То, чего ждали так долго, наконец произошло: «Локомотив» объяснился с публикой. На специально созванной пресс-конференции слово держали председатель совета директоров Александр Плутник, генеральный директор Владимир Леонченко, директор по спорту и развитию Ральф Рангник и главный тренер Маркус Гисдоль. Сказано было о многом – о большом и малом, о прошлом и будущем. Не все ответы звучали убедительно, не каждый совпадал с фактами и здравым смыслом, но погружаться в частности сейчас не хочется – там можно утонуть. Хочется разобраться с главным.
Сам клуб анонсировал мероприятие как представление стратегии спортивного развития клуба – вот об этом и стоит поговорить.
Александр Плутник / Фото: © РИА Новости / Евгений Одиноков
Спору нет, основные цели стратегии, которые довели прессе, выглядят впечатляюще. Победы в РПЛ и Кубке России, регулярное участие в плей-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы. Рост рыночной стоимости команды. Переход к постоянно положительному трансферному балансу. Покупка молодых игроков до 22 лет для перепродажи в Европу в 23-26 лет. И всё это в течение ближайших пяти лет, до завершения сезона 2025/26.
Упрощая до самых основ – «Локомотив» должен играть пацанами и брать титулы.
Красиво? А то! Лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным – это дело известное. Интересно, есть ли на планете хоть один клуб, который не подписался бы под такими желаниями. И вот это именно та уникальная стратегия, которую «Локо» так долго хранил в тайне и теперь наконец решил рассекретить?
На самом деле ключевым вопросом является «Как?» – но об этом стратегия не информирует. Кто будет тем факиром, который одним прикосновением обратит безвестных мальчуганов в золото, турнирное и трансферное? Надо понимать, имя волшебника – Ральф Рангник.
Да, фигура авторитетная. Можно сказать, бренд. Но от некоторых неясностей это всё равно не избавляет.
Какой клуб из тех, к которым имел отношение Рангник, сумел достичь вот этого вожделенного сочетания успехов турнирных и рыночных? Если мы говорим о сочетании стабильном, а не разовом, то такой клуб лишь один – «Зальцбург». Тогда как всего трудоустройств в жизни тренера и спортивного директора Рангника было около десятка. То есть даже ему самому чаще всего не удавалось сделать то, на что сейчас замахнулись в Черкизове.
А что касается «Зальцбурга», то надо понимать специфику этого клуба, которая делает невозможным прямые параллели с «Локомотивом». Во-первых, конкурентная среда в австрийской лиге пожиже: там нет такого тяжеловеса, как «Зенит», нет такого ряда голодных претендентов, как «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Краснодар», на фоне которых возможности железнодорожников ничем не выше. Во-вторых, «Зальцбург» – часть всемирной бизнес-империи с соответствующими скаутскими возможностями. В-третьих, Австрия – это центр Европы, пересечение всех маршрутов, идеальное место, чтобы быть на глазах селекционеров больших лиг, а потому привлекательный вариант для подрастающих талантов, вне зависимости от гражданства. У России такой репутации нет, а потому, что на пресс-конференции подтвердил и Рангник, европейская молодёжь сюда не очень рвётся – приходится уговаривать.
В связи с этим другой вопрос: если обстоятельства вынудят Рангника перенести селекционный фокус из Европы в Россию, хватит ли ему знания предмета? Марадишвили за 7 и Тикнизян за 5 – это, безусловно, красиво, но некоторые сомнения порождает.
Владимир Леонченко / Фото: © РИА Новости / Евгений Одиноков
И ещё один вопрос из принципиальных: на какой срок ангажирован Рангник? Если вся эта стратегия, по сути, завязана на нём, на его репутации, на уникальных компетенциях его людей как скаутов и переговорщиков, то необходимо видеть горизонт планирования. Логично, если бы Рангник принял обязательства на те же самые пять лет, на которые рассчитана обнародованная стратегия. Но аудитории сроков не сообщили, из чего можно предположить, что хвастать там нечем. А если через год Рангник откланяется, как «Локомотив» станет брать титулы пацанами?
В общем, чувства от черкизовской стратегии противоречивые. Цели заявлены роскошные – тут вопросов нет. Но вот со средствами ясности никакой. А это знак не самый добрый: все мы помним, куда ведут дороги, вымощенные благими намерениями.