В Минтрансе предлагают контролировать состояние водителей грузовиков, автобусов и такси с помощью специальных приборов. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В министерстве планируют, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Что это будут за приборы?
Засыпающих за рулем водителей будут контролировать с помощью систем, способных по зрачку или частоте пульса определять степень усталости человека. Это могут быть лазерные датчики, установленные в кабине, или браслет на руке.
Зачем хотят контролировать водителей?
Установка устройств, с одной стороны, снизит аварийность, отмечают в Минтрансе, а с другой — позволит работнику законно находиться в рейсе более десяти часов в сутки, если система не фиксирует признаков усталости. Внедрение подобных систем, по оценкам ведомства, позволит государству сократить ежегодный ущерб от ДТП на 350−530 млрд руб. (сейчас он оценивается в 1,78 трлн руб.).
Сколько времени водитель может быть за рулем?
В рамках поправок Минтранс планирует прописать в ПДД возможность управлять более 10–12 часов при условии, что в кабине установлено «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу. Согласно действующим правилам ПДД, водитель в течение суток может находиться за рулем суммарно не более десяти часов.
Как сказано в законопроекте, водитель обязан сделать перерыв в управлении транспортным средством в случае фиксации устройством предельных значений.
Продолжить движение он может только в том случае, если средство мониторинга работоспособности не фиксирует достижение им предельных значений параметров психофизиологического состояния водителя. Водитель, который проехал менее десяти часов и начал засыпать (а это зафиксирует прибор), должен будет остановиться и отдохнуть.
Сколько будут стоить приборы?
По оценке Минтранса, новое оборудование обойдется перевозчику в 25–80 тыс. руб. В эту сумму входят стоимость и установка, а также обслуживание прибора на протяжении трех лет.
Где в России уже внедрили систему контроля усталости водителей?
В 2018 году «Мосгортранс» внедрил в 36 автобусах систему «Антисон». В ноябре 2019 года компания заключила контракт на закупку и установку системы на 8400 автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах.
В систему входит видеокамера с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели, которая по движениям 10 лицевых точек у водителя, морганию или зеванию отслеживает, не заснул ли он. Если водитель отвернулся больше чем на пять секунд или закрыл глаза более чем на две секунды, система дает предупредительный звук и включает световой индикатор.
Аналогичные системы также тестировали во время пилотных проектов в Татарстане, Белгородской, Московской и Калужской областях в 2020 году.
Ссылки:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=119042