Полезности

Часы – минидиорама PACMAN

b596b465d045729c00088e7fc8902ce0

Подсмотрел идею на одном из популярных сайтов. Там были показаны диорамы разных игр – все очень красиво и аккуратно сделано. Но диорама кроме эстетики и ностальгии больше никакой нагрузки не несет. А если к диораме добавить Arduino?
Так пришла идея сделать подарок гейм-дизайнеру (любят они такие штучки): и про игру напоминает, и время показывает. А если попрограммировать немного, то и счетчиком подписок или просмотров канала (сайта) может стать, да еще и погоду показывать – в общем все, что из интернета можно вытянуть…

Описание самоделки

Самоделка представляет собой пластиковую фоторамку 10 x 15 см, в которой размещена минидиорама на тему классической компьютерной игры. Я опишу создание диорамы на примере когда-то популярной игры Pacman.

0ad9d425d1300574f718404fb5252a11

В нижней части рамки расположен цифровой дисплей.
Сзади размещается электроника и мобильный источник питания.
Рамка при включении подключается к WiFi-роутеру домашней сети и получает данные о времени (и другие параметры, которые Вы захотите отображать на цифровом дисплее) из сети интернет.
Для реализации самоделки Вам необходимо владеть навыками работы с программой Arduino IDE (или придется самостоятельно разобраться в ней).
Для создания диорамы можно привлечь детей — они с удовольствием будут, если не помогать, то внимательно смотреть.

Итак, приступим:

Материалы и инструменты:

Для работы нам понадобятся:
— 3D принтер и пластик (желательно 2 цвета, я использовал только белый);

e9e9bdd16e45a5f67c3df3b240f59275

— паяльник с припоем;
— соединительные провода для пайки;
— термоусадочные трубки;
— зарядник от старого телефона (для питания рамки);
— надфили;
— наждачная бумага (мелкозернистая);
— ножницы;
— канцелярский нож;
— прозрачная плотная пленка (от упаковки бытовой техники или конфет) – для использования вместо стекла рамки;
— черный упаковочный материал или поролон для элементов диорамы (часто используется вместо пенопласта);

07e7d09dec5a69e5a2010ac7093d429c

— картон;
— двухсторонний скотч, клеящий карандаш или клей;
— ручная дрель и сверло 3 мм;
— электронные компоненты (ссылки приведены исключительно для получения информации о внешнем виде и параметрах компонентов):
—- ESP8266 D1 mini – микроконтроллер – 1 шт.
—- цифровой дисплей TM1637 – 1 шт.
—- светодиод белого света – 1 шт;
—- резистор 100-150 ом (зависит от рабочего напряжения и тока светодиода — в сети есть калькуляторы для расчета номинала резистора) – 1 шт;
—- аккумулятор 18650 – 1 шт. (опционально);
—- TP4056 модуль зарядного устройства – 1 шт. (опционально);
—- пассивный зуммер – 1 шт. (опционально);
—- микропереключатель – 1 шт. (опционально).

32af52d93185447060f989ed1c64a70c

Также понадобится цветной принтер для печати фона и элементов диорамы.

Шаг первый: печать корпуса рамки

Корпус рамки печатается на 3D принтере. Для разнообразия можно части корпуса рамки напечатать разными цветами.
По ссылке ниже размещен архив с файлами деталей, подготовленные для печати на 3D принтере.

3d_model.rar

[144.36 Kb] (скачиваний: 20)

 

fa290be8fdeecdcb5c9813b60e5f9bb7

Детали рамки спроектированы так, чтобы можно было печатать без поддержек. Но так как площадь печати значительная, то во избежание отслоения детали от стола принтера рекомендуется печатать с режимом «брим».

09bb77ee94a7c3a82dd6393a6f619015

Печатать можно любым видом пластика, но желательно в высоком качестве. После печати детали при необходимости обрабатываются надфилем или наждачной бумагой.
В результате мы получим 5 элементов рамки:
— передняя рамка;
— основание;
— крышка диорамы;
— задний корпус;
— держатель плат.

1d6909892b70e9bcb774098f7634886a

 

de65dc9bcb6caa93207c7ed391d1180c

 

2260ee491647bbf179796e913bb05c4f

Шаг второй: подготовка элементов минидиорамы

Для создания минидиорамы нам потребуется распечатать на плотной бумаге игровое поле из старой компьютерной игры Pacman. Изображения фона и игровых элементов приведены для примера. Вы можете найти в интернете любую понравившуюся картинку фона и персонажей игры.
Необходимо распечатать фон и все элементы диорамы на плотной бумаге. При печати элементов нужно выбрать соответствующий масштаб, чтобы элементы были соизмеримы с фоном. Вы можете в интернете найти другие картинки, главное, чтобы они были хорошего качества и разрешения. Печатать нужно с максимальным разрешением.

012292ee4cdbaf52c4b2885d980a5add

Фон наклеивается на картон, затем он вырезается с помощью линейки и канцелярского ножа. Размер получившейся картинки должен быть 85 x 105 мм. Фон должен свободно входить в крышку диорамы.
Далее картон с фоном приклеивается к крышке диорамы двухсторонним скотчем.
Остальные детали также аккуратно вырезаются ножом или ножницами.

По результату выполненных работ мы имеем следующий набор деталей:
— фон;
— цветные персонажи игры.

Для придания объемности диораме необходимо, чтобы перегородки были приподняты над фоном. Для этого из черного тонкого поролона (или аналогичного материала – используется в упаковках бытовых приборов) канцелярским ножом аккуратно вырезаются «бруски» нужной длины и конфигурации по контуру нарисованных на фоне.

5e52930095839db660a71b0e40cf016e

Все вырезанные перегородки приклеиваются на игровое поле в соответствующие позиции. Работа очень кропотливая, возможно потребуется использовать пинцет.

d6b641464a7fce755599d0eb0c0286b6

После наклеивания перегородок на фоне игрового поля размещаются и аккуратно в произвольном порядке наклеиваются остальные персонажи диорамы.

c01198bda00dbf8c315be56179c67a43

Шаг третий: установка цифрового дисплея

Предварительно необходимо припаять к контактам цифрового дисплея 4 цветных провода длиной 15 см.
Цифровой дисплей устанавливается с внутренней стороны основания рамки и крепится 2-4 винтами М2 с гайками. В связи с тем, что крепления дисплея смещены относительно центра, то необходимо правильно установить (отцентровать) дисплей, чтобы он входил в вырез на передней панели рамки, отметить и просверлить крепежные отверстия сверлом 3 мм.

9805fe7666f15008029745e203e23896

Глубину позиции дисплея можно отрегулировать, проложив картонную прокладку или шайбы между платой дисплея и внутренней стороной основания.

Шаг четвертый: установка и монтаж электронных компонентов

Ниже приведена схема подключения электронных компонентов:

10f494c21020dfafee6998bd55eb67a6

Электронные компоненты размещаются в заднем корпусе в свои ячейки. С обратной стороны корпуса имеются вырезы: для программирования/питания микроконтроллера, для подачи питания на модуль зарядки и вырез под микропереключатель. При использовании аккумулятора шнур питания от зарядного устройства необходимо подключать к модулю зарядки.

Если аккумулятор не требуется, то элементы NCR18650B (аккумулятор) и TP4056 (зарядный модуль) вместе с соединительными проводами можно исключить из монтажа. Питание в этом случае подается с зарядника на микроконтроллер (D1 mini). А микропереключатель можно задействовать для отключения зуммера.

Для соединения компонентов между собой используется макетная плата, выполняющая роль коммутатора. На макетной плате размещаются контактные группы, резистор и зуммер. Соединение компонентов можно провести и без нее – навесным способом. Каждый мастер сам определяет, как ему удобнее и понятнее сделать монтаж схемы.

96be92e35fb662938c1d6062e962acab

Для изоляции открытых соединений нужно использовать термоусадочные трубки.
Аккумулятор и модуль зарядки устанавливаются опционально. Как показал опыт использования рамки – на практике она постоянно подключена либо к заряднику, либо к USB системного блока (ноутбука).

Если Вы решили установить аккумулятор, то в аккумуляторный отсек по бокам предварительно устанавливаются П-образные контакты (из медной проволоки «рожками» наружу), к которым припаиваются цветные провода (+ и — соответственно) и выводятся в верхнюю часть заднего корпуса к модулю зарядки. Аккумулятор плотно входит в отсек, прижимая контакты к стенкам.

1ee5f9c976e6001c3263a0b272ea1f7f

К микропереключателю припаивается два провода. Затем микропереключатель вставляется в вырез сзади. Провода подключаются согласно схеме.

a95595224066a85e382131a342673539

В передней части корпуса (рядом с держателем) устанавливается светодиод.
Микроконтроллер и модуль зарядки фиксируются держателем и винтом М2 с гайкой.

0f291fb85755d88f15663308e657a55f

Шаг пятый: программирование микроконтроллера

Для программирования микроконтроллера необходимо скачать скетч по ссылке ниже и с помощью Arduino IDE загрузить микропрограмму. Описание настроек приведено в комментариях в скетче. Скетч программирует контроллер на выполнение следующих функций:
— инициация цифрового дисплея, светодиода и зуммера;
— подключение к WiFi домашней сети с выходом в интернет (настройка подключения может проводиться с телефона или планшета);
— получение точного времени от серверов времени;
— отображение времени на цифровом дисплее;
— моргание светодиодом и пиканье зуммером каждый час — регулируется настройками в скетче.

Данный функционал не исчерпывает возможности самоделки и легко может быть расширен при наличии навыка программирования и доступа к интернету. Функционал демонстрирует работоспособность установленных электронных элементов и связь микроконтроллера с локальной и глобальной сетью. На базе этого устройства Вы можете реализовать функции «умного» дома, например, информирование сигналом о приходе электронной почты, показ на дисплее температуры на улице, атмосферного давления и т.д. Интернет Вам поможет в этом.

sketch.rar

[3.9 Kb] (скачиваний: 15)

Шаг шестой: сборка рамки с минидиорамой

Перед сборкой диорамы необходимо из прозрачного упаковочного пластика вырезать «стекло» передней рамки. Для этого пластик размечается по внутренним размерам передней рамки. Аккуратно канцелярским ножом или ножницами вырезается размеченный прямоугольник.
Вырезанное «стекло» прикладывается изнутри к передней рамке и по периметру фиксируется клеем или скотчем.

c95ae6f4e1edf127f4ec0c747980464b

Далее крышка с диорамой вставляется в основание (фиксируется клеем при необходимости), к основанию прикладывается передняя рамка (до фиксации). Задний корпус с электронными компонентами вставляется в рамку с тыльной стороны. При необходимости – также фиксируется клеем.

9888f84e5a6e7d18dadde8b4dfccfe14

 

2144d25ff51c2be40b8414ed970d3af7

Заключение

Скетч для загрузки в микроконтроллер приведен для примера. Вы можете при наличии навыка модернизировать его или написать свою программу и выводить нужные показатели на цифровой дисплей: например, счетчик подписок, данные о погоде и т.д.
При необходимости 4-х разрядный дисплей может быть заменен на 8-разрядный – для этого нужно расширить вырез передней рамки и внести изменения в скетч.

Габаритные размеры самоделки 10 x 15 см, поэтому Вы можете ее при желании вставить в подходящую фоторамку.
Успехов в реализации и новых идей!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также

Закрыть
Кнопка «Наверх»

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.

Закрыть
Закрыть