Международная федерация лыжного спорта продолжает вводить кардинальные реформы. Сначала союз уравнял мужские и женские дистанции, а собирается лишить продвинутые страны одного из их главных преимуществ — смазки.
Соревнования сервис-бригад, работа которых зачастую определяет результаты топовых спортсменов, теперь могут сойти на нет. Все из-за желания уравнять шансы сборных, на которые влияют в том числе такие технические компоненты.
Но у решения федерации может и быть и другой мотив.
«Это критично для Швейцарии, Франции, Италии»
Рейс-директор FIS Пьер Миньерей выступил с новым заявлением. По его словам, многие страны-участницы Кубка мира стремятся оптимизировать свои затраты на содержание лыжных команд и ищут пути для экономии:
— Это критично для таких стран, как Швейцария, Франция, Италия. Если мы не сократим расходы и не вложим деньги в молодежь, тогда будет все меньше наций, которые захотят бороться за самые высокие места, — сказал менеджер в интервью VG.
Его позиция кажется объективной. Если взглянуть на подиумы последних чемпионатов мира или Олимпиады в Китае, то из перечисленных государств в призах мы увидим только Федерико Пеллегрино из Италии. При этом важно понимать, что спортивная карьера 32-летнего спринтера подходит к концу. А за его спиной, как и в случае швейцарца Дарио Колоньи, пока никого не видно.
Федерико Пеллегрино / Фото: © Patrick Smith / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Эти европейские страны действительно с трудом составляют конкуренцию Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Чемпионка мира в эстафете 2008 года, а ныне новоиспеченная директор по северным дисциплинам Швейцарии Гури Кноттен буквально с порога предложила решение, позволяющее ее подопечным бороться за медали:
— Мы могли бы стандартизировать гораздо больше в части оборудования. Страны с меньшими ресурсами должны тратить большую часть своего общего бюджета на смазку и оборудование. Это выходит за рамки возможностей, которые у них есть, чтобы проводить работу по набору и развитию спортсменов. Возможно, следует протестировать общие схемы смазки для всех? — предположила Кноттен.
«Не думаю, что это сработает»
В скандинавских и северных странах эта инициатива ожидаемо получила негативный отклик. Сервис-бригады Норвегии, Финляндии и Швеции десятилетиями накапливали свой опыт, чтобы обыгрывать конкурентов, а теперь активисты из лыжных стран второго эшелона хотят отобрать заслуженное преимущество топовых сборных:
— Делиться всем в чем-то противоречит нашей соревновательной природе. И я не думаю, что это ключ. С другой стороны, это миф, что у нас есть много секретов именно в самой смазке. Мы просто хорошо работаем с технологией нанесения продукта и у нас есть опыт. Поэтому мы показываем хорошие результаты — сказал руководитель сервис-бригады сборной Норвегии Стейн Олав Снесруд.
Стейн Олав Снесруд / Фото: © Trond Tandberg / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Однако вступать в открытую конфронтацию «викинги» пока не спешат и пытаются призвать FIS к диалогу:
— Я не думаю, что это [унификация смазки] сработает, и этого трудно добиться честным путем. Но мы рады будем принять участие в обсуждении [реформы], — заявил Снесруд.
В прошлый раз, когда речь шла об уравнивании мужских и женских дистанций, большинство спортсменов также были против. Но в результате было принято противоположное решение. Вполне возможно, что такая же ситуация сложится и теперь.
При этом нужно понимать, что лидеры все равно будут иметь преимущество, ведь качество лыжного хода определяет еще марка и тип самих лыж. А в этом у Клебо, Нисканена и других топовых спортсменов большое преимущество над конкурентами:
— Мы говорили о единой сервис-бригаде от FIS для всех спортсменов, о равной системе. Но в любом случае всегда будут различия. У бегунов разные лыжи, — отметил Миньерей.
Непрозрачные цели
Откровенно говоря, пока эта идея выглядит очень туманной. Если FIS хочет направить средства на развитие детского и юниорского спорта, то в этом вновь преуспеют передовые с точки зрения лыжных гонок страны. Те же самые норвежцы, у которых данный вид спорта сродни религии, воспользуются свободными средствами для строительства новых стадионов и трасс. В итоге расстановка сил в лыжном мире не изменится.
Взглянув на ситуацию под другим углом, можно заподозрить федерацию в желании решить таким образом проблему с фторсодержащими мазями, которые официально запрещены, но выявить нарушителей почти невозможно. Идеального аппарата для корректного тестирования так и не придумали. Поэтому кажется более простым решением просто унифицировать все ускорители и смазки. Метод, мягко говоря, не демократичный и противоречит спортивному принципу. Впрочем, в последнее время спортивные организации руководствуются им всё реже.