Если сомневаетесь в выборе между топовой сборкой и компактной коробкой со всем необходимым.
Сразу оговоримся, что речь идёт о сравнении именно игровых устройств. Понятно, что компьютер может намного больше, чем просто запускать Fortnite и «Ведьмака». Но мы рассматриваем выбор устройства конкретно для игр, тогда как прочие задачи закрывает ноутбук, рабочий компьютер или вообще смартфон.
1. Приставка удобнее для большинства пользователей
Вне зависимости от того, PlayStation это, Xbox или Switch, управиться с консолью сможет кто угодно. Достаточно подключить её к телевизору и питанию, войти в интернет, создать аккаунт — всё, можно покупать и запускать игры. Если что-то пойдёт не так, консоль предупредит, в чём проблема, да и сами беды обычно тривиальные: нет соединения с сетью, заканчивается место, аккаунтом пользуются с другого устройства.
Switch в портативном режиме вообще достаточно подключить к интернету и регулярно заряжать. Фото: Alvaro Reyes / Unsplash
Компьютеры более открытые и сложные: чего стоит только выбор совместимых компонентов. Причём во время использования эти самые компоненты могут глючить, службы и приложения — вылетать, а связь — отключаться без всяких на то причин. Да, починить можно практически всё, но проблем кратно больше, и не всегда получается быстро найти решение конкретно для вашего случая. И часто приходится тратить время, чтобы осознать, что условный Valorant выкидывает чёрный экран просто потому, что параллельно открыто окно Photoshop.
Плюс ПК нужно периодически апгрейдить. Это время, деньги и риски что-нибудь испортить в процессе, если решили действовать самостоятельно, а не платить профессионалам. В то же время добавить SSD в PS5 или карту памяти в Switch не составит труда, а другие улучшения в случае с консолями просто неактуальны. Иными словами: консоль — это про ваш комфорт.
2. Всё оптимизировано и просто работает
Отчасти это продолжение предыдущего тезиса. В плане адаптированности игр ПК и консоли можно сравнить с Android и iOS. Компьютеров и Android-смартфонов много, как и их производителей, тогда как актуальных моделей игровых консолей и iPhone мало, а их производителей можно пересчитать по пальцам одной руки.
Это сильно упрощает жизнь разработчикам и позволяет делать игры, которые не просто будут работать на консоли, под которую заточены, но и выжмут максимум из заранее известного и понятного железа. Не нужно идти на ухищрения и компромиссы, пытаясь адаптировать всё под максимально возможное количество сборок.
В результате игра будет работать и выглядеть так, как того хотели создатели. В их же силах сразу обозначить совместимые устройства. Например, сделать технически продвинутый проект эксклюзивом для самой мощной версии приставки. Или, наоборот, выпустить игру и для текущего, и для предыдущего поколения. Так часто делают в течение года-двух после релиза новой приставки, чтобы не оставлять владельцев прошлой версии за бортом.
На ПК всё иначе. Покупая игру и не имея самого продвинутого железа, сложно предугадать её работоспособность и качество графики, которое получится вытянуть. А ещё бывают совсем суровые приколы: покупаешь игру, которая заявлена на странице в магазине как совместимая с твоим компьютером, а играть не можешь, потому что её распространением занималась компания-посредник, и, хотя она уже давно не у дел, её DRM-система по-прежнему активна.
Речь про Mac-версию Metal Gear Rising: Revengeance. Скриншот: Reddit
В итоге игру можно купить, но невозможно запустить, потому что сервер, нужный для проверки подлинности, не работает с 2018 года. А в Steam эта версия продолжает висеть и в 2025‑м.
3. Консоли дешевле ПК с теми же возможностями
Если целиться в современные AAA-хиты и выбирать железо именно под них, приставка всегда будет выгоднее компьютера, который потянет современные игры с тем же качеством картинки. В лучшем случае по цене PS5 или Xbox Series X получится купить видеокарту, но о прочих компонентах вроде материнской платы, процессора, системы охлаждения и памяти мечтать не приходится.
И это не учитывая, что для компьютера важен качественный монитор, тогда как для консоли подойдёт телевизор, который у вас и так наверняка есть.
При этом спустя время придётся тратить ещё больше денег на апгрейд компьютера, чтобы и дальше запускать всё самое новое.
У консолей же идёт тренд на обратную совместимость. PS5 запускает практически все игры с PS4, Xbox Series поддерживает библиотеку вплоть до оригинальной Xbox (конечно, чем старше, тем меньше доступно игр, но хиты на месте), а грядущий Switch 2 будет совместим с солидной частью библиотеки Switch.
В итоге получается, что в 2025 году не нужно хранить приставки предыдущих поколений, чтобы играть во всё что хочется. Старую консоль можно спокойно продать, погасить этими деньгами часть стоимости новой и при этом сохранить доступ к остаткам бэклога прошлого поколения. Причём часть игр ещё и получит апгрейд качества — зачастую бесплатно.
4. На приставках отличные эксклюзивы
Почти все игры внутренних студий Sony и Nintendo сперва выходят исключительно на приставках этих компаний. Хитовые Marvel’s Spider-Man, The Last of Us, Horizon Zero Dawn и God of War долгое время можно было пройти только на PlayStation. Да, в последние годы игры компании стали выходить и на ПК, но с промежутком в несколько лет после консольного релиза.
При этом за стенкой эксклюзивности до сих пор остаются шедевры вроде Shadow of the Colossus и Bloodborne. У Nintendo всё ещё проще: хотите основные игры про Марио, покемонов и Линка с Зельдой — покупайте Switch. Других вариантов нет.
Фото: Дарья Громова / Лайфхакер
Microsoft выносим за скобки, потому что даже до внедрения стратегии «Всё может быть Xbox» компания выпускала новые игры одновременно и на Xbox, и на ПК. Более того, пусть и не все, но некоторые игры, купленные на Xbox, можно запустить на компьютере без повторной покупки.
Но есть одно важное исключение: мегапопулярные игры Rockstar. Исторически так сложилось, что Grand Theft Auto и Red Dead Redemption сначала выходят на консолях, и только через год или даже больше — на ПК. То же самое будет и с грядущей GTA VI, поэтому на год-полтора PS5 и Xbox Series получат огромное преимущество как единственные устройства, на которых можно пройти эту игру.
5. На консоли можно играть в онлайн-игры без читеров
Читеры — бич многопользовательских игр. Они видят других игроков через стены и моментально целятся, прожимают сложные комбо в файтингах за доли секунды, с самого начала представляют всю карту в стратегиях и автоматически прокачивают своего персонажа, чем портят игру другим участникам. Из-за этого на форумах полно жалоб от пользователей, которые больше так не могут и отказываются от многопользовательских игр на ПК в целом.
Операционные системы консолей закрыты, на них нельзя поставить сторонние программы. Поэтому читеров там нет. Единственное преимущество, которое могут получить нечестные игроки на консолях, — подключить клавиатуру и мышь, чтобы точнее прицеливаться в шутерах.
Конечно, в некоторых играх многопользовательский режим кросс-платформенный, как в той же Helldivers 2, поэтому игрок с консолью и читер с ПК могут встретиться в одной миссии. Но в большинстве игр лобби для консольщиков и ПК-бояр раздельные.
6. Приставка сохранит актуальность дольше, чем топовый ПК
Стандарты железа повышаются с каждым годом, что хорошо видно по системным требованиям к красивым AAA-играм. В результате владелец компьютера, который в 2025 году запускает все новинки на ультах, уже к 2028-му будет искать компромиссы и обсуждать на форумах, какие настройки помогут получить лучшее соотношение визуала и производительности.
Одно из главных преимуществ консолей заключается в том, что их не нужно обновлять в течение долгого времени. Поколения приставок меняются каждые 6–7 лет, и все игры, выходящие за это время, чаще всего отлично идут даже на самых первых версиях платформ.
Конечно, ближе к концу поколения базовые версии консолей показывают не лучшую производительность, но на них всё равно можно комфортно играть.
7. Консольные игры можно поставить на полку или продать после прохождения
Фото: Дарья Громова / Лайфхакер
Физические носители с компьютерными играми ушли в небытие. Если для ПК и выходят коробочные издания, то внутри обычно не диск, а одноразовый код активации в Steam или другом магазине. На PlayStation, Xbox и Switch с дисками и картриджами нет никаких проблем: можно поставить на полку красивые коробочки с любимыми проектами, дать поиграть друзьям или вообще продать.
Диск с давно вышедшей игрой, цена которой устоялась на вторичном рынке, можно купить довольно дёшево, а потом перепродать за те же деньги.
Конечно, если брать новый долгожданный эксклюзив на старте по максимальной цене, проходить его несколько месяцев, а потом выставлять на доску объявлений, потеря может составить 1–2 тысячи рублей. Это не оптимально, но всё ещё довольно выгодно: вы получили от свежего релиза максимум фана по цене старенького хита с распродажи. Продаёте диск и вперёд за новой игрой.