Фото: freepik.com
Подросток бросает подготовку к ЕГЭ на полпути, считая, что знаний ему достаточно. Или месяцами не берет учебник в руки, а потом зубрит всю ночь перед экзаменом. Родителей не слушает, отдыхает с телефоном в руках и совсем не думает о будущем. Знакомо? Главные вопросы родителей о тайм-менеджменте перед ЕГЭ разбирает психолог и профориентолог, член Ассоциации понимающей психотерапии Иван Брушлинский.
«Сын делает все в последний момент»
— Некоторые родители дергают подростков, особенно в выпускных классах: «пахать надо каждый день», «любую свободную минуту используй, учись». Что не так с этим подходом? Можно ли пахать постоянно?
— Есть немало активных подростков, которые могут учиться практически нон-стоп, по 9–10 часов в день. Но еще больше я знаю таких, кто и школу с трудом «вывозит». Ничего дополнительного, сверхурочного они физически не способны тянуть.
Довольно сложно требовать от подростка больше, чем он готов выполнить. Многое в работоспособности зависит от индивидуальных особенностей человека. Важно научиться понимать, какими ресурсами (физическими, эмоциональными, интеллектуальными) обладает ваш ребенок. Оцените, насколько он умеет пользоваться этими ресурсами для решения своих задач, а также восстанавливать их. Умелое распределение ресурсов важно.
— Насколько правилен подход «работай, не покладая рук»?
— Зависит от мотивации. Вот у вашего конкретного ребенка действительно есть мотивация все время пахать? Если единственным двигателем для вашего чада выступаете лично вы со своими требованиями, предостережениями, угрозами, то ситуация довольно странная. Без личной мотивации ребенок всегда будет вкладываться ограниченно, а работать формально. К тому же это всегда будет негативно влиять на взаимоотношения с мамой и папой.
Вообще, работа над отношениями и мотивацией это то, на что надо делать упор в подростковом возрасте. Подумайте, что для вас важнее — сделать из ребенка «продуктивного терминатора» или сохранить с ним отношения?
Родительская тревога почти всегда только мешает подросткам. Она вызывает много сопротивления и способствует тому, что ребенок старается отстраниться от ваших установок, норм и условий. Тут палку бы не перегнуть. Обычно родители грешат как раз тем, что находятся исключительно в позиции контролера, а не чуткого и поддерживающего (хоть иногда и требовательного) помощника.
— «Сын привык к авралу. Дурака валяет, ничего не делает, а потом, бац, всю ночь зубрит и выезжает на зачете или экзамене на хорошей памяти». Как объяснить, что это плохой способ учиться и однажды он не сработает?
— Сработает или нет можно выяснить только на реальном опыте.
Если метод «делать в последний момент» работает, убедить подростка в обратном не получится. Пока человек сам не столкнется с реальной неудачей, плохой отметкой, несданным экзаменом.
Обратная связь от внешнего мира говорит вашему подростку, что все он делает правильно.
Не пытайтесь переубеждать, это тупик. Когда необходимость закрыть доставучий дедлайн, сдать ненужную контрольную или хвост связана только желанием, чтобы отстали, поверьте, человек всегда и все будет делать в последний момент.
— Оставить как есть, пусть на ошибках учится?
— Поговорите честно о желаниях и мечтах ребенка. Не забудьте отделить его личные желания от ваших. А дальше соотнесите его мечты с реальностью.
Добивается ли ваш ребенок тех результатов, о которых мечтает, к которым реально стремится? Согласитесь, человек с мотивацией быть лучшим в классе, реализовываться в Олимпиадах, выходить за пределы учебной сферы, быть профи за пределами школы не станет откладывать все на последний момент. Вкладываться в учебу нужно каждый день, не теряя ни минуты свободного времени. А история про откладывание — про слабую мотивацию и неумение работать системно.
Может подросток и хотел бы иначе учиться, но… Чтобы сказать «я хочу научиться системности в работе, родители, помогите и подскажите как?», надо иметь очень высокое доверие к родителю, с одной стороны. Искреннюю заинтересованность в результате, с другой. Физические ресурсы, с третьей. Ну не может постоянно работать утомленный человек, который мечтает об одном — отдохнуть и выспаться.
— А что не так с доверием родителям?
— Родитель только тогда становится человеком, к которому можно обратиться за советом и помощью, когда с его стороны есть принятие и успешный опыт подобного взаимодействия. Чаще всего родители либо отмахиваются от детей, либо делают то, что с точки зрения подростка, идет ему во вред.
Не раз на консультациях я слышал жалобы: «Попросил маму об одном, она сделала по-своему. Ждал, что поддержит в сложной ситуации во взаимоотношениях с учительницей. Но нет, мама полезла разбираться сама. Проигнорировала просьбу, зато всех на место поставила». В данной ситуации такие действия были неуместны, ведь подросток хотел разделить переживания, искал поддержку. Но мама этого не расслышала и все поняла по-своему. Думаете, что в следующий раз этот ребенок будет гореть желанием советоваться с мамой?
Подростки часто приходят к взрослым, чтобы разобраться, что происходит в их жизни, почувствовать себя услышанными и понятыми. Только дав это, можно аккуратно предложить разные варианты помощи, спросить нужна ли она вообще.
Только так взрослый демонстрирует, что относится к своему ребенку, как к реальному субъекту, а не объекту для воспитания.
— Как же с мотивацией помочь?
— Учите никогда не забывать про цели. Кто-то из детей психологически более, а кто-то менее взрослый. Кто-то больше настроен на достижение целей, кто-то меньше. Родителям важно помогать делать картину будущего для ребенка более конкретной и четкой. Разбираться в том, о чем ребенок мечтает, какие и в чем у него ориентиры, цели личности.
Есть ли у него маршрутная карта, с которой он может сверяться? Умеет ли он определять точку, в которой находится? Как оценивает шансы дойти туда, где видит свой идеал?
И тут вновь возвращаемся к теме доверия. Держите всегда в голове — как бы вы хотели, чтобы с вами обсуждали все эти вопросы? Каждый день или раз в год? Постоянно или периодически? Настаивали, давили, требовали, угрожали?
В отношениях с подростками важно интуитивно улавливать, когда необходимо дать ресурс и поддержать, когда и как вернуться к острой теме. И всегда говорить о том, что вам важно помогать, потому что вам небезразлично будущее вашего ребенка.
Не спорьте с подростком, будьте умнее
— «Дочка решила поступить на истфак МГУ. Первые пару месяцев ее из-за книжек не видно было. Вдруг сдулась. Четыре месяца до ЕГЭ, а она считает, что это море времени и она все успеет». Как здесь помочь и научить планированию?
— Часто дети переоценивают свои возможности. Им кажется реалистичным то, что для взрослых очевидно вещь невозможная и нереализуемая.
Самый простой вариант — согласиться с ребенком. Не спорьте, поступайте умнее.
Ребенок уверен, что сдаст экзамен и легко поступит в вуз? Предложите пройти демонстрационную версию ЕГЭ.
Посмотрите какое количество баллов наберет дочка. Это станет наглядной обратной связью для ребенка.
Слова родителя о том, что подросток не справится, неубедительны. Подросток слышит в них обесценивание и неверие в него. Все то, что его злит в нем самом. Если же уровень знаний оценивает объективный инструмент, уже не отвертишься. Особенно, когда результат сильно далек от идеала.
Теперь есть повод говорить предметно, проблемно, без эмоций и по-деловому.
«Давай, доченька, разберемся где у тебя сложности? Как думаешь, будешь к концу года готова к экзамену? Как объективно оцениваешь свой балл? Насколько сможешь повысить результат: на 10, 20? А почему так в этом уверена?»
В предметном разговоре без перехода на личности может выясниться, что ребенку не хватает знаний в определенных темах. Разбирайтесь в каких. Или выяснится, что не хватает системности в подготовке. Выступите тогда человеком, который поможет обеспечить систематичность работы, даст советы по управлению временем, поделится лайфхаками тайм-менеджмента, наконец, поможет с репетитором.
Экзаменов много, а ребенок готовиться лишь к одному
— «Экзаменов несколько, но ребенок углубляется лишь в один, по которому и так все получается. Со стороны вроде бы много занимается, но на деле…» Как научить делать акцент на трудном, как говорить о распределении нагрузки?
— Все и всегда упирается в цель. Какая цель у вашего ребенка?
Поступить в топовый вуз? Важно разобраться, с кем ребенок соревнуется. Сделайте акцент и поговорите об этом. Будут ли это олимпиадники, стобалльники по всем предметам? Спросите, реально ли подросток планирует конкурировать с этими людьми или все-таки завысил планку? Предложите подумать над другими вариантами поступления, например, через олимпиады.
Повторюсь, пройдите демонстрационные версии экзаменов и задайте вопрос: «Если вложишь 100 часов в подготовку к одному экзамену, сколько баллов выигрываешь? А если 100 часов в подготовку и к другому предмету тоже? Сколько тогда выиграешь в общей сложности?» Может оказаться, что подтянуть более слабый предмет даст на выходе больший балл, ведь баллы ЕГЭ суммируются. Или выяснится, что подтягивать слабое и проще, и эффективнее. Главное, между вами должен состояться умный разговор. Стратегическая беседа с калькулятором в руках и веером вариантов.
Ребенок вместе с вами не только сделает открытие о себе, своих шансах, слабых и сильных сторонах. Он сможет увидеть в вас соратника, готового помогать, поддерживать, быть на его стороне.
— Хотя чаще всего подростки все-таки огрызаются: «Сама знаю, хватит ко мне с советами лезть».
— Да, многое будет зависеть от контакта с ребенком. Если контакт не клеится, а результата хочется, то выстраивайте отношения. С одним ребенком получится поговорить, другому стоит подсунуть интервью с тем, кто успешно поступил, сдав ЕГЭ на максимум, третьему пригодится фильм, книжка, лекция о планировании.
Главное, не требовать, а мотивировать. Ищите вдохновляющие примеры, старайтесь попасть в амбицию ребенка.
Речь не о кнуте и прянике, не о том, что лежит на поверхности: сдашь ЕГЭ — машину подарю, не сдашь — из дома выгоню. Речь о гибкости, чуткости, которыми пренебрегают родители.
Да, дети могут отталкивать, игнорировать наши советы. Примите тот факт, что они имеют право воспринимать нас так, как воспринимают, а не так, как мы того хотим. При этом помните, отношения всегда динамичны. Никакую ситуацию нельзя воспринимать в одном ключе.
Если знаете про ребенка, что его уязвляют какие-то штуки, так не уязвляйте. Ему неприятно, что его сравнивают с Петей, Машей, Ваней, которые уже поступили, так не сравнивайте. Ищите иные способы доносить собственную позицию и информацию.
Говорить про себя, про вашу мотивацию, а не про то, что есть другие классные люди. Скажите, что вам важно находить для ребенка мотивирующие кейсы, потому что благодаря этому ваш сын или дочь будет успешнее.
— «Хочу записать ребенка в онлайн-школу. Но она требует и самоконтроля, и способности распределять время, а за результат вообще никто не отвечает». Что нужно объяснить перед онлайн-курсами?
— Во-первых, расскажите, что хотите дать дополнительный инструмент для подготовки к экзамену и надеетесь, что ребенку удастся извлечь из этого максимум пользы.
Во-вторых, спросите нужен ли ребенку такой инструмент вообще? Считает ли он его ценным и полезным или вы грузите его лишним?
В-третьих, предупредите, что онлайн-школа — это рабочий инструмент, который кому-то может зайти лучше, а кому-то не зайдет вообще. Обучение в нем строится по блокам и порой работа с репетитором бывает гораздо продуктивнее.
Еще важнее понимание ребенком, что онлайн-курсы — не лишняя нагрузка, не гиперопека с вашей стороны, не попытка вить из него веревки. Онлайн-школа — это готовность родителя дополнительно вложиться ради успеха своего сына или дочери.
Тайм-менеджмент и продуктивность
— Чтобы успешно сдать ЕГЭ, поступить, помимо упорства и везения, репетиторов и курсов, нужно уметь планировать. Как это делать правильно?
— Мало кто из подростков любит дотошность. Так что придется пробовать многое и по-разному. Ищите инструменты, которые будут работать с вашим ребенком и тот способ, который больше понравится сыну или дочери.
Начните с мечты. Поговорите о том, что не все мечты надо осуществлять. Некоторым стоит остаться мечтами. Лучшая мечта та, которая стабильно существует на протяжении длительного времени. Та, к которой можно дойти по понятному пути. Та, которая связана с ценностями ребенка и смыслами. Наконец та, которая появилась не в мае одиннадцатого класса.
Идите от сложного к простому, от абстрактного к конкретному. Мечту превращайте в цель, корректируйте ее, разбивайте на задачи и подзадачи. Идеально, если постановка цели будет соответствовать принципу SMART. Это аббревиатура английских слов: specific — measurable — achievable — relevant — time bound. То есть, каждая цель должна быть конкретной (важно четко представлять себе результат), измеримой (например, сколько баллов мне нужно набрать за тест?), достижимой (какие темы подтянуть), актуальной и привязанной к определенному временному сроку (к какому дню я собираюсь что-то успеть выучить).
Списки дел, карты желаний, трекеры, канбан-доски и чек-листы — здесь все индивидуально. Большинство инструментов планирования и тайм-менеджмента известны и общедоступны. Однако, базовым инструментом остается календарь.
Это может быть календарь в мобильном телефоне или расписание на пробковой доске перед глазами.
Предложите подростку пошагово расписать задачи, определить каким образом они могут решаться. Например, повторять даты по истории можно каждый день, как и ежедневно прорешивать пять задач по физике.
А смотреть дополнительную лекцию и читать статьи по темам, смотреть лекции — раз в неделю. Приучайте ребенка следовать собственному плану.
Для большинства задач хватает тайм-менеджмента в календаре, понимания SMART и матрицы Эйзенхауэра (Метод тайм-менеджмента, помогающий вычленить из всего потока дел самые важные и срочные, и распределить остальные задачи по параметрам скорости их реализации и ценности. — Примеч. ред.). Есть более сложные инструменты. Но еще важнее соблюдать чередование между работой, напряжением и отдыхом, а в остальном все индивидуально.
— Как отдыхать? Когда и сколько?
— Зависит от особенностей подростка. Кто-то может сесть и три часа подряд, не поднимая головы, зубрить, решать, писать, отвечать на вопросы. Кто-то такой же объем работы выполнит, делая короткие паузы. Увы, у большинства детей все-таки есть сложности с продолжительной концентрацией внимания. Иногда помогает делать паузы и перерывы, иногда спасает фоновая активность, например, поп-ит (резиновая или силиконовая игрушка с полусферами для нажатия, при котором издается щелкающий звук. — Примеч. ред.), другие игрушки-антистрессы, которые снижают напряжение.
Утомленный ребенок никогда не сможет обеспечивать высокую продуктивность, помните это. Продуктивное состояние — это состояние отдохнувшего человека!
Нагружать через тревогу или дополнительное планирование, регламентирование уже уставшего человека, тем более подростка, бессмысленно и бесполезно.
Учите ребенка различать, когда он бодр и полон сил, а когда устал и выжат как лимон. Помните, многое в функциональном состоянии подростков зависит от особенностей нервной системы, наличия психических заболеваний и депрессивных эпизодов, растерянности, тревоги, стрессовых событий. Даже, если вы составили идеальный план, расписали поминутно все в календаре, а ребенок в состоянии упадка сил, не стоит рассчитывать на то, что он будет продуктивен.
— Вписывать отдых в расписание?
— Обязательно. Отдыхать нужно столько, сколько получается и сколько ребенок может себе позволить.
Одни виды отдыха всегда более продуктивные, другие менее. Если подросток говорит, что пошел часик потупить в компьютере, это вряд ли можно назвать отдыхом, скорее сменой деятельности. Компьютерные игры — это колоссальная нагрузка для мозга и в целом эмоциональной системы. В игре что-то может получиться, а что-то нет, и тогда ребенок будет и расстроенным, и уставшим. Но и прогулка с друзьями может выйти боком, например, если возникнет стрессовая ситуация, конфликт между ребятами. Так что дело всегда в качестве отдыха и в том, получилось ли действительно отдохнуть.
Важно делать перерывы между занятиями. Полчаса работаю — пять минут отдыхаю. Три часа работаю — час гуляю. Ложусь спать не позже полуночи, встаю всегда в одно и тоже время.
Слежу за тем, чтобы высыпаться, нормально питаться, поддерживаю себя витаминами. Без отдыха не будет продуктивного состояния.
Все это — целеполагание, планирование, способность слышать и понимать себя, доверительные отношения с близкими — и есть спокойный и постепенный путь профессионального развития ребенка. И всегда помните про мотивацию. Если у ребенка есть мотивация к тому, чтобы становиться более эффективным в учебе, он и без инструментов справится. А без мотивации он не будет внедрять даже самые крутые полезные инструменты.
Фото: freepik.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ