Израильская армия — одна из немногих, где женщины обязаны проходить службу по закону. Однако руководство в последние годы сталкиваются с серьезными противоречиями, которые касаются совместной службы женщин и мужчин. АиФ.ru узнал историю конфликта между полами в армии Израиля и каким образом его удалось решить.
Дискриминация по вероисповеданию
В 2012 году количество женщин в Армии обороны Израиля, проходивших службу на боевых должностях, равнялось 3%. А четыре года спустя оно увеличилось вдвое и продолжает увеличиваться. Однако проблема в том, что наряду с расширением возможностей для женщин, в армии обороны Израиля наблюдается значительный рост числа религиозных военнослужащих, многие из которых — офицеры и одновременно бойцы элитных подразделений. Текущие данные о курсах подготовки офицеров армии Израиля показывают, что, например, из 392 кадетов, окончивших обучение в 2018 году, 40% считают себя «религиозными».
Соблюдающие предписания своего вероучения военнослужащие мужчины часто отказываются служить в одних подразделениях с женщинами именно по религиозным мотивам. Таким образом, увеличение числа верующих военнослужащих мужчин одновременно с увеличением числа женщин в рядах вооруженных сил Израиля, служащих в традиционно «мужских» подразделениях, привело к конфликту интересов полов.
В армии обороны Израиля впервые попытались урегулировать вопросы, затрагивающие столкновение интересов, которое возникло на предмет совместной службы мужчин и женщин, еще в 2002 году. Нормативными документами установили правила сдержанного поведения и раздельных условий жизни для мужчин и женщин, а также обозначены различные привилегии для религиозных военнослужащих. Однако женщины-военнослужащие восприняли их как дискриминационные по отношению к женщинам, находящимся в рядах вооруженных вил и ограничивающее их способность служить в конкретных подразделениях.
Фото: Shutterstock.com
Мир, дружба, компромисс
В результате в армии обороны Израиля приостановили действие ряда положений и в течение пяти лет группа, возглавляемая руководителем управления кадров армии Израиля генералом Орной Барбивай, работала над изучением различных аспектов совместной службы мужчин и женщин. В 2016 году начальник штаба Гади Эйзенкот утвердил пересмотренный вариант постановления, который теперь называется «Указ о совместной службе».
Предполагается, что для гендерных проблем существенно изменены правила набора и службы военнослужащих. Например, перед отправкой военнослужащего в подразделение смешанного типа (где служат и мужчины, и женщины) мужчинам приходится уведомлять командование, противоречит ли будущее назначение их религиозному образу жизни. При условии возникающих противоречий, касающихся религиозных мотивов прохождения совместной с женщинами службы, мужчинам должна быть предоставлена возможность перевода в подразделение, укомплектованное исключительно военнослужащими мужского пола.
Правда, это не касается офицеров и унтер-офицеров в постоянной армии, которые добровольно принимают решение о продлении сверхсрочного контракта по закону.
Кроме того, осталось непонятно, как разделить женщин и верующих мужчин во время официальных военных церемоний, в которых должны участвовать все военнослужащие армии обороны Израиля без каких-либо исключений, вне зависимости от религиозных убеждений.
Война не окончена
Общественная кампания в ответ на «Указ о совместной службе» была широкой по своему охвату и яростной по критике армии обороны Израиля. Были недовольны все — раввины, феминистки.
В итоге все стороны пришли к некоему компромиссу: раввины смилостивились и одобрили установленные в армии законы. Армейское руководство одобрило требование о разрешении военнослужащим следовать своей традиционной линии поведения во избежание нарушения их религиозных убеждений, даже если это противоречит каким-либо убеждениям, распространенным среди основной массы израильского общества.
Впрочем, судя по всему, на этом конфликт исчерпан не будет. В армию идут служить все больше женщин с карьерными запросами, и они потребуют соблюдения и своих прав. Военное и политическое руководство государства сообщает, что все больше женщин поступают на военную службу с претензией на оправдание и реализацию их амбиций и не хотят никаких компромиссов.