Дети

«Сильная школа поглощает ребенка целиком». Психолог Инна Пасечник

                        «Сильная школа поглощает ребенка целиком». Психолог Инна Пасечник

Харизматичные учителя, талантливые одноклассники, творческая атмосфера и высокий уровень знаний — за это родители выбирают рейтинговые школы. Но всегда ли дети в них счастливы, даже если неплохо учатся? Об этом мы поговорили с психологом Инной Пасечник.

Тайный орден, в который берут не всех

Сильный ребенок в сильной школе — идеальный сценарий, к которому стремятся все родители. Встречались ли в вашей практике случаи, когда от этого было больше вреда, чем пользы?

— Первое, что приходит в голову, — то, что сильная школа замыкается сама на себя. Туда приходят учителя, которые в свое время ее оканчивали, создается иллюзия обособленности и элитарности, как в тайном ордене. Дети и родители мечтают в него вступить. И, скажем прямо, туда отбирают не только за интеллект, но и за статус. 

Начинается все со знаний, а кончается полным подчинением этой «корпоративной культуре». И, поскольку подростки — люди чрезвычайно уязвимые, они боятся не найти в этой системе своего места и готовы на все, лишь бы стать в ней своими. Подросток тратит очень много времени и сил для того, чтобы проникнуть в элиту, но либо ты вписываешься в нее сразу, либо уже никогда.

— Почему?

— Потому что там заранее задана некая внутренняя иерархия. В обычной школе у ребенка есть возможность реализоваться за пределами образовательного учреждения. Сильная школа — это обычно такая нагрузка и степень вовлеченности, что никаких внешкольных секций и кружков по робототехнике или математике уже не остается. Нет площадки, на которой человек может компенсировать школьную неуспешность. 

Сильная школа поглощает ребенка целиком, он пытается вписаться именно в это сообщество, другого нет.

Но перешагнуть в другую касту очень сложно, кастовость — это вообще отличительная черта закрытых систем, поскольку никаких изменений не приходит извне.

«Некоторые учителя любят очаровывать учеников»

Почему этого не происходит в обычных школах?

— Там нет ауры эксклюзивности, «мы не такие, как все». В классе всегда есть парочка хулиганов, парочка двоечников и, конечно, менее харизматичные учителя. 

Если сильная школа притягивает сильных педагогов и уровень из года в год растет, то в обычную школу идут преподавать обычные люди, порой усталые, выгоревшие, раздраженные. Они редко выстраивают отношения с учеником на равных, с возможностью свободного обмена мнениями. Их основной инструмент — угроза: «Не сдашь экзамены — в дворники пойдешь». Поэтому у них нет влияния на души и умы. 

В дворовой школе авторитет учителя — это право власти. В сильной — это право эксперта.

В дворовой школе — никаких дискуссий с учителем, в сильной — все держится на дискуссии, которая превращается не только в трансляцию знаний, но и в трансляцию мировоззрения. Чем умнее, увереннее в себе человек, тем больше шансов, что он будет общаться на равных, и это подростку очень импонирует.

— Это плохо?

— Это прекрасно до тех пор, пока не встретился недобросовестный наставник, воспользовавшийся своей уникальностью. Грань между «можно» и «нельзя» стирается. 

Часто эффективные учителя демонстрируют особый способ общения. Вроде бы они с ребенком на равных, и поэтому точно так же, на равных, они подкалывают его за неуспех. 

                        «Сильная школа поглощает ребенка целиком». Психолог Инна Пасечник

Я была свидетелем того, как в одной довольно востребованной школе вел себя учитель по математике. Он непринужденно общался с учениками, шутил, мог позволить с собой поспорить и даже в споре уступить. Но в то же время он запросто мог сказать: «Ну Лиза же у нас девочка, она здесь только для красоты». Вот так, в форме милой шутки, наносится прямой удар по личности. 

Если у педагога случается звездная болезнь, он может позволить себе вот такое, я бы сказала, нежное придавливание. И это норма. Сами учителя годами не замечают, что делают что-то не то. 

— Вы имеете в виду педофильские скандалы в школах?

— Если даже не брать такие крайние случаи, психологическая безответственность взрослого может проявляться в другом. 

Зрелый человек отвечает за тех, кого приручил.

Есть дети, которые к тебе очень привязаны. И ты берешь на себя ответственность за то, чтобы довести их до выпуска, приглядывать за ними, поддерживать отношения. 

Но некоторые учителя любят очаровывать учеников, а потом пресыщаются. Им надоедают эмоционально зависящие от них дети, они находят все новых. Для ребенка это может стать сильным ударом. «Почему он меня разлюбил, что я сделал не так? Он уже месяц в мою сторону не смотрит!» Этот внезапный игнор воспринимается как абсолютный крах. 

Интеллектуальная «гонка вооружений»

— Можно ли защитить ребенка от такого?

— В группе риска прежде всего те, у кого нет сильной эмоциональной поддержки со стороны семьи. Я встречала детей, которые со стороны выглядят благополучно, переходят из одной хорошей школы в другую, еще лучше, уровень все выше. С образовательной точки зрения они суперуспешны. Но потом оказывается, что вся их жизнь была построена на том, что семья вкладывалась в их интеллект, а не в эмоциональное развитие. Все строилось на выращивании мозга. 

                        «Сильная школа поглощает ребенка целиком». Психолог Инна Пасечник

Эта эмоциональная депривация дает себя знать, как только такому ребенку дается лучик надежды на хороший, теплый эмоциональный контакт. Он на него очень и очень подлипает. Как только этот контакт исчезает, дети чувствуют себя брошенными, очень переживают. Вплоть до депрессии.

— Я знаю одного отличника из начальных классов сильной школы, который в какой-то момент просто отказался посещать занятия. Боялся, что с пятерок скатится на тройки и учительница будет им недовольна.

— Возможно, чувствовал, что ценен не сам по себе, а тем, что у него хорошие мозги и он должен все время демонстрировать успех. Страх ошибки настолько ужасен, что сначала ребенок прогуливает контрольные, а потом и вовсе перестает ходить в школу, потому что уже столько пропущено, что вроде бы никогда не наверстаешь. 

Культ интеллекта рождает у ребенка ощущение, что единственный путь — это путь отличника, и ничего другого в жизни нет.

Может быть, ему и хотелось бы погулять с друзьями, поиграть в футбол, но ты как бы уже не имеешь на это права.

Что такое страх ошибки, я знаю даже на собственном опыте. Привыкаешь учиться на одни пятерки, а потом ты переходишь в сильную школу — и начинаются баллы в районе «1,3». Это огромный удар по самооценке. Должна быть подпитка, которая поможет выжить. В моем случае был просто очень хороший, душевный класс. 

В общем, если не создается никакой эмоциональной среды, а сразу начинается такая вот интеллектуальная «гонка вооружений», то это страшно.

«Не надо вам в нашу школу»

— Стремление во что бы то ни стало отдать ребенка в сильную школу — это часто парад родительских амбиций? 

— Ко мне однажды привели маленького мальчика из весьма состоятельной семьи и спросили, что бы я посоветовала с учетом его характера и особенностей. А парень был очень живой, любопытный. Есть дети, которым скучно жить по правилам, они хотят до всего доходить своим умом. Я подумала, что такому мальчику лучше учиться по системе Эльконина-Давыдова, где все основано на эксперименте. Обычно дети сначала узнают закономерность, а потом, чтобы усвоить ее, делают сто примеров. А тут сначала дети проводят опыты, а потом вместе с учителем выводят закономерность. Я рекомендовала этой семье одну подходящую школу — и мы расстались. 

                        «Сильная школа поглощает ребенка целиком». Психолог Инна Пасечник

А по осени я получила паническое письмо, что все плохо. И тут выяснилось, что они пошли совсем не туда, куда я советовала, а в статусную и дорогую гимназию, где была куча предметов, всяких дорогостоящих фишек, но не было творческой атмосферы. И ребенок не смог прижиться. Он оказался слишком силен для первого класса, но еще мал для второго. В итоге он так и остался в первом классе, где ему было скучно, но хотя бы он там был успешен. А родители, действительно, поступили в соответствии со своими представлениями о престиже и социальном успехе. 

Зачем они вообще ко мне приходили весной, если потом отправили в корзину все мои рекомендации? 

— Начало сентября — это для вас самое боевое время?

— Обычно все проблемы начинаются спустя три недели.

Сейчас ко мне потянутся первоклассники, которых отдали в школу слишком рано, и их начинают выгонять.

У нас любят прямым текстом уже в 1-м классе сказать: «Не надо вам в нашу школу» или: «Сходите на ПМПК» (психолого-медико-педагогическая комиссия. — Примеч. ред.).

Ближе к Новому году, ноябрь-декабрь, идет масса запросов в связи с поведением детей в 5–7-м классах. В первой половине года они еще пытались вытянуть, но потом, поняв, что у них нет шансов вписаться, начинают крушить все вокруг. 

Ну а в марте приходят несчастные, которым скоро сдавать ЕГЭ. Им кажется, что жизнь скоро закончится и мир рухнет.

Два месяца на адаптацию

— Есть ли какая-то «техника безопасности» при поступлении ребенка в сильную школу?

— Я бы советовала приглядываться к состоянию. Родители должны проявить мудрость и понять, что, переведя ребенка в крутую школу, нельзя ждать, что он сразу станет отличником. У нас есть два месяца на адаптацию. Если за это время человек не стал счастливым, значит, что-то пошло не так. 

Подросток огрызается, с ним невозможно общаться, ребенок помладше все время болеет, жалуется на живот и так далее — это значит, что у них стресс.

И, может быть, не надо тогда пихать их в маткласс, можно обойтись. Если человек не тянет математику, это еще не значит, что с ним что-то не так. Возможно, дело вообще не в том, что ему трудно осваивать материал, а просто он не справляется со средой и с конкуренцией, когда нельзя опуститься ниже 10-й строчки.

Я знаю один химический лицей, где была введена рейтинговая система. Это по-настоящему токсично для подрастающего поколения, потому что очень много в их отношениях друг с другом строится на том, как о них отзываются взрослые.

                        «Сильная школа поглощает ребенка целиком». Психолог Инна Пасечник

— Вы стали бы предостерегать от сильных школ?

— Все человечество завязано на то, чтобы формировать закрытые, эксклюзивные кружки. Это психология группы. Никто не будет отказываться от элитарных школ, если они дают твоему ребенку какие-то уникальные возможности. Тут важно трезво оценить свои силы. Можно натаскать ребенка с репетиторами на решение олимпиадных задач и попасть в школу очень высокого уровня. Но получится ли потом держать планку? 

Самое правильное — уже на берегу спросить у репетитора, как спрашивают у тренера: «У моего ребенка есть потенциал — или не стоит тратить жизнь на спорт высоких достижений?»

И если скажут, что большого потенциала нет, нужно со смирением принять этот ответ и забрать ребенка даже из очень сильной школы, если ему там плохо. Жизнь дороже. 

Но в дворовой школе — другая беда. Там, например, травля считается нормальным явлением. При всей их жесткой соревновательности и конкурентности, в хороших школах с гуманизмом дело обстоит лучше. Интеллектуальный уровень коррелирует с уровнем эмпатии. Чем развитей человек, тем больше в нем толерантности, понимания, сострадания. Широта взглядов позволяет чувствовать чужую боль и внимательнее относиться к тем, кто не похож на тебя. К тому же в сильных школах учатся дети из благополучных семей, где никого не обижают, поэтому и они не обижают других. Хотя, конечно, из этого правила бывают исключения.

Фото: iStock.com, freepik.com

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также

Закрыть
Кнопка «Наверх»

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.

Закрыть
Закрыть