Дети

«Четыре раза отчислялся, но вуз так и не окончил». Студенты, которые не справились с программой

Минута отдыха «Четыре раза отчислялся, но вуз так и не окончил». Студенты, которые не справились с программой Дети

Фото: freepik.com В 2024/25 учебном году из вузов отчислился каждый десятый студент. Основная причина — неуспеваемость. Количество студентов, не справляющихся с программой, ежегодно растет — Минобрнауки объясняет это ужесточением академических требований. Молодые люди, которые отчислялись и снова поступали, рассказывают о том, почему не сложилось с учебой.

«Договорился, что мне поставят тройку и больше я не вернусь в этот вуз никогда»

Егор Елисеев, 22 года

Я учился в частной школе, где была довольно сильная физика, и решил идти на физмат. Но ЕГЭ я сдал всего на 218, причем самый высокий балл, как ни смешно, был по русскому. У меня никогда не было желания идти на гуманитарные специальности. Они мне давались проще, чем физические, но казались достаточно тривиальными, а математика увлекала и манила. При этом я честно должен признать, что мне очень трудно сконцентрироваться. Потом, когда мы разбирали с учительницей мой вариант, выяснилось, что направление мысли было правильное, но тут запятую забыл, там не довел решение до конца. Я хорошо соображаю, но не в состоянии заставить себя каждый день делать домашние задания. В школе было полегче, а в вузе наступила совсем беда.

Поступил я в Московский энергетический на радиотехнику — это был лучший вариант из тех, куда я мог пройти на бюджет, ведь если поступаешь абы куда, то как будто особо нет смысла вкладываться.

При этом я понимал, что цена ошибки очень высока, поскольку сгорит отсрочка от армии, и эта мысль погружала меня в какое-то оцепенение.

Развился страх неуспеха, который мне вообще-то не свойственен. Наверное, идеальным сценарием для меня был бы свободный год, как у моей старшей сестры. Она сильный биолог, сейчас прекрасно учится в МПГУ, но после школы позволила себе передышку, ездила по всяким практикам и экспедициям. Я бы тоже вздохнул полной грудью, поработал бы где-нибудь и лишь потом опять взялся за учебу. Но увы, такой возможности не было.

Первую сессию я с грехом пополам сдал, вторая переехала на осень. В ходе пересдачи я понял, что по-человечески мне ее закрыть не удастся, и за двое суток до приказа об отчислении положил на стол заявление на трехмесячный академический отпуск. Во втором семестре я вернулся, а на третьем снова вылетел на пересдачу. У меня была пограничная ситуация между двойкой и тройкой, и нужно было выиграть время, чтобы перевестись в другой вуз. На комиссии мне пошли навстречу, дали неделю, за которую я успел оформить бумаги в университет «Синергия».

Через неделю я вернулся в МЭИ, получил свою тройку и больше там не появлялся. В «Синергию» я перевелся в середине четвертого семестра и в настоящий момент числюсь там. Ходить туда нужно два раза в неделю по вечерам, поэтому одновременно я работаю менеджером с корпоративными клиентами в сервисном центре по ремонту ноутбуков, куда меня позвали знакомые, и сам зарабатываю на свое обучение.

О «Синергии» говорят разное, но я благодарен вузу за то, что он дает мне «порт приписки». Впрочем, мой брат, который, кажется, еще больший раздолбай, чем я, решил идти туда сразу. Родители смотрят на это демократично, считают, что лучше уж получить высшее образование хоть где-то, чем не получить его вовсе. Но академичности, которую дает настоящее высшее образование, мне очень не хватает. Оно учит строгости мысли и делает понятными многие процессы. За это я люблю математику и физику. Кроме того, их просто очень интересно изучать. На работе, ты, конечно, тоже чему-то учишься, но это профессиональный подход в узких ситуациях. А обучения, которое по-хорошему «ломает» мозг, когда ты задаешь себе вопрос: «Ого, как круто, что люди до этого додумались!» — у меня сейчас нет. Я даже подумываю о каких-то частных репетиторах, тем более что у меня, благодаря работе, появился навык вмещать в сутки больше вещей, чем получалось раньше. 

Сейчас я более-менее обрел уверенность. Дисциплина на работе мне дается проще. Работа — это целиком зона моего контроля, я ни от кого не завишу, мне понятно, что делать. 

«Половина группы не сдала сессию»

Юрий Зубов, 23 года

В 8-м классе я попал в физматкласс, где нормально учился, а потом мне это надоело, и я начал ходить просто ради галочки. В 11-м классе стало совсем тяжело, потому что все давят с этим ЕГЭ, а тут еще семейные и личные проблемы. В итоге русский я сдал на 78, математику на 68, физику на 70, и было не очень понятно, куда идти. Каждый у нас в семье, как обычно, имел собственное мнение на этот счет. В итоге остановились на МЭИ и радиотехнике — вроде и вуз достойный, и по баллам прохожу, и сфера интересная.  

Только начал учиться — грянул коронавирус. Мы посещали институт три раза в неделю, а остальное время учились из дома. Поначалу это было шикарно: подключишься онлайн — и спишь себе дальше. Но осенью 2021 года все вузы вышли с удаленки, а нас почему-то, наоборот, посадили на карантин. Тут уже стало грустно: все ездят на учебу, а ты выходишь только в магазин и на тренировку по волейболу. Я, если честно, вообще не очень люблю находиться дома. Серые будни, полная апатия, желания учиться — ноль. 

На первой сессии часть экзаменов я сдал заочно, но по физике мне назначили очную пересдачу. Это сложнее, плюс преподавательница неприятная. В итоге я приходил на пересдачу два раза, но так и не закрыл. Что я скажу на комиссии? Сначала думал взять академ, тем более что для этого были основания. Но потом выяснилось, что половина нашей группы не сдала сессию, поэтому всем назначили новую комиссию. После нее я окончательно решил, что вуз мне не зашел и надо отчисляться.

В начале апреля я забрал документы, и впереди мне светил только призыв. В какой-то мере это даже пошло мне на пользу, потому что в армии остаешься один на один со своими мыслями и есть возможность подумать, что делать дальше. Я решил продолжать учиться. Отслужил год в воздушно-космических силах и вернулся 15 июня 2023 года с действующими результатами ЕГЭ. Мой выбор пал на Бауманку, где учились мой отец и мой дед.

Я почти наобум выбрал кафедру «Литейные технологии», начал заново учиться, и выяснилось, что я к этому не готов. И раньше-то особого навыка не было, а за год в армии я совсем отвык. Проучился год, на третьем семестре стал сдавать долг за предыдущий семестр, и преподавательница невзлюбила меня. Я полностью правильно написал ответ по билету, сдал хорошую домашку, но экзамен она так и не приняла. В деканате меня отправили к другому преподавателю, я ему все быстро сдал и, хотя был полностью выжат, решил закрыть все, что получится. Мне проставили зачеты и допустили к экзамену по теоретической механике. Принимал его профессор, про которого говорили, что завалить у него невозможно, сдают все. Но я не сдал. Самооценка упала до нуля. Я решил, что оставляю экзамены на следующий год, беру академ и в сентябре возвращаюсь в группу помладше.  

Первый месяц я просто отмокал, а потом стал искать работу. Решил податься на склад, потому что я крепкий и в армии научился таскать тяжести. Уволился, потому что там была слишком маленькая нагрузка и ничего не получалось заработать. Потом пошел на склад бумажной упаковки, но оттуда уволили уже меня, потому что у предприятия были финансовые проблемы и они сокращали персонал. Третье место — компания по смешиванию красок. Я решил проработать там до середины лета и уйти, чтобы отдохнуть перед новым заходом на учебу.

Сейчас я учусь с группой, которая была на курс младше меня. Сначала все шло хорошо, но в ноябре наступила какая-то яма. Мне удалось с ней справиться, благодаря моей подруге. Она учит китайский, мы занимаемся вместе, и это создает правильный настрой. Я стал лучше учиться, но декабрь будет очень тяжелый, потому что кое-что откладывалось и накопилось.   

Почему другим учеба дается легко? Возможно, они просто меньше парятся.

А мне привили какой-то перфекционизм, и все время кажется, что нужно сделать либо очень хорошо — либо никак. И получается скорее никак.

Наверное, можно зарабатывать и без учебы, но таскать тяжести по 8 часов в день очень скучно. Хочется стать инженером, потому что это дает перспективу. На какое бы предприятие ты ни попал, понадобится диплом о высшем образовании. У меня есть знакомый, который отчислился из вуза, немного поработал у нас на заводе и вернулся в вышку. Насмотрелся на то, как люди с ходу становятся старшими по цеху, только потому что у них есть корочка.

Но кое о чем она все-таки говорит. Например, я сейчас участвую в кейс-чемпионате. Мы в команде тренируемся с нуля создавать цех, анализировать, где его лучше построить, вычислять экономику. Пока что это полный дурдом и ничего непонятно, но на этот раз я очень хочу разобраться. Потому что, когда дошел до каких-то вещей своим умом и сдаешь их, не списывая, — это кайф неимоверный.

«Меня предупреждали, что поступить легко, а учиться трудно, но я не верил»

Антон Савенков, 25 лет

В школе я не был круглым отличником только потому, что не хотел запариваться из-за пятерки, поскольку четверка тоже устраивала. На ЕГЭ я сдавал профильную математику, русский, физику, информатику. В сумме набрал 250 баллов, и в 2018 году этого было более чем достаточно. До МГУ я не дотягивал, однако находился в верхней половине списка на прикладную математику и информатику в большинстве нормальных вузов, из которых и выбрал НИУ МЭИ.

Я хотел стать разработчиком-программистом. Некоторые уже в школе приобретали первые познания в этой теме (а кто и первый профессиональный опыт), но я был больше сфокусирован на учебе в целом, плюс любил в свободное время поиграть, поэтому не сильно углублялся, что, наверное, было неправильно. Но я искренне считал, что пойду в вуз и там меня всему научат. Я слышал много историй про то, что поступить легко, а учиться трудно, но не очень им доверял. Чего там трудного? 

Не прогуливай пары, сдавай в срок — и все будет хорошо. Иногда получишь тройку, но это не критично.

Реальность оказалась другой. Преподаватели сплошь и рядом исходили из того, что нам уже в школе должны были дать некоторые вещи, и мне просто не хватало знаний, особенно по математике. Наша школьная учительница занималась только тем, что натаскивала нас на ЕГЭ. Ее можно понять, ведь от этих показателей зависит ее зарплата. В 10-м классе на первом же уроке она отшвырнула школьный учебник, сказав, что он нам больше не пригодится. Понадобятся только пособия по сдаче ЕГЭ. Она нас, действительно, хорошо подготовила, спасибо ей. Но в вузе у меня и у некоторых других первокурсников обнаружились дыры, потому что буквально ни одной темы, которая не входила в экзаменационные задания, мы не знали. А сверху валился все новый и новый материал. За те несколько раз, что меня вызывали отвечать, преподаватель по матанализу окончательно пришел к выводу, что тратить на меня время без толку, все равно я ничего не сдам.

Я допустился к экзамену уже после всех мыслимых дедлайнов, чудом обеспечив себе продление сессии, и поймал лектора уже вне стен вуза. Экзамен он у меня принимал на скамеечке. Так я с грехом пополам сдал свою первую сессию, но ясно было, что в вузе я не удержусь. Преподаватель по матанализу, усмехнувшись, сказал: «Ну что же, эту планку ты взял. А следующую возьмешь?»

В новом семестре я решил ходить только на те предметы, которые была надежда сдать, чтобы их потом перезачесть. Летом я отчислился по собственному желанию, не дожидаясь, чтобы меня отчислили, после чего сразу подал документы в тот же вуз. В этом году проходной балл был выше, и моих 250 могло не хватить на те направления, которые я присмотрел вместо прикладной математики и информатики (в первую очередь я нацелился на бизнес-информатику). В итоге, чтобы не рисковать, я подал согласие на радиотехнику, где проходной был низким. Главной для меня на тот момент была возможность сменить направление, чтобы не встречаться с тем преподом по матану.

Отчисление по собственному желанию не является основанием для отсрочки от армии, но обо мне почему-то забыли. Я проучился до декабря, пока представитель военкомата с полицией не заявились ко мне домой в субботу, в 8 утра. Дескать, я скрываюсь, хотя никаких звонков и повесток мне не приходило. Я был уверен, что не пройду медкомиссию, поскольку у меня сезонная аллергия на пыльцу, однако меня признали годным. В МЭИ за мной оставили место — это называется «академический отпуск в связи с уходом в ВС РФ». Я ушел в декабре 2019-го, вернулся в декабре 2020-го. Позвонил в вуз, и они такие: «Вы ничего не успели сдать, поэтому придется начать с самого начала, приходите 1 сентября». 

Однако в этом случае я бы уже не получал стипендию (мне все выплатили перед уходом в армию), поэтому выгоднее было опять отчислиться и поступить. Так я в третий раз подал документы. 

МЭИ за высокие баллы ЕГЭ в первом полугодии выплачивает стипендию, которая даже выше, чем стипендия за хорошую учебу. Каждый раз это было важным аргументом в пользу того, чтобы не менять вуз.

Я снова зашел на радиотехнику, где не было никаких проблем с преподавателями и удалось перезачесть большинство дисциплин. Параллельно с учебой мне повезло найти работу в небольшой студии, занимающейся разработкой игр. Для многих в сфере IT это работа мечты! Я писал код, хотя больше приходилось заниматься сопутствующими вещами и самостоятельно изучать темы, в которых мне не хватало профессиональных знаний. Деньги платили небольшие, но как-никак это первая моя работа, причем сразу по специальности. Конечно, я стал подумывать о том, что не обязательно заканчивать вуз, ведь, имея уже некоторый опыт, реально найти более высокооплачиваемую позицию в IT.

В конце второго курса у меня возникли проблемы с электродинамикой, и история повторилась: пришлось отчислиться, не дожидаясь, пока вуз сам отчислит меня за неуспеваемость. Только на сей раз я не поступал заново, хотя результаты ЕГЭ действовали последний год, а восстановился на втором полугодии 2-го курса, чтобы не терять наработанное. К тому моменту в вузе стали действовать новые правила: на экзамене можно автоматом получить четверку, если в течение семестра почти не было пропусков, а средний балл составил минимум 4.2. С посещаемостью у меня никогда не было проблем, лабораторки и типовые расчеты я сдавал в срок, поэтому электродинамику я закрыл автоматом.

Честно говоря, собирался так действовать и дальше, но на третьем курсе попалась преподавательница, которая сломала мой план своими завышенными и не всегда ясными требованиями. К концу семестра по ее предмету, несмотря на все мои старания, средний балл оказался в районе 3, и пришлось идти на экзамен. Сам предмет был не очень сложный, но я уже основательно устал и после ожидаемого провала решил наконец признать, что учеба в вузе мне не дается. Моя жизнь была связана с ним семь лет, но я так его и не окончил.

Сейчас я официально по совместительству устроен на двух работах, причем вторая — аккредитованная IT-компания с хорошей зарплатой. Думаю, что зарабатываю сейчас лучше, чем большинство моих бывших преподавателей.

«Те, кто списывают, получают пятерки, а тебе влепляют три за небольшую ошибку»

Георгий, 22 года

Знаниями я обделен не был благодаря отцу, который много со мной занимался математикой, давал мне решать логические задачки. Но в школе я учился без особого фанатизма, хотя мне и были интересны математика, физика, биология, по которым у меня были в основном четверки. К ЕГЭ я ни секунды не готовился, сдал где-то на 150 баллов и прошел в технический вуз на бюджет.

С учебой с самого начала не задалось, хоть я и пережил три четверти своей группы, которая расформировалась после первого года обучения. Я тоже не слишком горел теплоэнергетикой, но мне всегда были интересны железячки, и одногруппники у меня иногда списывали. Я же все делал сам, не гуглил решений и поэтому часто опаздывал со сдачей. Но у нас в институте если ты не успел сдать работу в срок, то тебе ее не засчитают, даже если она сделана на пять. В итоге средний балл получился 2,5, что меня не очень парило, ведь материал-то я в целом понимал. Признаю, что иногда ленился, но в целом мог бы тянуть и дальше. Однако случился конфликт с администрацией.

Минута отдыха «Четыре раза отчислялся, но вуз так и не окончил». Студенты, которые не справились с программой Дети

С 18 лет пошел подрабатывать — сначала курьером, а потом линейным продюсером на анимационную студию к моей маме. Работа дистанционная, но какие-то пары пришлось пропускать, да и в целом я мало заморачивался по поводу посещаемости. Начались конфликты с начальником курса, а потом я подхватил бронхит. Отболел, прихожу со справкой, и мне по закону должны предоставить два дня в неделю на пересдачу. Говорю, что готов отработать все пропущенные лабораторные, отходить все положенные пары, а потом со спокойной совестью закрывать другие долги. А мне в ответ: «Поздравляем, ты не сдашь. У нас разрешены две отработки за полгода, а у тебя их явно больше». Ну я и махнул рукой. 

Раз такое дело, решил все остальные долги не закрывать, а вместо этого искать другой универ. В государственный пройти не получилось, и я пошел в Московский технологический институт, где сейчас и учусь, одновременно работая в автосервисе. Хотел выйти на «отлично», но пока не получается. Надеюсь хотя бы без троек обойтись.

Дело не в том, что я не хочу идти в армию, хотя год терять, действительно, жалко. Мне реально нравится учеба. Закончу МТИ и попробую вернуться в сильный государственный вуз в магистратуру и получить ученую степень. От вышки мне нужно образование и фундаментальные знания, а деньги я заработаю и в автосервисе. Мне нравится эта работа, хотя профессия в отрыве от науки мне не очень интересна, иначе я пошел бы в колледж. Но хочется чего-то добиться, создать нечто полезное для людей, как мой дедушка, у которого были патенты. Для изобретений нужны и фундаментальные знания, и практика. Также меня не очень интересует бизнес, вот уж для него точно не нужно научной подготовки — взять хоть студию моей мамы, хоть автосервис.

Если честно, у меня сложилось впечатление, что у нас в высшем образовании очень много людей, которым оно по-настоящему не нужно.

Заинтересованных студентов крайне мало. Я и многие мои сокурсники все честно делали сами, но пятерки получали те, кто списывал, а тебе влепляли три за какую-то небольшую ошибку, хоть ты и вложил в работу огромный труд и не спал неделю. 

У меня нет обиды на преподавателей, скорее на администрацию курса, которая не делает разницы между теми, кто готов уделять все время вузу, и теми, кто хочет получать знания. Да, есть вечернее отделение, но при переходе на него теряется отсрочка. И, мне кажется, преподаватели могли бы дать шанс работающим студентам, которые тем не менее хотят учиться на бюджете.

«То слишком трудно, то слишком скучно» 

Михаил, 27 лет

Я сдал ЕГЭ на 220, поступил в Бауманку, но через полтора года отчислился. В этом не виноваты ни преподаватели, ни учебные предметы, только я сам. Я не умею сосредоточиваться на сложном, но в школе с этим не было проблем, поскольку не было того уровня сложности. А в вузе над каждым предметом нужно было подолгу сидеть, а мне трудно монотонно что-то делать, я работаю всплесками, хоть мне и не очень нравится эта моя особенность. Все время что-то откладываешь на потом, а к экзаменам оно накапливается. 

Первые две сессии я худо-бедно сдал, а на третьей начались недопуски из-за невыполнения учебного плана. Тогда я решил отчислиться и поступить в Государственный университет управления. У меня непризывная категория по состоянию здоровья, поэтому армия мне не грозила.

Учиться в ГУУ было гораздо проще, чем на физмате, но именно из-за этого стало скучно. Я забрал документы и вернулся в Бауманку на направление «технологическая безопасность», и снова отчислился на втором курсе. 

Минута отдыха «Четыре раза отчислялся, но вуз так и не окончил». Студенты, которые не справились с программой Дети

Если я и пойду еще куда-то учиться, то только на заочное. Я стал искать, где бы заработать без особых знаний. Был грузчиком, курьером, а потом все же нашел более квалифицированную работу в сервисном центре. Тут много общения с клиентами, плюс получаешь новую техническую информацию, поэтому не назвал бы эту работу однообразной. Но для развития нужно дополнительно что-то делать, а не сидеть на одном месте, а я не могу. Родители сначала ругались, потом смирились, но все равно это психологически давит. Папа с мамой у меня прекрасные, но я рад, что я живу отдельно. 

Мне всегда было трудно думать о будущем и что-то планировать — возможно, это одна из причин того, что я не могу идти к конкретной цели и живу сегодняшним днем. Я вообще по жизни скорее недоволен собой. Но что делать, если я так устроен. Остается существовать дальше. 

«На удаленке двоечники стали отличниками, а отличники — двоечниками»

Арина, 25 лет

Я поступила в Станкин на специальность, связанную с информатикой и программированием. Лекции у меня в одно ухо влетали, а из другого вылетали, но что-то в голове все-таки задерживалось, потому что училась я неплохо, даже с повышенной стипендией. А потом бахнул ковид — и выяснилось, что на удаленке я учиться не в состоянии. Мне грозило отчисление по неуспеваемости, я ушла в академ, чтобы подумать, в какой еще вуз можно перевестись на бюджет. Когда я забирала документы, мне в деканате сказали: «Странная ситуация с этим дистантом — двоечники стали отличниками, а отличники двоечниками».

Сейчас я понимаю, что самым мудрым решением после школы было бы не гнаться за поступлением, а взять gap year и понять, что к чему. 

Свой год передышки я получила лишь в результате отчисления. Когда он заканчивался, мы с подругой зарядили друг друга, что на сей раз будем поступать туда, куда с самого начала очень хотелось. Я прошла в Московский энергетический на специальность «биотехнические системы технологии», потому что мечтала о биотехе весь 10-11-й класс. Однако, начав учиться, я поняла, что перегорела и никогда не стану человеком науки. А если так, то зачем время терять? Третью сессию мне все равно не закрыть, да и не особо хочется. Я снова отчислилась.

Пошла работать в ритейл, параллельно занимаясь музыкальной и рисовальной подработками. Я отучилась в музыкальной школе и играю на саксофоне. Это не самый распространенный инструмент, и я нашла свою нишу. Часто звонят друзья и просят поиграть. Что касается рисования, то я освоила его самостоятельно и мне заказывают картинки и портреты.  

Я решила смотреть в сторону специальностей, связанных с искусством, но учиться больше не хотелось. Родители были недовольны, но в моем понимании существует два типа людей: те, которых надо обучать от общего к частному, и те, которых от частного к общему. Наша система образования построена таким образом, что ты сначала изучаешь цифры, арифметические действия, когда-нибудь доходишь до логарифма и наконец получаешь задачу, которую надо решить, применив свои знания.

Минута отдыха «Четыре раза отчислялся, но вуз так и не окончил». Студенты, которые не справились с программой Дети

Это абсолютно логично, но я — человек другого типа. Мне нужно сначала поставить задачу, и по мере того, как я буду ее решать, я начну осваивать необходимый материал, задавать вопросы, знакомиться с методикой. Обычно так работает подмастерье, и для меня это лучший вариант. Я пошла на ювелирный завод и сказала: «Я рукастая, возьмите меня, пожалуйста». Уже два года я делаю кольца и серьги, и мне это безумно нравится. У нас есть отдельно литейщики, отдельно закрепщики, а я подключаюсь на промежуточном этапе: получаю из литьевой своего рода «золотой конструктор», из которого шлифовкой, пайкой и аккуратной фрезеровкой собираю готовое изделие. 

Иногда мне приходит в голову шальная мысль вновь пойти учиться, но заочка или удаленка — для меня табу. А снова ходить на пары, сдавать экзамены и каждые полгода закрывать сессии — ну уж нет, стара я для этого.  

Сейчас я потихоньку присматриваю себе другое место работы, и даже нашла, но, к сожалению, оно находится в другом городе. Это прекрасная мастерская, которая занимается эмалью, у них не только ювелирка, но и предметы интерьера. Я собираюсь развиваться в этой сфере, работать в мастерских, попутно придумывать что-то свое, становиться мастером в ювелирном деле и когда-нибудь выходить на рынок с собственными изделиями.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.