«Правмир» отвечает на вопросы читателей
Фото: freepik.com
У 5-летней девочки хобби — снимать ролики для YouTube. Видео получаются неплохо, она по-настоящему увлечена, но при этом смотрит чужой контент, который не соответствует возрасту. Что делать родителям? Отвечает семейный психолог Матвей Берхин.
Вопрос. Дочке 5 лет, и она любит снимать шортс (видеоролики продолжительностью до 60 секунд. — Примеч. ред.). С монтажом и озвучкой делает небанальные сюжеты. Сама во всем разобралась. Вместе выкладываем ее контент в закрытый доступ, для себя. Смущает, что дочка смотрит ролики других людей и сталкивается с грубыми или низкоинтеллектуальными выражениями вроде «ты че», «математичка — тупая истеричка», которые копирует. Бывает, сталкивается с чем-то пугающим и из-за этого тревожится. Хотя прошу ее смотреть только полноразмерный детский контент, она все равно включает шортс. С одной стороны, хочется поддержать хобби — съемку роликов. С другой — боюсь, что взрослый YouTube принесет ребенку вред.
Оградите ребенка от взрослого контента
На мой взгляд, возрастные ограничения в случае с YouTube имеют смысл. В целом разделение контента по возрастам оправдано. Конечно, каждая семья по-своему проводит границы, определяя, какой контент соответствует возрасту ребенка, а какой нет, но в целом ограничения нужны.
Дело в том, что взрослый контент может причинить вред детской психике: перевозбудить, напугать, а иногда и серьезно ранить. Видео и онлайн-игры бывают пугающими, жестокими, там могут быть сцены насилия или сексуализированные сюжеты.
Итак, контроль контента нужен.
Ограничивайте экранное время
Второй вопрос — это объем времени, который ребенок проводит с гаджетами. На этот вопрос разные специалисты смотрят по-разному: кто-то убежден, что ребенок интуитивно сам способен организовать себе экранное время. А кто-то устанавливает определенные ограничения по времени.
Лично я придерживаюсь второго подхода: на мой взгляд, неограниченный доступ к экрану не полезен. Того же взгляда придерживаются и некоторые зарубежные профессиональные ассоциации.
Это как с едой. Если поставить перед пятилетним ребенком трехъярусный и самый вкусный на свете торт, чтобы в любое время дня и ночи он мог полакомиться, то велика вероятность, что его пищевое поведение станет нездоровым.
Так и в случае с телефоном. Не стоит давать возможность бесконтрольно и нон-стоп им пользоваться, иметь полный доступ ко всему, чего душа просит. Ограничения должны существовать, и вводить их следует самим родителям. Следить за тем, что ребенок смотрит, тоже придется взрослым.
Ограничения могут быть жесткими, например, не более часа в день. Или гибкими, «придешь с кружка, сделаешь уроки — дальше твое время». А могут общесемейными: «после 20:00 все убираем телефоны».
На мой взгляд, родителям стоит контролировать и объем, и содержание контента.
Разберитесь, что нравится ребенку в чужих видео
Третий вопрос — культура. Многих, как и автора письма, смущают грубые и глупые шутки, которых часто много в детских видео. Что с этим делать?
Низкая культура — тоже часть культуры. В низком жанре много прекрасного — взять хотя бы «Москва–Петушки» Венедикта Ерофеева. И в какой-то момент, рано или поздно, ребенок неизбежно познакомится и столкнется с низкой культурой. Какие-то взрослые считают, что можно и нужно сразу знакомиться со всем на свете, и ребенок сам сделает выбор, принять или отвергнуть эту сферу. А кто-то предпочитает оберегать детей от этой части культуры, с чем-то знакомя раньше, а с чем-то максимально позже.
Я — сторонник второго взгляда: по возможности высокие образцы культуры предъявлять детям раньше и в большем объеме. А низкие — позже и в меньшем количестве. И это не вопрос психологического здоровья, а вопрос воспитания, ценностей, принципов и культуры в вашей семье. Поэтому стоит спросить себя: каковы мои принципы, какое воспитание я хочу дать своему ребенку. И в соответствии с этим выстраивать стратегию: что раньше, что позже, чего больше, чего меньше.
Кроме того, если вы хотите что-то запретить, то нужно хорошо представлять, что именно. Я бы советовал посмотреть тот контент, который нравится ребенку. Вместе с ним 10 минут полистать шортсы или поиграть в видеоигры. В этот момент приберегите осуждение. Оставайтесь в позиции ученого, задача которого понять, что же здесь привлекает ребенка. Понаблюдайте, обдумайте, обсудите со вторым родителем — и только потом устанавливайте правила.
Конечно, это непросто, ведь на ребенка влияют не только родители, но и сверстники, и рекомендации YouTube, и общий культурный фон. Если все в классе смотрят определенного блогера, то ребенку тоже хочется.
Поэтому чем старше ребенок, тем больше наша стратегия должна из «запретительной» превращаться в «предлагательную»: не «как мне не дать ему смотреть YouTube», а «что еще стоит показать, с чем познакомить, как расширить его горизонты».
Но с дошкольниками, по моему опыту, вполне полезны и разумны запретительные меры. Например, «смотрим только детский YouTube» или «шортсы 5 минут, потом Дисней».
Поддержите хобби
Про съемку шортсов стоит сказать отдельно. Думаю, что это классное хобби, и здорово, если родителям удается поддерживать в этом своего ребенка. Поощрять, помогать, вдохновлять — правильно.
Возможно, в какой-то момент можно начать публиковать видеоролики дочки даже в открытом доступе. Видео можно вместе придумывать, монтировать, смотреть, что получилось.
Но я бы разделял создание видео и их просмотр. Конечно, если девочка сама снимает шортс и как-то хочет в этом развиваться, то ей важно быть в курсе трендов, смотреть и чужие видео, чтобы разобраться в том, что сейчас актуально. Гаджет в таком случае превращается уже не только в развлечение, но и в способ развиваться в области, которая близка и интересна. А значит, полный и жесткий запрет на просмотр чужих видео не будет разумным. Но, на мой взгляд, по-прежнему нужны ограничения: например, не больше часа в день на монтаж и не больше получаса на просмотр чужих шедевров.
Такое разделение съемки и просмотра с ограничением по времени позволит соблюсти здоровый баланс.
Наблюдайте за ребенком и ищите баланс
Наконец, самый важный критерий в ситуации взаимодействия с гаджетами — состояние ребенка. Все сказанное выше можно взять и отложить в сторону, потому что это наиважнейший параметр, на который следует ориентироваться родителям.
Если дочка делает X (смотрит YouTube), у нее усиливается тревога, то вывод простой: X надо делать меньше.
Контролировать контент, который потребляет ребенок, время, которое он проводит в гаджетах, повторюсь, очень непросто. Вероятно, ребенок часто будет пытаться нарушить те ограничения, которые вы устанавливаете — это создаст напряженность в отношениях. Скорее всего, не сразу удастся подобрать ограничения так, чтобы они подходили и вам, и ребенку. Кроме того, он будет меняться, и ограничения надо будет подстраивать.
Это не значит, что ребенок плохой и не хочет слушаться маму; это не значит, что вы плохой родитель, который ограничивает свободу и лишает удовольствий. Это обычная родительская «работа». У ребенка незрелая психика, его самоконтроль еще только начинает развиваться.
Шортс и видеоигры — очень сильный стимул. Тысячи талантливых людей каждый день работают над тем, чтобы ребенку было трудно оторваться от телефона. Поэтому, конечно, удовольствие от игры в смартфоне гораздо «острее», чем от настольной или игры с игрушками. Руки сами тянутся к гаджету. Но ваша задача останавливать ребенка и учить его здоровым привычкам потребления медиаконтента.
Как именно — путем проб и ошибок. Вы балансируете между попустительством и слишком жесткими запретами. Полезно себя спрашивать: «Куда меня перекосило сегодня? Какой маленький шаг мне надо сделать, чтобы вернуть баланс?»
Верю, ваша родительская чуткость поможет на этом пути, каким бы трудным он ни был.
Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ