Наталия Белянина писала ЕГЭ по русскому языку, чтобы поддержать сына. Сейчас для родительского ЕГЭ выделяется отдельный день и отдельный предмет, а тогда ей удалось попасть на экзамен в дополнительный день основного экзамена, вместе со школьниками (в 2022 году). Наталия изнутри почувствовала, что такое ЕГЭ, и рассказала об этом «Правмиру».
В 2025 году акция «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями» проходила с 12 февраля до конца марта. Теперь для участия в ЕГЭ родителям достаточно написать заявление в школу, где учится ребенок, та передаст информацию в управление образования, и оттуда сообщат время и место проведения экзамена. В 2025 году родители могли сдавать ЕГЭ по базовой математике. В предыдущие годы им предлагали написать работы по русскому языку и истории. Родители сдают сокращенный вариант экзамена.
«Сын весело подхватил мою идею»
Мой cын — чистый математик, русский язык был для него не самым любимым предметом. Он переживал, что потратит много времени на подготовку и все равно потеряет баллы. По совету репетитора он решил сдавать русский в 10-м классе, чтобы в последний год освободить время для профильных дисциплин. Это был его первый экзамен, и я волновалась за него, хоть и не подавала виду. Вспоминала все истории, когда у детей на нервной почве падало зрение, снижался вес, проявлялись всякие болезни.
В день экзамена я не поехала в офис, ходила кругами вокруг школы и готовила ободряющую речь на случай провала. Дескать, не волнуйся, это не конец света, мы придумаем, как быть. В итоге ребята (сын сдавал с одноклассником) вышли бодрые и веселые, на адреналине. Потянулись дни в ожидании результата. А вдруг все плохо? Я даже не решалась спросить.
В итоге сын получил 88 баллов и благополучно забыл про ЕГЭ по русскому. В 11-м он готовился к математике и ожидал не менее 100 баллов. Я боялась, что в случае неудачи он будет деморализован, и повторяла, что не нужно зацикливаться на баллах, ЕГЭ — не главный показатель знаний. И вообще, не в нашем характере сдавать на высший балл. Если случится какая-нибудь досадная мелочь, из-за которой снизят оценку, не стоит огорчаться.
А на самом деле — отражает ли ЕГЭ реальные знания? Чтобы понять это, я решила попробовать сдать русский. Я окончила факультет физико-математических и естественных наук РУДН, работаю на телевидении, но при этом в нашей семье считается, что я лучше всех знаю правила, грамотно пишу и хорошо формулирую. Я несколько раз участвовала в «Тотальном диктанте», мне даже предлагали быть проверяющим. К ЕГЭ я не готовилась, решила провести эксперимент, что же это такое для грамотного, но нетренированного человека.
Сын весело подхватил идею и сам зарегистрировал меня на «Госуслугах». Мне назначили экзамен в резервный день, когда приходят школьники, которые по каким-то причинам не могли сдавать вместе со всеми. Сын провожал меня и инструктировал: черная гелевая ручка, не разговаривать, не брать дополнительных бумаг, при себе иметь только паспорт.
«Ну что, очень сложно было?»
Первое впечатление — ужасная нервозность. Ты все время под камерами, тебя прогоняют через рамку, в аудитории все сдающие садятся строго по одному, им раздают черновики и сразу говорят: «Больше никаких бумаг, все убираем».
Экзамен начинается не сразу, надо подождать, и в этот момент человек находится на взводе и чувствителен даже к таким мелочам, как голоса проверяющих и запах их парфюма. У меня начала болеть голова, и я подумала о тех ребятах, у которых, так же, как у меня, может заболеть голова или подняться давление. Это наверняка повлияет на результат. С другой стороны, детей как-никак готовят к этой «психической атаке». Когда я рассказывала сыну о своих ощущениях, он только снисходительно посмеивался надо мной. Для него в этой процедуре не было ничего нового, и уровень стресса был гораздо ниже.
Многое, конечно, зависит от учителя, который находится в аудитории. Если он обычным человеческим языком объясняет, что делать, если нужно выйти, если хочется попить, что-то съесть или принять лекарство, то уже легче. Но в начале экзамена он включает голос диктора, который снова и снова предупреждает, что со стола все должно быть убрано, чего делать нельзя и в каком случае «ваши результаты могут быть аннулированы». Потом он долго рассказывает о правилах заполнения экзаменационных листов, и для меня это важно, хотя школьники обычно уже все знают.
Я поглядывала на ребят и думала, как им тяжело. Им кажется, что вся их будущая жизнь зависит от этих листочков. Наверное, у многих это ощущение создали в семье. «Плохо сдашь — и кем ты будешь? В дворники пойдешь?» Родители, на мой взгляд, должны говорить перед экзаменом: «Постарайся сделать все, что сможешь, и главное — не нервничай. Даже если ты плохо сдашь, всегда есть план Б — поступить в другой вуз, на другую специальность».
Мне кажется, мое присутствие немного разрядило напряженную обстановку. Преподаватели спрашивали, не репетитор ли я, а я отвечала, что пришла сдать из чистого любопытства. После экзамена ко мне подходили и интересовались: «Ну что, сложно было?» О да, сложности были, и очень неожиданные.
2-4-6-8
Я планировала написать за полтора часа, но просидела все три. Первая часть экзамена — тестовая. Тебе выдают пачку заданий толщиной с небольшой книжный том.
Есть довольно замороченные филологические вопросы — например, отличить повествование от рассуждения. Этому меня никогда не учили, и я действовала по интуиции. Думаю, что подготовленным школьникам было легче.
Задания сформулированы громоздко, словно вас специально хотят запутать. «Найдите в тексте предложение/я, связанное/ые с предыдущим притяжательным местоимением». Я нашла таких два, но не уверена, что правильно. Слишком уж неоднозначна вот эта «связь с предыдущим предложением».
Вместо «вставьте пропущенные буквы», вам говорят «выпишите строки, где в словах пропущена одна и та же буква». То есть надо не только применить правило, но и посчитать предложения, а затем выписать номера, не перепутав цифры. Самое неприятное — это перенос ответов из бланков контрольно-измерительных материалов в бланк ответов. Я даже номер телефона не всегда с первого раза записываю верно, а тут попробуй без линейки продублировать ряды цифр в черно-белый бланк с 26 строками! У меня дрожала рука, и я сто раз возвращалась, проверяла, не перепутала ли цифры и строки. И хотя в моей судьбе от ЕГЭ ничего не зависело, волнение очень мешало. Думаю, огромное количество детей теряют баллы на этом этапе. Мой сын потерял 4 балла, случайно поменяв местами две цифры из четырех. Условно, не 2-4-6-8, а 2-6-4-8.
Понятно, что все предельно стандартизовано, потому что бланк считывается машиной. Но попробуйте не споткнуться в этом месте, даже если вы идеально грамотный человек.
«Нет такого критерия — интересное сочинение»
А дальше — сочинение. Это не совсем то, к чему привыкли люди старшего поколения, когда дают тему, а ты ее самостоятельно развиваешь. Сейчас дети должны прочитать предложенный им текст и написать свое рассуждение на тему.
В те годы, когда сдавал мой сын, дети предпочитали тексты про Великую Отечественную войну, где понятно было, что писать, и опасались общекультурных или философских тем. Но мне, наоборот, они казались легче. Я писала сочинение о том, что важнее для художника — труд или вдохновение, и приводила в пример Ивана Крамского, который всю жизнь писал портреты, но мечтал создать великую работу в другом стиле. Мне показалось, что я все хорошо структурировала, привела интересные аргументы и даже поймала себя на том, что хочу произвести впечатление на эксперта. После говорю сыну, что, кажется, написала интересное сочинение. А он мне в ответ:
— Молодец, мама, ты потеряла баллы. Нет такого критерия — интересное сочинение.
Потом я поняла, что оригинальность — далеко не главное. Задача не в том, чтобы щегольнуть знанием фактов. Сочинение нужно не для того, чтобы его было интересно читать, а для того, чтобы было легко проверять. Оно должно полностью соответствовать формату: сформулировать проблему, отразить позицию автора, обозначить свое собственное отношение, привести два примера из литературы, два примера из жизни и так далее. Если что-то выпадает, оценку снижают. Вот почему и дети, прекрасно владеющие русским, и те, кто знает его очень плохо, могут написать на 95+. Это не про знания, а только про тренировку и умение применить шаблон.
У меня не было орфографических ошибок, но за сочинение мне сняли баллы. Когда я показала свой текст знакомому эксперту ЕГЭ, она сказала, что, возможно, с точки зрения экзаменаторов, здесь не раскрыта позиция автора, хотя я-то была уверена, что описала его видение. Возможно, мои формулировки оказались неоднозначными, слишком сложными. Я ожидала за оба задания 96 и выше (если честно, то все 100), а получила 82.
Мой результат по русскому оказался даже хуже, чем у сына. Кстати, по математике он не получил 100 баллов, но все равно поступил туда, куда и хотел, — на бюджет в РАНХиГС.
У меня есть дочка, которая учится во 2-м классе. Может быть, с ней я однажды пойду сдавать базовую математику. В конце концов, я когда-то оканчивала физмат и обожаю интересные задачки.
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ