В мотивировочной части решения Спортивного арбитражного суда (CAS) по Камиле Валиевой есть данные, которые больно бьют по сотрудникам лаборатории, изучавшим анализы спортсменки. Специалисты могли намеренно затягивать проверку допинг-пробы. Все указывает на то, что в отношении фигуристки и всей России готовилась провокация.
Иначе как объяснить «сбои» в работе экспертов?
Старые методы перестали работать
Согласно данным CAS, допинг-проба у Валиевой была взята 25 декабря 2021 года во время чемпионата России. Анализы мочи были отправлены на проверку в Стокгольм — там на базе Каролинского института работает лаборатория, лицензированная Всемирным антидопинговым агентством (WADA). 29 декабря биологический образец был доставлен курьером и зарегистрирован в установленном порядке, а проба «А» открыта и разделена на пять частей или аликвот.
Все бы ничего, но в дело вмешались новогодние праздники. С 30 декабря по 10 января лаборатория была банально закрыта. К работе специалисты вернулись только 11 января. В тот же день, исследовав пробу, они нашли в ней триметазидин. До Олимпиады оставалось более трех недель.
Чтобы понять концентрацию вещества, в первоначальном образце были взяты еще две аликвоты. Однако результаты проверки в одной из них не удовлетворили специалистов. 17 января анализ был официально отклонен, поскольку не соответствовал установленной системе качества.
Спустя два дня эксперты взяли еще две аликвоты, но они тоже дали непонятный результат. Хроматографические данные, которые определяют наличие в жидкости веществ, были с аномальными отклонениями, и это не устраивало лабораторию. Поняв, что привычный метод анализа не работает, 20 января специалисты решили разработать новые нормативы.
«Спортсмены не должны страдать»
Процесс затянулся на долгие две недели. Лишь 31 января лаборатория начала разработку документа с обоснованием новой методики, получившего название «План валидации». 4 февраля он был готов, и в этот же день эксперты взяли еще одну часть из пробы Валиевой.
Спустя три дня, 7 февраля, методика официально была рекомендована к использованию. Тогда же результат тестирования был загружен в систему ADAMS. 8 февраля о нем узнала Камила. К тому моменту она уже успела выступить на Олимпиаде в Пекине и внести вклад в завоевание командной золотой медали.
Камила Валиева / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ
Позже Валиева обратилась в лабораторию и потребовала объяснить, почему изучение ее анализов заняло так много времени. Также она не поняла, является ли новый метод определения допинга законным с точки зрения WADA. Эксперты же ответили, что антидопинговые правила полностью соблюдены, а задержка связана как с разработкой методики, так и с нехваткой персонала, который массово болел коронавирусом.
Но такие выводы не убедили CAS. В своем решении суд отметил, что спортсмены не должны страдать из-за сбоев в лаборатории.
— Очевидно, что произошла значительная задержка в аналитическом процессе, проведенном Стокгольмской лабораторией, и в этом спортсменка полностью невиновна. Краеугольным камнем допинг-контроля является быстрый и эффективный анализ проб. Спортсмены не должны подвергаться ущербу, который антидопинговые органы наносят неумением работать на высоком уровне, — говорится в мотивировочной части решения.
Затянули, чтобы оставить Россию без золота
И ведь вполне реально, что затягивание процесса в лаборатории было преднамеренным. Пока эксперты возились с некачественными результатами и новыми методиками, Валиева побеждала на чемпионате Европы — он проходил в январе 2022 года. Именно там Камила окончательно утвердилась в статусе первого номера сборной и заслужила право участвовать в командном турнире Олимпиады. Все это время в Стокгольме пытались разобраться, сколько же триметазидина содержится в анализах девушки.
Камила Валиева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф
Поражает точность, с которой лаборатория справилась с проблемами. Ведь 7 февраля Валиева стала олимпийской чемпионкой, а о положительном анализе узнала на следующий день. Слабо верится, что к этому моменту весь персонал университета выздоровел и вышел на работу, заодно освоив новую методику изучения анализов.
При этом Валиева могла бы и не поехать на Олимпиаду. Решение могли вынести задолго до начала Игр-2022. Тогда бы Камила лишилась золота чемпионата Европы, а вместо нее в Пекин поехала бы другая спортсменка, к которой не было вопросов.
По сути, лаборатория затянула с выдачей результатов, чтобы дать повод для лишения России олимпийского золота. Увы, со своей задачей она успешно справилась.