Дети

«Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест

«Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест 14 апреля, 2025. Мария Божович Ирина Абанкина Профессор ВШЭ Ирина Абанкина — об искусственном повышении спроса на инженерные специальности

Минута отдыха «Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест Дети

Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность ограничения приема на платные места в вузы. Льготные образовательные кредиты будут получать те направления, которые обеспечат «технологическое лидерство страны». К чему приведет ограничение набора на гуманитарные специальности, где бюджетные места уже были сокращены? Об этом «Правмиру» рассказала Ирина Абанкина, профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ.

Что случилось?

Президент поручил правительству создать перечень специальностей, «соответствующих задачам обеспечения технологической независимости и технологического лидерства» страны. Льготные кредиты на образование получат только эти направления.

Также Владимир Путин поручил рассмотреть возможность наделения Минобрнауки полномочиями по согласованию предельного количества платных мест. Сейчас вузы решают сами, сколько их будет. Таким образом, государство сможет регулировать прием на разные направления подготовки в зависимости от потребностей экономики.

Сейчас около половины студентов обучаются на платной основе, что «приводит к сохранению дисбалансов, неустранимых в рамках ныне действующего законодательства в сфере образования», цитирует Минобрнауки «Коммерсант». 42% студентов-платников обучаются на экономических и юридических специальностях, «невзирая на переизбыток специалистов такого профиля». Именно на эти направления выдается более трети льготных образовательных кредитов.

«Новые поручения закладывают основу поэтапного перехода к скоординированной политике в отношении коммерческого набора, позволяют ориентировать университеты на потребности национальной экономики и в перспективе повысить востребованность выпускников-платников на рынке труда», — заявили в министерстве.

«80% инженеров учатся на бюджете, а многие гуманитарии оплачивают свое образование сами»

— Что значит переход к так называемой «скоординированной политике в отношении коммерческого набора»? Раньше такой политики не было?

— Когда вводилось платное образование, были ограничения на определенные специальности (тогда еще были «специальности», а не «направления подготовки»). В частности, на экономистов, менеджеров можно было принимать не больше 25% от бюджетного приема. 

В начале 2000-х годов развивалось частное образование, стали готовить специалистов в самых разных областях: оценки бизнеса, недвижимости, современного казначейства. Такие кадры были нужны, и из-за того, что государственные вузы имели такое ограничение, частные университеты, которых было гораздо больше, перехватили прием по этим специальностям. Это было выгодно, поскольку спрос был велик, а никаких серьезных вложений — например, в оборудование — не требовалось. В каких-то из вузов был просто чистый обман — по сути, продажа дипломов.

После этого было много реформ, в результате которых удалось навести некоторый порядок. И платное образование по числу мест было ничем не ограничено, кроме лицензионных требований (помещение, кадры и так далее). 

Но в последнее время в нем стал складываться структурный перекос в подготовке кадров.

Государство все больше поддерживало инженерные и технические направления подготовки и вытесняло в платный сегмент социально-экономические направления и гуманитарные направления. 

Говорят, что у нас половина студентов учится за счет своих средств, другая — за счет бюджета. В среднем, это так. Но фактически на инженерных и технических направлениях 80% учится за счет бюджета, а по отдельным направлениям мы вообще видим только бюджетные места, которые еле-еле закрывают. У ребят нет ни нужных баллов по ЕГЭ, ни готовности учиться по сложным программам, ни возможности хорошо трудоустроиться после окончания вуза.

— Если трудно поступить и трудно учиться, то, по идее, мы на выходе должны получать крутых специалистов. Почему же у них проблемы с трудоустройством?

— У нас почти нет частных разработческих фирм и конструкторских бюро. Инжиниринг фактически вшит в предприятия с высокой долей государственного участия. Поэтому зарплата инженеров на старте сильно уступает тому, что мы видим в частном секторе, да и продвижение по службе трудное — в отличие от бизнеса, где в среднем через три года люди получают повышение в должности и достигают новых уровней заработка.

Минута отдыха «Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест Дети

— Иными словами, инженерное образование не может быть платным, потому что туда и бесплатно не хотят идти? 

— Действительно, государство большинство бюджетных мест отдает именно на инженерные, технические, технологические направления подготовки, тогда как гуманитарные направления, социально-экономические, юридические, все вытеснены в платный сегмент. У нас даже в технических государственных университетах, как правило, есть юридические, экономические факультеты, и зарабатывают вузы именно на них. 

Что же касается филологов, философов, историков, журналистов, то 80% из них оплачивают свое образование сами. И где-то посередине находится медицина, где платников и бюджетников где-то 50 на 50.

— Почему же хотят что-то изменить?

— Сейчас государству понадобилось переключить спрос на технические и инженерные направления подготовки, а для этого поставить заслон тем ребятам, которые идут на общественные науки, в юриспруденцию и на креативные направления. Им фактически не дают возможности учиться платно, подталкивая на технические инженерные направления за счет бюджета. 

Это административная попытка переключить спрос, невзирая ни на финансовые потери для вузов, ни, тем более, на интересы семей.

С одной стороны, просто управлять платными местами, то есть предоставлять их, возможно, только в программы высокого уровня в престижных университетах. И закрывать в тех же самых технических университетах подготовку по экономике, юриспруденции, сервису и туризму.

Но и это не совсем выполняется, потому что, например, в Высшей школе экономики сокращение на платный прием коснулось факультета креативных индустрий. Он объединяет и медиакоммуникации, и дизайн, и творческие направления, и киношколу. Большинство программ платные. И там произошло кратное сокращение уже в 2025 году.

Какие экзамены выбрали выпускники в 2025 году

— Если мой ребенок хочет идти на гуманитарную специальность, а места там сокращают, что теперь — он физиком станет? Что даст государственное регулирование в этой области? 

— Когда речь идет о столичных университетах, то невозможно будет переключиться на что-то другое. И с сокращением платных мест на гуманитарных направлениях мы рискуем потерять ребят, они уедут и могут не вернуться. Сейчас есть возможность получить образование на русском языке и в Белоруссии, и в Казахстане, и в Узбекистане. Англоязычные программы есть и в арабских университетах, и в Восточной Европе. Активно предлагают образование на китайском языке, есть много стипендий.

Если мы говорим о регионах, то там люди готовы будут пойти учиться на технические и инженерные специальности, чтобы получить высшее образование. Число бюджетных мест там уже увеличивали.

Минута отдыха «Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест Дети

— Лирик станет физиком? Это же будет технарь поневоле такого качества, который не нужен нигде?

— Насчет «не нужен» трудно сказать. У нас сейчас большой дефицит на рынке труда.

— Как скоро мы увидим изменения?

— Московских вузов изменения коснулись уже в этом году. В региональных университетах ожидают их только в 2026 году.

Недавно опубликовали данные о выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Мы видим, что число людей, которые выбрали физику, не увеличилось. Стало немного больше тех, кто будет сдавать профильную математику, химию. Но в целом все осталось примерно на том же уровне. Экзамены выбирают не спорадически, к ним довольно серьезно готовятся, в общем, не один год. Поэтому сильно повлиять на выбор семей невозможно.

Сегодня для поступления на все инженерные специальности обязательно нужно сдавать физику, ее нельзя заменить информатикой, как было раньше. И даже в педагогических направлениях надо сдавать предмет, который вы собираетесь преподавать. 

Эти требования должны были увеличить число ребят, которые все-таки выберут физику. Но этого не произошло.

При этом число тех, кто выбирал информатику, росло на протяжении пяти лет высокими темпами. И сейчас оно обгоняет число сдающих физику и даже профильную математику. Высокий процент ребят выбирает этот экзамен. 

Химию и биологию выбирают те, кто нацелен на медицинские направления, а также на ветеринарию, которая тоже стала пользоваться спросом. Число сдающих химию из года в год повышается. Но это медленные изменения спроса.

Большинство семей рассчитывало, что если дети не сумеют попасть на бюджет, то будут учиться платно там, где они захотят. Сейчас это под вопросом. 

Что будет, когда число платных мест в вузах сократят

— Какой может быть прогноз? Гуманитарии, которые не набрали высоких баллов для бюджета, которым не хватило платных мест, — что с ними будет?

— Думаю, будет несколько потоков абитуриентов. Первый поток пойдет в колледжи. Сейчас там есть хорошие программы гуманитарного профиля. Во всех регионах России открывают колледжи креативных индустрий. 

Интерес к колледжам высок, там уже тоже 30% платников. Популярны именно те учебные заведения, где есть современные направления подготовки, в том числе и гуманитарные, и социально-экономические. 

Часть абитуриентов, безусловно, выберет обучение за границей, в том числе в странах СНГ. Многие абитуриенты в регионах выберут нейтральное педагогическое образование. 

Мы проводили исследования. Практически все ребята, которые приезжают учиться в Москву и Санкт-Петербург на платное отделение, в своих регионах могли бы учиться на бюджете. Но они хотят получать образование в столичных университетах, среди мотивированных ребят. Там, где интересные проекты, оборудование, связи с работодателем, совершенно другие шансы на трудоустройство. Эти ребята могут оценить возможности своих регионов с большей долей оптимизма, чем было до этого. 

Минута отдыха «Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест Дети

— Регионам это на пользу пойдет? Сейчас много говорят о том, что столичные вузы собирают абитуриентов со всей страны и что это неправильно.

— Но я-то считаю, что это правильно. Потому что высшее образование — это столичный стиль жизни, ориентация на другой уровень культуры, высокая внутренняя мотивация. 

Я понимаю, что университет дает шансы для развития многим городам. Но если мы говорим с позиций семьи и самого абитуриента, то, конечно, надо выбирать лучшие вузы с лучшими программами. Это другие шансы.

И высшее образование, и наука, и даже культура неслучайно в столицах сконцентрированы. Их нельзя размазать, как школу, тонким слоем по всей стране, по всем населенным пунктам.

«Многие выпускники выберут колледжи»

— Почему люди выбирают гуманитарное образование — оно легче, чем техническое?

— Как происходит профессиональное самоопределение? Число физиков не так велико, независимо от моды. Точные науки требуют довольно сильной мотивации, заинтересованности, желания связать с ними всю свою жизнь. Студентам предстоит решать сложные задачи. И найти ребят, мотивированных на решение таких сложных задач, непросто.

Гуманитарная сфера, которую мы называем общим высшим образованием, в этом смысле доступнее. Она позволяет человеку развивать предпринимательскую активность, при этом не стремиться в высокие сферы науки, технологии, инжиниринга. 

Дело не только в том, что людям без технического склада ума в гуманитарном образовании легче учиться. Это их самоопределение, возможность жить и работать в соответствии со своими возможностями. 

Высока доля для ребят, которые из неопределенности выбирают предметы, которые им интересны в жизни, которые дают возможность и самопознания, и познания окружающего мира, и включения в том числе в общественную жизнь. Это предметы гуманитарного цикла и общественных наук.

И доля людей гуманитарного склада в мире намного выше. 

— Я правильно понимаю, что в разных странах примерно одинаковое соотношение так называемых физиков и лириков. Условных лириков в принципе больше, чем людей, настроенных на научный поиск и эксперименты?

— Да, причем именно на естественно-научный эксперимент. Сейчас сфера программирования, цифровизации, искусственного интеллекта стала популярной. У ребят, которые в ней успешны, другой тип мышления и освоения реальности — все-таки не научно-исследовательский. Это больше алгебра, чем физика с геометрией.

Вообще во многих странах такого числа людей, выбирающих высшее образование, нет. Они сначала оканчивают школу, потом определяются, куда поступать дальше — гуманитарное направление, бизнес, менеджмент, экономика, сфера услуг. Например, во Франции вузы готовят сомелье и специалистов в области гастрономии, таких направлений немало.

У нас в Красноярске открыли гастрономический факультет совместно с французами, он пользуется огромным спросом, из других регионов едут. Я была совершенно потрясена, когда узнала, что средний балл на повара-кондитера в Москве в колледже 4,9! 

Почему айтишников не хватает, хотя на рынке труда их переизбыток

— Хедхантеры жалуются на переизбыток айтишников на рынке, они идут в компании мощным потоком, но при этом качественные специалисты все еще в дефиците. Как можно объяснить этот парадокс?

— Многие вузы и колледжи готовят специалистов IT. Многие технические университеты открыли у себя программы среднего профессионального образования по этому направлению. Но и качество программ, и готовность с ними справиться намного ниже, чем потребность рынка в высококвалифицированных специалистах, да еще и с опытом работы.

Минута отдыха «Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест Дети

Поэтому абитуриенты идут в IT в надежде трудоустроиться. И понимают, что цифровая грамотность все равно нужна. Но потом им сложно искать работу. Ситуация изменилась — открыть собственное дело стало сложнее, ставки по кредитам немыслимы для того, чтобы поставить на ноги бизнес. Выход на рынок фактически перекрыт. Поэтому многие айтишники со средним уровнем подготовки, которые могли бы открыть собственное дело и позаботиться о себе сами, вынуждены искать работу в крупных и стабильных компаниях. 

— Не возникнет ли искусственный дефицит гуманитарных специальностей? Не станут ли они тогда еще более престижными, высокооплачиваемыми? Мы же не можем отменить потребности рынка труда?

— Я думаю, что резкого дефицита таких специалистов, вероятно, не возникнет, потому что его можно сбалансировать увеличением числа бюджетных мест. 

Пострадают потенциальные фрилансеры. Это люди, которые готовы были работать в гуманитарной сфере, реализовывать собственные проекты.

Нередко неприбыльные, некоммерческие. И в том формате занятости, который их устраивал. Для этого они старались получить образование, может быть, даже его нарастить. Информационный сегмент востребован. Возможен удар по неформальной, проектной гуманитарной занятости.

— Чем занимаются гуманитарные колледжи, чему там учат?

— Гуманитарные колледжи открывают немало программ, которые связаны с бэк-офисами.

Это современные профессии: звукооператоры, специалисты, которые умеют работать с текстами. Их большой дефицит. Ребятам это интересно, многие идут туда. Кроме того, у нас всегда существовал элитный сегмент колледжей в культуре. И они развиваются, их создают.

У них и программа интересная, и подход более творческий. Спрос большой. Международный киноколледж в Москве выпускает всего 70 человек в год. При этом 5000 вакансий в кинокластере! Это именно уникальные программы, мастерские.

Колледжи креативных индустрий часто работают по модульной системе. Это как минимум 5–6 модулей, которые должен освоить человек в процессе обучения. 

Существует элитный сегмент программ среднего профессионального образования. Многие из них базируются внутри университетов, у выпускников есть все шансы продолжить обучение уже в вузе, сдав внутренние экзамены.

Минута отдыха «Одни абитуриенты выберут колледж, другие — просто уедут». Что будет, когда вузы ограничат число платных мест Дети

— Сейчас приняли в третьем чтении закон о том, что можно поступать в вуз после колледжа без ЕГЭ только по тем специальностям, по которым и было среднее профессиональное образование. Хотя раньше люди заканчивали СПО и могли на любую специальность поступить без ЕГЭ. Как вы относитесь к этому закону?

— Вы можете поступать в вуз без экзаменов, продолжая ту линию, которую начали в СПО. Если вы хотите резко сменить направление, то экзамены сдать нужно. Раньше это были внутренние экзамены вуза в формате ЕГЭ. Их сдавали в июле, во всех вузах, и это останется. 

Сейчас закон дает послабление — если вы продолжаете обучение по выбранному направлению, то можно вообще не сдавать экзамены, предъявить документы и продолжить обучение в вузе. Если у вас есть опыт работы, это тоже будет приветствоваться. То есть это скорее упростит путь тем, кто идет по выбранной колее.

— Получается, что для того, чтобы поступить в колледж, нужно всего-то-навсего сдать ОГЭ, правильно?

— Нет, для колледжа ОГЭ не нужен. Только средний балл аттестата. Чем он выше, тем лучше. На престижных направлениях — 4,5 и 4,6. На некоторых направлениях в айти — 4,8 и 4,9. Сегодня есть колледжи, которые оттягивают из школы лучших ребят.

Фото: Жанна Фашаян

Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

Источник

Показать больше

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.