике — непременный огородик. И это прямо на нынешней Лубянской площади!
Но любой населённый пункт развивается, и один из самых интересных моментов такого развития запечатлела фотография первого по времени постройки корпуса Политехнического музея. Ещё нет ни корпуса со знаменитой Большой аудиторией, ни корпуса, выходящего на только что построенную Плевенскую часовню… пустыри, вдали видна лишь сохранившаяся церковь Георгия в Старых Лучниках…
Или фотография панорамы Тверского бульвара — как некое приношение Пушкину. Вдали — громадина храма Большого Вознесения, а слева по бульвару — давно исчезнувший дом "танцмейстера Иогеля", на балу у которого Пушкин впервые увидел свою будущую половину…
Но выставка проработает два с лишним месяца и закроется. А останутся — думы о том, что неплохо бы порядком подзапущенную усадьбу Найдёнова превратить в музей, посвященный ему самому и другим великим московским фотохудожникам. Бывший её хозяин от такого превращения уж точно не отказался бы…
Георгий Осипов