Дети

«На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ

«На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ 23 июля, 2025. Вероника Словохотова Она поступила в Примаковку, посетила 10 стран, написала рэп и чуть не стала музыкантом

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

Алёна Буданова училась в Саранске, в 9-м классе без репетиторов и тренеров сборной стала призером ВсОШ по литературе. Это дало шанс поступить в гимназию Примакова, одну из самых престижных в стране. Алёна до последнего не верила, что сможет пройти вступительные испытания, но у нее получилось. Сегодня Алёна — двукратный победитель ВсОШ по литературе и стобалльница. О своей учебе и о том, какой выбрала вуз, она рассказала в интервью «Правмиру».

Олимпиадные задания и крокодил на улице

— Ты стала победителем Всероссийской олимпиады по литературе. Какие страсти кипели на заключительном этапе?

— Олимпиада — целая страничка в моей жизни, я участвовала в ней с 9-го класса. Каждый год она была и самым ярким событием, и самым эмоционально сложным: ты осознаешь ответственность, стараешься не подвести сборную, хочешь, чтобы твои старания вылились во что-то хорошее, например в диплом. Но эти дни наполняли меня счастьем. Я безумно любила сами задания, они приносили вдохновение: весь мир останавливался, и я наслаждалась тем, что делала. 

Заключительный этап состоял из трех туров: аналитического, творческого и устного. На аналитическом туре мы разбирали либо стихотворение, либо прозаический текст. Я предпочитала стихи, они всегда попадались нестандартные: когда читаешь их в первый раз, порой не понимаешь ничего. В этом году мне досталось стихотворение Иннокентия Анненского «Зимний поезд». Первое впечатление: «Что происходит? О чем это?» 

Но потом я перечитывала его снова и снова, обращала внимание на важные детали. Постепенно они выстраивались в единую концепцию, и с того момента начинался абсолютный кайф: «Вот оно что! А если оно работает так, то эта деталь вот сюда…» — в голове все складывалось в пазл, и я радовалась тому, что все получилось. Вообще не было мыслей о том, что я напишу что-то неправильно и мне снизят балл. Будет как будет, оценят как оценят, но зато я получу удовольствие. 

— Что представляли собой два других тура?

— Все туры проходили в разные дни. Аналитический и творческий туры длились по пять часов, поэтому было просто невозможно физически и морально написать все в один день. Мне больше нравились творческий и устный туры, и в целом я люблю создавать что-то новое, чем анализировать то, что уже есть. От аналитического тура ты примерно понимаешь, чего ожидать. На творческом так не работает, потому что форматы меняются каждый год.

Когда все открывают задание, первая реакция, если посмотреть на лица ребят вокруг, — это такое удивление, как будто они увидели крокодила на улице. И это очень классно, непредсказуемость добавляет азарта. 

В 10-м классе у меня была грамота за лучшую работу творческого тура. Невероятная история! Задание примерно следующее: нужно придумать постановку для кукольного театра по произведениям Салтыкова-Щедрина и расписать ее детали. То есть сделать, с одной стороны, анонс, с другой — акцентировать внимание будущих зрителей на том, как подходить к интерпретации спектакля. 

Удивительное совпадение, но Салтыков-Щедрин был единственным автором, которого я не успела повторить перед заключительным этапом. Переживала, что он попадется, и вот именно он попался! Пришлось опираться на пять текстов, которые я хорошо помнила. У меня было несколько идей, которые мне удалось раскрутить и выстроить в логичную концепцию. Как оказалось потом, жюри оценили ее наивысшим баллом и выделили мою работу как лучшую среди ответов 10-х классов.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

— Так, а в этом году что было неожиданного? 

— В первом задании нам дали стихотворение Льва Лосева, которое тот стилизовал под манеру Пастернака. Если говорить обобщенно, надо было понять, на какие черты поэтики он опирался, какие инструменты использовал. Я обожаю Пастернака всем сердцем, но не совсем попала в формат. Мы так и не разобрались, что от нас требовалось: в задании сказано одно, а подразумевалось немного другое, многим сняли баллы именно из-за формата. Но я не расстроилась, потому что я столько нашла в этом стихотворении!

А второе задание было связано с театром. Нам дали фотографии спектакля по какому-то произведению, мы должны были угадать, что это за текст, и написать, почему мы так думаем, опираясь на каждую из фотографий. Спектакль, разумеется, модернистский. Отгадка — «Скрипка Ротшильда» Чехова. К своему стыду, до олимпиады я не читала этот рассказ. Но меня спасло другое. 

В 10-м классе вместе с руководителем кафедры словесности я провела невероятное исследование по «Вишневому саду», написала по нему научную статью, а в этом году защитила свой проект на конкурсе «Высший пилотаж» от Высшей школы экономики и стала победителем в номинации «Филология». То есть проделала масштабную работу по «Вишневому саду» и современным произведениям, в которых есть отсылки к чеховской пьесе. Соответственно, угадайте, по какому произведению я писала второе задание творческого тура, где была загадана «Скрипка Ротшильда»?

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

— Серьезно? Как ты сумела приплести «Вишневый сад»? 

— «Вишневый сад» я могу приплести везде, мне это не составило труда (смех)! Многие шутят, что вся моя жизнь теперь вращается вокруг «Вишневого сада», во всем я вижу к нему отсылки. И самое любопытное — мне поставили за это задание почти максимальный балл: снизили только один или два балла за то, что само произведение угадано неправильно.

— Яркая иллюстрация того, что на олимпиаде нет правильного ответа, даже если он… есть.

— На олимпиаде по литературе — точно, у нас весьма размытые критерии. И в целом, мне кажется, сложно объективно оценить творческую работу: у всех разные идеи, каждая интересна по-своему. 

Устный тур тоже был запоминающимся. Нам дали пьесу Горького «На дне» и список, где были перечислены предметы — важные детали — из этой пьесы. Например, колода карт, старые ключи и замки, метла, книга. Надо было придумать театральную постановку, используя два из названных предметов так, чтобы они играли в ней ключевую роль.

Ты сначала час думаешь, записываешь, собираешься с мыслями, а потом у тебя есть только три минуты, чтобы выступить перед членами жюри.

После они задают тебе вопросы либо по произведению, либо по тому, что ты рассказал. Устный тур этого года меня порадовал. К слову, у меня с 9-го класса всегда был максимальный балл за устный тур. Я знала, что если на других этапах может что-то пойти не так, то устный тур все равно за мной. 

«За 30 секунд я совершила невозможное»

— Устный тур кажется более стрессовым: некоторым легче писать, чем говорить.

— В 10-м классе у меня была сумасшедшая история… Я часто выступаю на публике, мне нравится общаться с людьми, навык публичного выступления у меня есть, устный тур, соответственно, меня не пугает. Но заключительный этап, как я уже говорила, эмоционально непрост. В 10-м классе случилось нечто непредвиденное.

Задание было такое: дано несколько картинок, надо угадать произведение. Может, у вас тоже появятся идеи. Первая картинка — заставка из «Смешариков»: Ежик красит небо голубой краской, Копатыч приколачивает облако к небу молотком… Вторая: кошка смотрит в зеркало и видит в нем тигра. Третья: большая земляника. Четвертая: ноты произведения Джона Кейджа «4′33″», в котором 4 минуты 33 секунды звучит полнейшая тишина — просто музыкант выходит на сцену и сидит, — то есть пустой нотный стан. Какое литературное произведение зашифровано?

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

— С «4′33″» Кейджа у меня ассоциируется «Поэма конца» Василиска Гнедова: в ней нет ничего, кроме заглавия, — пустой лист. Но связи с другими картинками пока не вижу.

— Школьная программа.

— Нет идей!

— Это был гоголевский «Ревизор». Если очень кратко, я интерпретировала это так… Действия смешариков похожи на действия чиновников перед приездом ревизора, когда каждый пытается быстренько придать своему заведению наилучший вид: городничий требует разогнать гусей из здания суда, а Земляника резко сокращает число больных, чтобы было видно, что пациенты «как мухи» выздоравливают, а еще выдает персоналу чистые колпаки. Кошечка, которая смотрится в зеркало и видит тигра, — это Хлестаков, который хвастается тем, что он с Пушкиным на дружеской ноге. Земляника — попечитель богоугодных заведений, а произведение Кейджа соотносится с немой сценой в конце пьесы. 

Я была уверена, что расскажу это членам жюри и они упадут от восторга. Приготовила свой ответ, несколько раз отрепетировала, чтобы уложиться в три минуты. Выступать я пошла не первая, а где-то двадцатая. То есть сидела примерно час. И вот я зашла в аудиторию, но вместо того, чтобы просто повторить уже заученный текст, расплакалась навзрыд. Не знаю, почему так произошло. Видно, мои нервы меня подвели.

Я могла просто сесть и прочитать свои записи, но вместо этого ревела, а время утекало. Мои слова не складывались в целостные предложения, а мне так много хотелось сказать!

Кое-как я описала только одну картинку, и член жюри показал, что у меня осталось 30 секунд. За эти 30 секунд я совершила невозможное. Я заговорила со скоростью света — и успела сказать практически все. Это выглядело очень странно: я по-прежнему ревела, будучи уверена, что выше 2–3 баллов из 15 мне за такой ответ не поставят. 

Напоследок, перед тем как уходить, я подумала: «Что я теряю? Раз я устный тур провалила, диплома мне все равно не видать. Наверное, это моя последняя олимпиада. Дай-ка я им расскажу наизусть монолог Хлестакова». 

— На прощание.

— Да! В 8-м классе я очень любила «Ревизора», представляла себя Хлестаковым и важно читала этот монолог перед родителями: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» 

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

Вот и членам жюри предложила: «Давайте я вам расскажу монолог Хлестакова?» Они, конечно, удивились, потому что на олимпиаде это не предусмотрено. Просто представьте: я уже стою около выхода, плачу, размахиваю руками, читаю наизусть монолог Хлестакова, а члены жюри смотрят на меня как на сумасшедшую! В общем, я наплакалась, прочитала, вышла и всем сообщила, что за устный тур мне поставят ноль баллов. Меня успокаивала вся сборная, в меня даже впихнули несколько шоколадок. Было обидно, что я-то знала все необходимое, просто в тот момент не смогла справиться с эмоциями.

На следующий день я увидела свои баллы — они были баллами победителя. За устный тур у меня стоял высший балл. Знали бы вы, как на меня потом смотрели мои родители и тренеры сборной. В 11-м классе такого не повторилось: меня еле выгнали, потому что я хотела рассказывать еще и еще. 

Олимпиады в обмен на мультики

— Я слушаю тебя и размышляю: возможно ли к олимпиаде подготовиться, как к ЕГЭ? Кажется, большую роль там играет именно нестандартное, творческое мышление, хотя начитанность, эрудиция тоже важны. Как считаешь?

— Олимпиада, тем более олимпиада по литературе, — она вообще не про то, что ты станешь победителем, если выучишь определенный набор тем. Мало знать биографию писателя, прочитать произведение или пролистать статью какого-нибудь литературоведа об этом тексте. Надо понимать, как вплести в свой анализ или ответ на других турах ту или иную идею. 

Играет свою роль и удача: сможешь ли ты, увидев задание, понять, что от тебя требуется (а это порой бывает очень сложно). Но тем не менее без начитанности, эрудиции все равно не обойтись. Творческие идеи должны опираться на огромную базу знаний.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

— С чего начался твой путь к ВсОШ? 

— Класса до 8-го я участвовала во всевозможных олимпиадах по всем предметам, потому что была отличница-разотличница. Помню, как в начальной школе взахлеб проходила олимпиады на «Учи.ру», потому что за призовое место открывался доступ к новым сериям мультфильма про динозавров. Я с таким азартом решала эти задания, чтобы просто посмотреть мультики!

С 5-го класса я участвовала во ВсОШ по большинству предметов, но чем старше становилась, тем больше понимала, что невозможно успевать все и сразу. Я выбрала литературу, потому что очень ее любила (и до сих пор люблю). В моей прошлой школе — я тогда училась в Саранске — была великолепная учительница: она заразила меня желанием разбираться в литературе.

— Ты училась в профильном классе?

— Нет, в самом обычном. Я никогда не ставила своей целью взять диплом победителя ВсОШ. Некоторые ребята участвуют в олимпиадах, чтобы победить и поступить без экзаменов в вуз мечты. Когда я, девятиклассница, участвовала в олимпиаде, я не представляла, что мне даст мой диплом. Потом я еще целый год ходила и у всех спрашивала: «Я правда смогу благодаря ему поступить в вуз, это не шутка?» 

Я участвовала, потому что мне было интересно копаться в литературе.

Дни подготовки, когда ты можешь абстрагироваться от всего постороннего, были прекрасными: у тебя есть объективная причина не делать ничего, кроме того, что ты любишь.

Любовь, мне кажется, и приводит к нужному результату.

В 10-м классе моей главной целью был диплом, потому что он давал право дальше бесплатно учиться в гимназии Примакова. Не могу сказать, что я готовилась весь год: было сложно совмещать учебу и подготовку. Кроме того, я же досрочно сдавала ЕГЭ по математике, а к нему тоже надо было отдельно готовиться. 

— В чем состояла твоя олимпиадная подготовка? Понятно, ты много читала сами произведения, но что еще? 

— Я старалась набрать базу, которая мне поможет сложить все в концепции на финальном этапе: читала биографии писателей и поэтов, смотрела, как разбирают те или иные произведения известные литературоведы, читала статьи на «Арзамасе», на «Полке», слушала подкасты. Так я действовала все три года, но в 9-м классе я не знала, что именно надо читать. Потом, когда уже училась в гимназии Примакова, у меня были учителя, которые могли сказать, что конкретно пригодится. 

В 9-м классе подготовка выглядела так: я сейчас прочитаю все, что-нибудь из этого да выпадет на олимпиаде. Каждый день в меня вливался огромный поток информации. На заключительном этапе, к счастью, мне удалось это структурировать.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

— Получается, в 9-м классе ты взяла диплом призера без помощи тренера сборной — тебе было достаточно того, что давала учительница в школе, и тех материалов, которые ты находила сама.

— Да, и тогда от Мордовии я была единственным участником. Заключительный этап проходил в гимназии Примакова, я ездила на поезде с моей учительницей. Помню, с каким удивлением и восторгом мы смотрели на гимназию, на детей, на сборную — для нас это было в новинку. И у меня даже мысли не возникало, что я смогу взять диплом призера и обогнать таких умных детей, а уж тем более — что смогу здесь учиться.

«Это мой последний раз в гимназии, надо запомнить навсегда»

— Тебя приняли в гимназию на бюджет, потому что ты стала призером? Как тебе далось решение переехать?

— В гимназию не берут просто так, даже если у тебя есть диплом. Там проходят вступительные испытания, на которых ты должен показать высокий уровень владения разными предметами. У нас были экзамены по русскому, математике и английскому. Не могу сказать, что мне было трудно. Я сдавала эти экзамены после ОГЭ и олимпиады, поэтому к тому моменту я уже прошла огонь, воду и медные трубы.

Было много активностей, где мы должны были проявить лидерские качества, повзаимодействовать с другими ребятами: мы снимали видео, устраивали дебаты, участвовали в командных соревнованиях. 

Опять же, я не верила, что в гимназию возможно поступить. До последней секунды, до того, как маме позвонили и сказали, что меня приняли, я воспринимала это как игру и каждый раз ездила на вступительные испытания, на встречу с приемной комиссией, думая: «Это мой последний раз в гимназии Примакова. Как же здесь классно, надо запомнить это навсегда».

Размышления о том, готова ли я к такому шагу или нет (а уехать из родного города, расстаться с друзьями, жить одной в другой обстановке — это действительно важный шаг), у нас с родителями начались только после того, как я поступила. Именно тогда мы восприняли все всерьез. 

Мне было сложно решиться, но я поняла, что это невероятный шанс и его просто нельзя упустить. Помню, как я плакала на первой учебной неделе, но не потому, что мне не нравилось, а потому, что все было в новинку, мой мозг не успевал переваривать столько материала, а мои эмоции не успевали укладываться внутри, их правда было очень много.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

— Чем отличалась гимназия от твоей предыдущей школы, если судить по первым впечатлениям? 

— Всем. Гимназия не похожа на обычную школу. Здесь, помимо учебы, множество других активностей. Ты сразу в них погружаешься и уже не можешь оторваться. В начале года у нас было посвящение в House system: в гимназии есть система «домов», в которой ты зарабатываешь дополнительные баллы, участвуя в мероприятиях, проявляя свои лидерские качества и творческие способности. 

— «Пять очков Гриффиндору!» — такая система? 

— Именно. Я вела две авторские рубрики на гимназическом радио, играла на фортепиано в музыкальной группе. Мероприятия у нас проходили чуть ли не еженедельно: книжные и новогодние ярмарки, «100 вопросов лидеру», когда к нам приезжали известные личности и делились своим опытом, отвечая на вопросы… Что бы я ни предлагала, учителя и хаусмастера всегда говорили: «Да, давай воплотим, вот тебе инструменты для этого».

Что еще отличает гимназию от других школ, так это преподаватели: многие из них раньше работали в вузах, а потом пришли к нам. Я могла написать им поздним вечером: «Я тут такую книжку прочитала, у меня такая концепция в голове сложилась! Давайте обсудим», и они всегда находили время на мои идеи, но не потому, что так полагается, а потому, что им самим это интересно. 

Занятия тоже не похожи на обычные: их отличал постоянный диалог между учителем и учеником. У нас было по 10–11 уроков в день, а еще какой-нибудь кружок. То есть я была в школе с 8 утра до 8 вечера. И понятно, что это сильно выматывает: приходишь домой, а там тебя ждет домашка, подготовка к олимпиадам, ненаписанный текст для радио, невыученная фортепианная партия для выступления… Это не похоже на обычную школьную жизнь, потому что ты живешь только в гимназии. Сначала тебе трудно, но потом, когда вливаешься, уже не можешь представить, как жить в другом ритме и упускать столько возможностей.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

Контингент школы отличается от всех остальных: тебя окружают мотивированные ребята, со многих из них ты стараешься брать пример каждый день. Особенно теплой была атмосфера нашего пансиона: каждый готов был выслушать меня, помочь. 

ЕГЭ, шаблоны и рэп

— По сути, тебе надо было сдать ЕГЭ по математике и русскому, чтобы просто получить аттестат. Но ты сдавала литературу и английский. Зачем?

— Я не знаю ответа на этот вопрос, так получилось. У нас в 10-м классе не было углубленной группы по литературе, потому что не набралось достаточное количество человек. В 11-м классе нам сказали, что, если мы будем сдавать ЕГЭ, нам откроют профильный класс. Ну как же так? В гимназии будет профильный класс по литературе без меня? Поэтому я решила: «Ничего, и к ЕГЭ подготовлюсь». 

ЕГЭ по литературе и олимпиада — две разные вещи, на мой взгляд. 

Олимпиада по литературе — это про литературу, а ЕГЭ по литературе — это вообще ни капельки не про литературу, а про формат.

Там важно писать не так, как ты думаешь, а так, как требует шаблон. То есть, скажем, для маленьких сочинений есть четкая схема: первое предложение должно быть таким-то, второе — таким-то. Составители стремятся достичь объективности при проверке, но иногда крайне трудно уложить все свои мысли в единообразные предложения, особенно если ты олимпиадник и у тебя много знаний, выходящих за рамки школьной программы.

Еще на ЕГЭ по литературе сильно снижают баллы за речевые недочеты и ошибки. А если потерять один первичный балл, у тебя уже будет не 100, а 94. И поэтому вся моя подготовка к ЕГЭ по литературе заключалась не в изучении литературы, а в том, чтобы приноровиться к формату. Впрочем, получить свои 100 баллов мне было нетрудно, я же занималась целый год.

— Как было с русским и английским?

— Русский я сдала на 97 баллов. У меня одна ошибка, при этом самая глупая! Задание следующее: надо было прочитать текст и выбрать из списка утверждения, которые соответствуют его содержанию. 

— Коварное задание, иногда все варианты выглядят правильными.

— Я как двукратный победитель заключительного этапа по литературе не смогла понять, что имел в виду автор (вернее, составители). Мы потом обсуждали мою ошибку с несколькими учителями, и они говорили, что ответили бы так же.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

А еще в конце 11-го класса мы с преподавателями и ребятами записали в студии свой филологический рэп, я написала для него текст, а потом мы сняли клип: сценарий полностью писала я, снимала и монтировала тоже я. Дело в том, что одно из заданий ЕГЭ по русскому проверяет знание грамматических форм разных частей речи. Если откроете список этих слов, то придете в ужас, там страниц 10 мелким шрифтом: вексели или векселя? тренеры или тренера? прожекторы или прожектора? Еще там спрашиваются формы родительного падежа существительных: чулок, носков, армян, бедуинов, байтов…

Я открыла презентацию, которую прислал учитель, и подумала, что никогда в жизни столько не выучу. А потом пришла идея: «А давайте запишем рэп, чтобы потом нам и будущим поколениям было легче!» Все эти слова я запомнила только благодаря ему. Решая задания, я сразу вспоминала наш шедевр. Например, видела слово «бухгалтеры» — и у меня в голове звучал голос того, кто записывал кусочек рэпа с ним. Я так полюбила это задание! 

А английский — его в нашей школе сдают все, потому что у нас билингвальная гимназия и многие учителя носители языка. В 10-м классе был предмет Global Perspectives, который вел носитель и на котором мы развивали навыки устной английской речи. Ясно, что ребятам, которые учились здесь с начальной школы, это было несложно. У меня же была другая ситуация. Я помню, как ко мне подошел преподаватель и о чем-то спросил, но я вообще не поняла вопроса и ответила: «Yes». А задавал он открытые вопросы! У меня был уровень примерно B1+, но о такой разговорной практике я могла только мечтать.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

Потом я взяла себя в руки: «Если ребята в гимназии разговаривают, то и я смогу». Я занималась дополнительно, каждый день учила кучу новых слов, каждый урок пыталась хоть что-то сказать. И в итоге у меня получилось: я дотянулась до уровня B2+. К концу 10-го класса я догнала ребят, в 11-м уже была со всеми на одном уровне, ЕГЭ сдала на 92 балла. Очень горжусь этим результатом.

«Мама, все пропало!»

— Как часто ты ездила домой? 

— Каждые каникулы: в 10-м классе это было раз в семь недель, в 11-м — раз в восемь. Родители сами приезжали ко мне раз или два в модуль, но да, поначалу я очень скучала. В первом модуле 10-го класса было сильное желание сесть в пятницу вечером на поезд, поехать в Саранск, а в понедельник утром вернуться. Но родители говорили, что вот я побуду дома — и мне станет еще грустнее возвращаться. 

Я продержалась. Помню, как приехала первый раз домой после длительного отсутствия и разревелась, потому что поняла, насколько соскучилась. Я очень люблю свой дом. Но потом за уши нельзя меня было оттащить от гимназии! Я приезжала домой, искренне радовалась, что я в Саранске. А потом, когда собиралась на обратный поезд, радовалась еще больше: скоро я приеду к своим любимым друзьям, учителям. 

— Расскажи о своей семье.

— Мама у меня по образованию экономист и юрист. Папа тоже по образованию экономист и юрист. Но мама работает экономистом, а папа — юристом.

Моя семья сыграла ключевую роль в том, что со мной происходило, во всех успехах, которых я достигла. 

Знаю, что многие ребята общаются больше с друзьями, чем со своими родителями. У меня не так. Мама каждую секунду на связи и готова поддержать. Никогда не забуду, как перед ЕГЭ по английскому я писала: «Мама, все пропало, я не знаю, как буду сдавать, я боюсь». — «Алёна, я в тебя верю, все будет хорошо». Примерно так происходило перед каждой олимпиадой и экзаменами. Мама оказывала невероятную поддержку, это мне правда помогало каждый день. 

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

То же самое могу сказать о бабушке и дедушке. С дедушкой мы вообще неразлучны: он меня каждый раз забирал из садика, возил в музыкальную школу, в обычную школу… Бабушка и дедушка всегда интересуются, чем я живу, что у меня происходит, всячески пытаются помочь, поддержать и сильно мной гордятся. 

Я никогда не плакала из-за четверок или троек, но с 1-го класса была отличницей, у меня ни разу не выходило четверки за четверть. Мне нравилось учиться, и я думала: «Как это у меня будет четверка? Я же могу на пять». Это было нелегко при таком графике, но в целом, как оказалось, реально. Всегда хотелось поддерживать статус отличницы: я знала, что для моей семьи это важно.

— Они проговаривали, что им важно, чтобы ты училась на одни пятерки, участвовала в олимпиадах, или это больше твое восприятие? 

— Они никогда меня не заставляли хорошо учиться, но радовались, когда у меня это получалось. И мне хотелось, чтобы они радовались еще больше. 

Без бабушки с дедушкой, без родителей я бы не окончила музыкальную школу. Я тогда еще ходила и в театральную школу, и в обычную — одним словом, «драмкружок, кружок по фото». Времени было совсем мало, но они верили, что я справлюсь. И я счастлива, что сейчас могу играть сложные ноктюрны Шопена на фортепиано, не испытывая трудностей. И в гимназию Примакова я бы не поступила без их согласия. Им наверняка было сложно меня отпустить.

Взрослая жизнь

— Да, у тебя началась самостоятельная жизнь за два года до университета.

— Сейчас многие ребята переживают, что им придется уезжать из родительского дома, и в целом выпускной ассоциируется с тем, что заканчивается детство, начинается взрослая жизнь. У меня такого чувства нет.

Моя взрослая жизнь началась, когда я поступила в гимназию и уехала от родителей.

Конечно, в пансионе создают все условия: за нас готовят, убирают — то есть бытовые обязанности обходят нас стороной. Но все равно самое сложное — научиться жить одному. К счастью, я этот этап уже прошла. 

— Открой секрет, куда ты подала документы. 

— Когда мне задают этот вопрос, я все время прячу лицо в ладони, потому что до сих пор никак не могу решить. Я подала документы в два вуза. Скорее всего, буду учиться на факультете международной журналистики в МГИМО. Еще как вариант рассматриваю филологию в Высшей школе экономики, но склоняюсь все-таки к МГИМО. 

— Почему журналистика? Казалось бы, ты создана для филфака.

— У меня нет четкого ответа на этот вопрос. В будущем я бы хотела заниматься чем-то более подвижным. Мне нравится общаться с людьми, курировать творческие проекты, создавать что-то новое. Филология мне тоже безумно нравится, но не хочется останавливаться на изучении текстов. 

Думаю, мне подойдет журналистика или реклама. Возможно, я стану пиар-менеджером. МГИМО даст мне знание двух иностранных языков в совершенстве, что позволит быть международным специалистом.

Создавая прекрасное

— Три удивительных факта об Алёне Будановой.

— Я двукратный победитель заключительного этапа ВсОШ и победитель «Высшего пилотажа». Я летала на воздушном шаре и посетила десять стран. А еще я чуть не поступила в музыкальное училище.

— Вот это поворот!

— Я училась играть на фортепиано в музыкальной школе, у меня хорошо получалось: я участвовала во всероссийских и международных конкурсах, занимала призовые места, побеждала. Так складывалось, что я любила музыку, а музыка любила меня. Если посмотрите мое портфолио, вы увидите, что дипломов за успехи в литературе и русском там раза в три меньше, чем дипломов за успехи в музыке.

Минута отдыха «На олимпиаде я разревелась перед жюри, на ответ осталось 30 секунд». Алёна Буданова — о победах на ВсОШ Дети

Когда я выпускалась из музыкальной школы и сказала моей учительнице, что не поступаю после 9-го класса в музыкальное училище, она сильно расстроилась, потому что была уверена, что я свяжу свою жизнь с музыкой. А я некоторое время действительно думала стать пианистом или даже дирижером, выступать с оркестром… Но перевесило осознание того, что мне нужно что-то более устойчивое.

— Тогда спрошу о музыке. В какой песне, композиции ты находишь свое отражение?

— Сложно сказать с ходу и точно попасть в цель, но одна из моих любимых песен — Paradise британской группы Coldplay. Эта песня появилась в моем плейлисте, когда я была примерно в 6-м классе, и с того момента из него не выходила. Она о девочке, которая спряталась от окружающего мира, сбежала в свои мечты и сны, где создавала свой рай. Но однажды, лежа под грозовым небом, она подумала, что когда-нибудь гроза закончится, выглянет солнце — это и будет настоящим раем. Такая мысль перевернула ее сознание, и она поняла, как важно ценить реальность.

— Но ты не выглядишь человеком, который прячется в свои мечты, ты вполне деятельна.

— Я стараюсь. Когда вокруг столько возможностей, глупо просто прятаться в мечты, а не воплощать их и не создавать прекрасное вокруг себя.

Фото предоставлены гимназией им. Е. М. Примакова и Алёной Будановой

Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.