Дети

Не сдал ОГЭ — поступай в колледж? Разбираем с экспертами новый законопроект

Не сдал ОГЭ — поступай в колледж? Разбираем с экспертами новый законопроект 10 октября, 2025. Анна Савицкая Мария Божович Какие профессии получат вчерашние школьники

Минута отдыха Не сдал ОГЭ — поступай в колледж? Разбираем с экспертами новый законопроект Дети

Фото: freepik.com В Госдуму внесли законопроект: девятиклассники, которые не сдали ОГЭ, смогут бесплатно пройти профессиональное обучение, а потом пересдать экзамены. Вместе с экспертами мы выяснили, каковы плюсы и минусы этого законопроекта. 

Главное о законопроекте

Если подросток не сдаст государственную итоговую аттестацию после девятого класса (ГИА), то сможет бесплатно освоить профессию и повторно сдать экзамены. Законопроект, внесенный в Госдуму летом 2025 года, уже получил одобрение Комитета по просвещению и может вступить в силу с 1 января 2026 года. Уже в следующем учебном году регионы начнут формировать списки профессий и учебных заведений для реализации программы, если закон будет принят.

Авторы инициативы — вице-спикеры Госдумы Виктория Абрамченко и Петр Толстой, а также председатель комитета по просвещению Ирина Белых.

Согласно законопроекту, школьники, трижды не преодолевшие минимальный порог по обязательным предметам — русскому языку и математике, — смогут бесплатно пройти профессиональное обучение и одновременно осваивать школьную программу. Такой подход позволит им не терять учебный год и получить не только аттестат об основном общем образовании, но и документ о квалификации — свидетельство о профессии рабочего или должности служащего. 

Законопроект открывает для школьников, не сдавших ОГЭ, три возможных пути — работа, колледж или возвращение в школу. 

«Бесплатное профессиональное обучение» предусмотрено по программам подготовки рабочих профессий и должностей служащих. После его окончания подростки смогут сдать два экзамена:

  • ОГЭ (обязательные предметы — русский и математика, а также два по выбору) для получения аттестата;
  • Квалификационный экзамен — для присвоения разряда (от 1-го до 4-го) и получения свидетельства о профессии.
  • Например, минимальные пороги для сдачи ОГЭ в 2025 году были невысоки: 15 баллов по русскому языку и 8 баллов по математике (из них два — за геометрию). Чтобы получит аттестат об окончании средней школы, нужно сдать хотя бы на тройку четыре экзамена: обязательные русский и математику и два по выбору.

    Если школьник успешно сдает оба экзамена после профессионального обучения, он получает и аттестат, и квалификацию. Если только один из них — либо аттестат, либо профессиональный документ. Таким образом, даже при неудаче на ОГЭ у подростка остается шанс трудоустроиться.

    Минута отдыха Не сдал ОГЭ — поступай в колледж? Разбираем с экспертами новый законопроект Дети

    После завершения программы и экзаменов у подростков появится несколько вариантов дальнейшего пути:

  • Поступить в колледж (СПО) и продолжить обучение по выбранной специальности;
  • Вернуться в школу и сдать ЕГЭ, если есть желание получить полное среднее образование.
  • Начать работать по профессии, полученной в рамках программы, и развиваться на практике.
  • Если подросток пересдаст только ОГЭ, он сможет пойти либо в 10-й класс, либо в СПО. Если сдаст только квалификационный экзамен — сможет работать, не теряя шанса позже продолжить учебу.

    Расходы на обучение планируется покрывать из региональных бюджетов.
    Сами регионы будут определять:

  • список профессий, востребованных на их территории;
  • заведения, где будет проходить обучение.
  • Это позволит адаптировать программу под местный рынок труда и закрыть дефицит рабочих кадров. При этом запуск программы может идти поэтапно: ее масштаб и темпы внедрения зависят от возможностей конкретного региона и количества подростков, не сдавших ОГЭ. 

    Минута отдыха Не сдал ОГЭ — поступай в колледж? Разбираем с экспертами новый законопроект Дети

    В пояснительных материалах указано, что подростки смогут получить специальности из списка более чем 5 000 направлений:

  • 4988 — рабочие профессии,
  • 168 — должности служащих.
  • Примеры популярных направлений: сварщик, автомеханик, слесарь, бурильщик, крановщик, швея, повар, кондитер, парикмахер, делопроизводитель.

    «С детьми, не сдавшими ОГЭ, должна работать школа»

    Ирина Абанкина, профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ: 

    — С одной стороны, предоставить ребятам, которые не сдали ОГЭ, возможность учиться, наверное, имеет смысл. Но их очень немного. Это не массовое явление, чтобы люди не могли сдать два обязательных экзамена после девятого класса. И у каждого, конечно, свои причины. Поэтому такое единое решение для всех вряд ли обосновано. Для каждого из них нужна некоторая индивидуальная программа подготовки к тому, чтобы освоить девять классов основного образования. А просто так, извините за выражение, запихнуть их в колледж? Как они там будут учиться?  

    В колледжах первый год — это общеобразовательная подготовка старшей школы. Она интенсивная, сжатая, к ней дети, которые не смогли сдать ОГЭ, не готовы. Профессиональные навыки и, собственно, профессиональная составляющая начинаются через год после обучения. Так что это решение не очень понятно. 

    Есть хорошо оснащенные колледжи, но туда конкурс и даже довольно высокая доля платных мест. В эти колледжи ребят, которые не справились с программой основной школы, устроить достаточно сложно. Понятно, что им можно предоставить место только в недогруженных колледжах, с отсталой материально-технической базой. И, мне кажется, это не позволит решить проблему их мотивации, освоения образовательной программы и какого-то серьезного выбора.  

    Но главное — нужны индивидуальные траектории. 

    За каждым из таких ребят нередко стоит неблагополучие семьи, трудная жизненная ситуация, потому что школа и класс, и классные руководители, и учителя-предметники несут ответственность за то, чтобы хоть на минимальный балл, но ребята сдали. Если они не сдали ни один из экзаменов, то это, действительно, случай достаточно серьезный. Поэтому нужно им помочь создать мотивацию, преодолеть дефициты и пробелы в их предыдущем образовании, разобраться, почему они не смогли сдать. 

    Я считаю, что лучше с такими ребятами могла бы справляться все-таки школа, программа подготовки в течение года, поддержки, консультации. Если это не эта школа, то, может быть, к какой-то отдельной школе их прикреплять, которая могла бы с такими ребятами заниматься и довести их до сдачи обязательного ЕГЭ. Одновременно работая над их вовлеченностью и, возможно, подключая меры психолого-педагогической поддержки. 

    «ОГЭ не должно превращаться в заградительный барьер»

    Арсений Филин, автор телеграм-канала Grand Exam: 

    — К этому законопроекту у меня много вопросов. Если человек не сдал с трех попыток — в мае, июне и сентябре, — русский язык или математику, то ему предлагают дополнительное профобучение, но где, на базе чего — на базе колледжей? Но ведь туда есть конкурс, как же брать слабых учеников?

    А теперь обратная ситуация: допустим, человек хотел в 10 класс, сдал два обязательных экзамена, а из двух профильных — один. Его тоже на профобучение? Но у него, наоборот, слишком высокий уровень знаний. Получается, что в десятый класс ему нельзя, а аттестат ему тоже не дают, потому что его регион пока не участвует в эксперименте, когда для колледжа нужен не средний балл аттестата, а два экзамена.

    Сегодня школьник, не сдавший ОГЭ, может либо остаться на второй год, либо перейти на семейное обучение, и дома готовиться к повторной сдаче ОГЭ в мае следующего года, доучивая тот предмет, с которым он не справился. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, профобразование — дополнительная опция. Если человек хочет дополнительную нагрузку в виде этой рабочей квалификации, то он сможет ее получить, но оно в любом случае не освободит его от освоения общеобразовательной программы. По действующему законодательству оно обязательно. Какова вероятность, что человек в нагрузку ко всему, с чем он не смог справиться, будет еще осваивать какую-то рабочую профессию?

    Вопрос вопросов: где будет осуществляться профподготовка и где студента будут одновременно подтягивать по общеобразовательным предметам? У колледжа нет таких ресурсов и таких программ.

    Таким людям нужно не профобучение, а репетитор.

    Допустим, до тройки на ОГЭ человека будет доучивать еще какая-то организация, которая будет субсидироваться государством. И тут следующий вопрос.

    Людей, не сдавших ОГЭ, очень немного. Лично я только один раз сталкивался с человеком, который в сентябре пересдавал ОГЭ по математике. Эти люди разбросаны по разным регионам. Допустим, у нас есть одиннадцатиклассник, его родители готовы отпустить в вуз, ему там дадут общежитие, он будет жить там в региональном центре или даже в столице. Есть у нас выпускник 9 класса, и родители понимают, что высшее образование ему излишне, но можно отправить его в региональный колледж, где тоже есть общежитие. Но ребенка, который должен и школьную программу осваивать, и профессию, причем непонятно, какие организации ему будут ему предоставлять такую услугу, куда его отправить? Шансов, что она будет у него по месту жительства, — немного.

    Необходим индивидуальный подход. Если человек хорошо сдал хорошо русский язык, математику, физику, а историю, которую он по какой-то причине выбрал, никак не может? Ребят немного, и у каждого — свой предмет, с которым сложность. Не откроешь же в каждой деревне, в каждом селе организацию профобразования, да еще чтобы человек захотел пойти в нее учиться. А если это девочка с гуманитарными интересами, зачем ей технический колледж? 

    Невозможно всех детей грести под одну гребенку профобразования.

    Основная проблема, которую я вижу и с этим законопроектом, и с другими инициативами, касающимися СПО, — то противоречие, которое в них заложено. С одной стороны, у нас хотят повысить престиж среднего профессионального образования, сделать так, чтобы учиться там было почетно, а поступить не так-то просто. И кстати, мы видим на примере многих колледжей, что так и происходит. А с другой стороны, мы хотим сделать из профобразования какой-то приют для неуспешных ребят, которые не в состоянии справиться с базовой программой. Эти два тезиса кажутся несовместимыми. 

    «У детей не будет ощущения “последнего шанса” при сдаче ОГЭ»

    Константин Барковец, учитель физики:

    — Скажу сразу, что я за ОГЭ. Мне нравится этот формат. Если ученик не сдает его, это тревожный сигнал. Конечно, причины могут быть разными — стресс, недостаточная подготовка или болезнь. Однако ОГЭ представляет собой итоговое завершение основной школы и подводит черту под девятилетним этапом обучения. Я убежден, что каждый ученик должен сдавать ОГЭ. Ведь без него трудно объективно оценить уровень знаний школьника. 

    Сегодня остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием. Возможно, такой путь действительно подойдет для тех учебных заведений, которые предлагают базовую подготовку в системе СПО. Но не углубленную. 

    В стране есть дети, которые не имеют аттестата. Раньше они просто выпадали из жизни. Теперь у них есть шанс получить специальность — и, конечно это плюс. 

    Еще из плюсов я вижу возможность для подростков вернуться в школу или поступить в вуз позже. Это снижает давление и ощущения «единственного шанса». У учеников появляется альтернатива, и стресс при сдаче ОГЭ может уменьшиться. Ведь теперь можно поступить в колледж и без экзамена.

    Но есть и минусы. Не во всех колледжах и техникумах обеспечивается достойный уровень подготовки. В таких условиях позже сдать ОГЭ будет непросто. Кроме того, в обществе до сих пор жив стереотип, будто успешную карьеру можно построить только через вуз. Среднее профессиональное образование часто воспринимают как запасной вариант. Без целенаправленной работы с общественным мнением новый закон может не дать ожидаемого результата.  

    Есть и еще один важный момент. Школы формально не обязаны принимать учеников в десятый класс, даже если те успешно пересдали ОГЭ. Места в профильных классах ограничены, и приоритет обычно отдают тем, кто сдал экзамены вовремя и набрал высокие баллы. В итоге ребенок, который столкнулся со стрессом или временными трудностями, фактически теряет шанс на академическое образование. 

    Если вводить возможность пересдачи ОГЭ, то, наверное, стоит закрепить в законодательстве гарантированное право на продолжение школьного обучения при условии успешной пересдачи ОГЭ.

    Возможно, стоит усилить гибкие формы обучения. Сюда относятся вечерние школы, онлайн-форматы и индивидуальные учебные планы. Так подростки смогут догнать программу без потери целого года. 

    Не менее важно усилить психологическую и академическую поддержку уже в восьмом и девятом классах, чтобы не доводить ситуацию до провала на экзамене.

    «ОГЭ надо отметить и дать возможность всем детям учиться в 10 классе»

    Дмитрий Казаков, учитель обществознания и председатель профсоюза «Учитель»:

    — У меня давно сформировалось мнение, что ОГЭ вообще нужно отменить. То есть экзамены необходимо после девятого класса проводить в школе, как это было раньше. Есть, конечно, опасения, что это приведет к некоторым трудностям в организации, и это энергозатратно. С другой стороны — и проведение ОГЭ, и участие детей, учителей в этом экзамене тоже затратно. Поэтому большой разницы в нагрузке на коллектив при сдаче выпускных экзаменов внутри школы не будет. 

    Понятно, что школе должно быть дано право проводить эти экзамены самостоятельно, по своим критериям, без какого-то супернадзора со стороны органов администрации и управления образования, чтобы это было в каких-то нормальных рамках и со здравым смыслом. Потому что если просто взять и автоматически перенести проведение ОГЭ в школы, то эту ситуацию не изменит никак. 

    Может, будут в помощь учителям разработаны какие-то методические рекомендации — например, КИМы какие-то предоставить готовые, которые можно менять или оставлять в том виде, который есть. Но это не должно быть ни в коем случае не навязывание каких-то единых шаблонов. 

    Чаще всего несдача ОГЭ связана не с тем, что дети вообще не подготовлены, а с тем, что просто это стрессовая ситуация. То есть ученики приходят в незнакомую школу и не сдают экзамен просто из-за того, что переживают. Я в этом вижу корень проблемы. И поэтому, если у школы будет право проводить выпускные экзамен вместо ОГЭ, количество несдавших будет гораздо меньше. И дальше ученик будет спокойно получать образование в школе или даже колледже, если он не планирует идти в 10 класс. 

    Проблема с доступом учащихся в 10 класс — серьезная и абсолютно несправедливая.

    Нужно, конечно же, давать возможность детям выбирать возможность учиться в 10 классе и не устраивать им каких-то препятствий.

    Понятно, что будут существовать школы, в которых в 10 класс будет проводиться отбор — с углубленным изучением тех или иных предметов. А в обычной школе ученик должен иметь право получить образование среднее, общее — отучиться, если есть желание, в 10–11 классе. Многим детям просто это требуется для того, чтобы повзрослеть, стать более подготовленным к жизни. Далеко не все после 9 класса созревают для того, чтобы осознанно выбрать ту или иную профессию. Мне кажется, в современном мире, где образование усложняется, возможность получать образование до 11 класса должна быть у всех. 

    «Детям не придется ждать год, чтобы пересдать экзамены»

    Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета:

    — Сначала надо прояснить саму суть предлагаемых решений. Речь не идет о профильном обучении. Профильное обучение — это, как правило, обучение внутри обычного школьного образования, когда старшеклассники готовятся к продолжению образования по какому-либо профилю. Например, когда идут в физмат классы. В них они не получают профессию, но готовятся продолжить образование в вузе или колледже.

    Этот же законопроект предлагает две новые нормы.

    Во-первых, учащиеся, которые не сдали экзамены после девятого класса, получат возможность пройти так называемую профессиональную подготовку. Это такой тип обучения, по итогам которого можно получить профессию без освоения общеобразовательных дисциплин (математики, русской языка, истории). Здесь осваиваются только профессиональные навыки. Это такие профессии как кассир, водитель, парикмахер, слесарь и другие.

    Строго говоря, они и раньше даже без 9-летнего образования могли осваивать эти профессии, но теперь регионы смогут планировать бюджетные средства, чтобы программы обучения таких школьников были бесплатными. 

    Такие программы профессиональной подготовки, как правило, реализуют службы занятости, но и иногда колледжи, техникумы или даже вузы. По итогам обучения выдается свидетельство. Такой документ говорит о том, что человек не получил новый уровень образования, но профессиональные навыки у него есть и он может работать по данной профессии. 

    Таким образом, учащиеся смогут не ждать год, чтобы пересдать экзамен и потом дальше решить, как развиваться. А сразу пойти на программу профобучения и даже начать работать по некоторым специальностям.

    Вторая норма, которую вводит этот законопроект, — о возможности для тех, кто пройдет профессиональную переподготовку, все же потом пересдать школьные экзамены и получить аттестат об основном 9-летнем образовании. Устанавливается, что перечень экзаменов после профподготовки для таких учащихся может быть несколько иным. Думаю, что экзаменов для них может быть меньше, но это уже будет решаться на уровне подзаконных актов. В целом, полагаю, это позитивный законопроект.

    Фото: freepik.com

    Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Проверьте также
    Закрыть
    Кнопка «Наверх»

    Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.