Воскресные события в Тушине заставили вспомнить известное: не было бы счастья… Ключевые фигуры победы над Тулой появились в составе лишь потому, что несчастье помогло. Сразу два постоянных игрока атакующей линии, Промес и Бакаев, накануне сказались нездоровыми, и тренерам пришлось искать другие варианты. Так на поле вышли Михаил Игнатов и Александр Соболев, которые во многом и определили игру и результат.
«Спартак» в нашем футболе команда совершенно особенная — только от неё, пожалуй, помимо очков ждут ещё и узнаваемого игрового стиля. Чуть не полвека прошло уже с бесковских времён, а эстетика того футбола живёт в памяти аудитории как эталон. И тренеров-настройщиков после Романцева уже нет, и игроков под этот стиль никто системно не подбирает, а зритель всё равно полностью принимает только тот «Спартак», в котором мелькают родовые черты — тонкие замыслы и умные передачи.
Паоло Ваноли, конечно, воспитывался на совершенно других идеалах, но вот жизнь заставила его отправить на поле Игнатова — и в игре команды тут же появилось что-то фирменное.
Если говорить прямо, футболист Игнатов не во вкусе тренера Ваноли. Как до того был не во вкусе тренера Тедеско. Игнатов — это классический десятый номер, а современные тактические моды от классики зачастую далеки. В пяти матчах этой весны, прошедших до матча с «Арсеналом», Игнатов был допущен на поле дважды и сыграл в сумме меньше тайма — этого достаточно для понимания меры тренерской в него веры.
Но вместе с тем в этом 21-летнем игроке уже достаточно игровой силы и влиятельности, чтобы задавать стилистику. Чтобы менять футбол в соответствии с собственным пониманием. Вот он возник в старте — и откуда ни возьмись в игру вернулся спартаковский пас.
Спартаковский пас — это пас мягкий. Не прострел, не навес, не диагональ. Чаще всего это вообще пас открытой стопой, щекой, то есть вроде бы очевидный — но при этом отчего-то недоступный для соперника. И удобный для партнёра. Катнуть мяч в штрафную сквозь частокол чужих гетр точно в шаг товарища — вот что такое спартаковский пас.
И Игнатов в воскресенье дал на этот счёт предметный урок. Как раз после такой передачи случился первый голевой момент — на 17-й минуте у Шамара Николсона. Потом и первый гол — на 53-й минуте от Романа Зобнина. А помимо этого и ещё множество спартаковских атак разгорелись у тульских ворот именно благодаря пасам спартаковского диспетчера.
Но Игнатов оказался не единственным, кто в этот день заставил вспомнить лучшие красно-белые образцы. От него таких ходов всё-таки можно было ждать, тогда как его напарник в этом жанре прежде как-то замечен не был. Александр Соболев — а речь о нём — скорее воспринимается как адресат, а не исполнитель передач из подбрюшья штрафной, однако в этот раз открылся с новой стороны.
Видимо, отчасти это связано с тем, что «Спартак» играл в двух больших форвардов, а потому одному из них приходилось по ситуации опускаться чуть ниже. И именно Соболев в такой роли смотрелся органичней. У него тоже прорезался тот самый спартаковский пас — мягкий точно в ножку партнера. И коллега Николсон прочувствовал это в полной мере. Голом завершился только один из таких эпизодов (то был второй мяч «Спартака»), хотя вообще-то шансов у ямайца возникало достаточно.
Разумеется, случившийся разгром переоценивать не стоит. Тула идёт в аутсайдерах, пропускает больше всех в лиге, да к тому же в Тушине была лишена возможности использовать некоторых важных для себя игроков задней линии. Но даже со всеми оговорками победа для «Спартака» получилась важной. Потому что дала не только три очка, но и чувство игры. Своей игры, спартаковской. И если эти ощущения удастся закрепить, воскресная виктория со временем может обрести другой вес.
Когда учеников спортшколы учат новым приемам, обретение навыка идет в несколько этапов: сначала без сопротивления, далее — с ограниченным сопротивлением и только потом — с полным сопротивлением. Будем считать, что матч с Тулой был примером ограниченного сопротивления. И теперь «Спартаку» пора переходить к полному.
А у Ваноли явно появился повод кое-что переосмыслить. На послематчевой пресс-конференции он объяснил, что отличает эту игру, победную, от предыдущих, неудачных. Последний пас. Прежде его не было, а теперь появился. И появился — вот незадача! — в отсутствие двух исполнителей, которых сам он считал главными.
Да, спартаковский пас — материя особая. Такая, которую нельзя игнорировать. Тем более когда ты в «Спартаке».