«Мой ученик тайком занимался музыкой — родители были против». Учитель Максим Зиновьев 16 октября, 2025. Алена Кордюкова Школьники сами пишут композиции и просят спеть их любимые песни
«Ученик тайком занимался, а родители считали это несерьезным. Когда он написал собственную музыку, они купили ребенку гитару». Учитель музыки Максим Зиновьев считает, что у каждого ребенка есть способности к творчеству, даже если у него нет музыкального слуха. «Правмир» поговорил с ним о том, в чем ценность уроков музыки, как раскрыть талант школьника и почему уроки музыки важны для детей, даже если они делают на них домашку.
«Дети сами пишут музыку»
Музыка на уроках — не только пение. Это целый мир восприятия, эмоций, творчества. Через музыку дети учатся эмпатии, развивают воображение. Даже простая импровизация раскрывает талант и уверенность в себе. Родители иногда удивляются, когда видят, как их дети могут создавать музыку, даже если сначала казалось, что у них нет слуха или таланта.
У меня был случай, когда один ученик хотел писать музыку, но родители считали это бесполезным. Он тайком занимался, а через некоторое время у него получилось создать несколько хороших композиций. Его мама была удивлена, но в итоге поддержала и даже купила ему гитару. Такие истории показывают, что интерес ребенка важнее внешних ограничений.
И еще у меня есть девочка восьми лет, которая играет на фортепиано. Мы вместе сочинили небольшую композицию. Я играл основу, а она наигрывала свои аккорды. Иногда ее идеи неожиданно вписывались в мою композицию. Так мы создали полноценную пьесу, основанную на совместном творчестве. Такой подход помогает детям развивать слух, воображение и чувство композиции.
Дети действительно могут многому научить. Взрослые живут уже в определенной системе, у них больше ограничений, они закрыты за счет жизненного опыта. А дети еще сохраняют наивность, легкость, свободу. У них есть искренность, которой так не хватает. Это свобода мысли, отсутствие рамок. Особенно у младших школьников — 1-4 классы. Что им представилось, то они и говорят. Взрослый может начать мудрить, подбирать слова, что-то приукрашивать, а дети выражаются просто, но порой в самую точку.
Еще у детей есть уверенность. Они действуют без страха. Конечно, это неосознанно, из-за этого иногда страдает дисциплина, но это уже другой вопрос. Если ребенок решил что-то сделать — он делает, не задумываясь о том, что подумают другие. Взрослые часто сомневаются, думают о последствиях и так и не решаются вообще даже попробовать. Возможно, это моя личная черта — неуверенность, а они напоминают: просто возьми и сделай.
«Обучать музыке можно всех — независимо от данных»
Есть дети, которые схватывают на лету, есть те, кому нужно пятьдесят раз повторить. Научить музыке можно любого, вопрос лишь во времени. У одного какая-нибудь тема займет пять минут, у другого три недели. Главное — интерес ребенка. Если ему интересно, он сможет развиваться независимо от начальных данных.
Хорошо, если данные есть. В случае глубокого интереса ребенка их можно раскрыть максимально, и это может привести к успехам в музыкальной профессии. Если речь идет об увлеченности просто ради интереса, например, как футбол, то неважно, какие данные. Мы потихонечку работаем, делаем акцент на интерес, на образовательный момент.
Также меняются акценты в работе, в зависимости от программы. Если мы видим увлеченность, быстрые способности к обучению, это позволяет работать более глубоко, развивать навыки, тонкости, детали. Если интерес общий, мы делаем акцент на простых песнях, учитываем мнение ребенка, что ему интересно. Если цель — достижение конкретного успеха, подбираем репертуар, соответствующий требованиям выступлений.
Потенциал зачастую виден почти сразу. Например, на уроке поем песню и замечаем, что из 25 человек пара детей слушают и точно повторяют мелодию. Всё. Это можно развить.
Не нужно заставлять. Появился интерес — можно работать с этим, увлекать дальше.
Я говорю: «Смотри, у тебя получилась мелодия, ты спел очень хорошо». Подбираем репертуар, пробуем выступления, это тоже заряжает.
Еще детей к изучению музыки мотивируют эмоции, образность, возможность экспериментировать. Например, несколько учеников нажимают разные клавиши, я создаю основу, а у них получается интересная композиция. Дети начинают понимать, что музыка может быть их собственным творчеством. Это вовлекает их на уроке и оставляет впечатление на долгое время.
Но писать музыку человек может только при одном условии. Если у него есть интерес к этому искусству, желание что-то выразить, идея, всё возможно. Если уже есть некоторые навыки, обучение будет проще. Но именно придумывать небольшое сочинение вполне реально. Когда сам начинал играть, я выбрал себе пьесу, которую хотел выучить, и одновременно стал сочинять. Это были простые вещи, три нотки на полстраницы. Сейчас это выглядит забавно.
«Дуэт кошек», музыка тишины и арии на уроке
Иногда нужно просто принять, что детям может быть скучно на уроке. Пускай занимаются своими делами, но пусть музыка звучит фоном — она все равно останется где-то внутри. А порой чтобы заинтересовать, я становлюсь почти аниматором, придумываю формы взаимодействия, игры, проекты. Надо не заставлять, а вовлекать. И тогда даже классическая музыка становится для детей ближе.
Чтобы привлечь внимание учеников, нужно, чтобы урок был интерактивным. Например, когда я рассказывал о динамике в музыке, то показываю, что значит громко и тихо, объясняю термины, например, «форте», «меццопиано», «пиано». Иногда делаю резкие акценты — это называется «сфорцандо», когда точечно звучание резко усиливается.
Эффект удивления работает прекрасно. Часто на вовлечение работают необычные сочинения — композитор Джон Кейдж и его произведение «4’33’’» — его называют еще “музыка тишины”. Дети сначала удивляются: они ждут звуков, но их нет. Потом начинают замечать звуки вокруг и воспринимать их как музыку. Это позволяет им понять, что музыка — это не только звуки инструментов, но и окружающий мир. А еще для меня это может быть несколько минут спокойствия.
Постепенно дети начинают слушать внимательно, обсуждать, пробовать свои идеи. Иногда приходят на дополнительные занятия, интересуются мелодией, гармонией, инструментами. Уроки, построенные на эксперименте и взаимодействии, оставляют у них сильное впечатление.
Мы проводим коллективные импровизации. Я спрашиваю у детей, какое настроение они хотят услышать, и распределяю роли. Один играет ноту «до», другой — несколько верхних клавиш. Я создаю основу пьесы. В итоге получается впечатляющая мини-композиция, и дети видят, что музыка может создаваться вместе здесь и сейчас. На таких мероприятиях, как День музыки, они получают возможность почувствовать себя настоящими музыкантами. Еще мы изображаем оперу. Я пою оперным голосом, дети отвечают таким же голосом, это вызывает смех. Или сочинения вроде «Дуэт котов» композитора Дж. Россини или «4:33». Всё это помогает детям воспринимать музыку творчески и с удовольствием.
После «Дуэта котов» дети часто продолжают мяукать на перемене.
Иногда дети даже не хотят уходить с урока. Особенно на дополнительных занятиях они меня останавливают. Мы уже закончили, а они просят ещё минут десять. Я считаю, что это успех.
С одним третьим классом у меня сложился уникальный коннект. Они угадывают мои мысли. Когда я прохожу мимо, порой они визжат от радости, чуть ли не сбивают с ног.
Я люблю музыку, и это передается. Это тяжело объяснить, но важно чувствовать, сопереживать, дать детям маленький островок среди школьной жизни, где они могут погрузиться в музыку, отдохнуть. Музыка — один из наименее нагруженных предметов в школе, но важно преподнести ее интересно.
С оценками у меня редко бывают проблемы. В основном из-за пропусков или отсутствия работ. Иногда приходится ставить тройку, если ребенок ничего не сделал, хотя на деле он мог бы получить четверку или пятерку.
Благодаря музыке школьники становятся более внимательными к звуку, учатся выражать эмоции через музыку, начинают понимать структуру и стиль произведений. У некоторых появляется желание развиваться дальше — идти в музыкальные школы, заниматься на инструментах или просто больше играть дома.
«Боже мой, что случилось? Мы же просто слушаем музыку!»
Мы как-то слушали на уроке музыку — сложное произведение Арво Пярта, эстонского композитора, ему уже 90 лет. Это сочинение называется Tabula Rasa, концерт для двух скрипок и подготовленного фортепиано с оркестром. В фортепиано между струнами вставлены металлические болты, и звучание получается необычное — словно колокольный звон вдали. Я попросил учеников описать свои ощущения. Это был 7 класс, мой первый год работы. Я не ограничивал их, просто сказал: «Послушайте и запишите первое, что придет в голову».
И вот один ученик написал: «Музыка бурная, активная, словно буря, как будто родители на даче ссорятся, ругаются, посуда бьется». А во второй, спокойной части — «родители уже помирились, стало тихо и светло, и вот уже посуда вся разбита, но теперь все хорошо». Я прочитал — и не смог сдержать улыбку. Такая искренность и точность! Это прекрасно.
Еще есть ученик, сейчас он в третьем классе. Я заметил его с первого дня. Когда мы слушаем музыку, я стараюсь обсудить с детьми их впечатления, расширить их словарный запас, добавить эпитеты, научить описывать чувства. Иногда задаю вопрос: «Что вы чувствуете?” Он отвечает: «Ностальгия». И вот этот мальчик всегда попадает в точку. Говорит именно то слово, которое я хотел сам предложить. Я поражаюсь: откуда он это чувствует? Звучит мрачная, печальная музыка — он говорит: «Это боль, потеря». И действительно, когда вспоминаешь историю создания произведения — все совпадает. Я восхищаюсь такими моментами.
Реакция детей на музыку может многое рассказать об их внутреннем состоянии и уровне пережитых травм. Например, если звучит эмоционально насыщенная музыка — грустная, трогательная, заставляющая переживать что-то важное — дети реагируют по-разному.
Есть дети без сильных травм. Они воспринимают музыку спокойно, могут описать свои ассоциации: грусть от разлуки с другом, переживание какого-то события — и все это находится в балансе. Музыка становится для них новым опытом восприятия, понятным и безопасным.
Есть дети, которым музыка кажется просто скучной или неинтересной. Она проходит мимо, не вовлекаясь, и это тоже особенность их восприятия.
Но бывают и особые случаи, редкие, но заметные: некоторые дети буквально «цепляются» за музыку. Она их захватывает, вдохновляет, словно открывает луч света или дарит ощущение надежды. Они могут не сразу точно выразить словами, что именно испытывают, но по их глазам видно, что музыка проникла в их внутренний мир, что они по-новому начинают воспринимать эмоции. Иногда такое переживание можно назвать маленьким моментом исцеления.
Часто оказывается, что эти дети сталкиваются с непростыми жизненными ситуациями или травмами, которые не соответствуют их возрасту. И музыка в таких случаях действительно может немного «спасти», дать возможность посмотреть на свои переживания иначе, отвлечь или смягчить внутреннюю боль.
Хотя такие случаи встречаются редко, но они показывают невероятную силу музыки в эмоциональной и психологической поддержке ребенка.
Помню, я включил детям послушать музыку — что-то простое, как у Людовико Эйнауди, точно название не помню. Я выбрал что-то доступное, мягкое, спокойное.
И вдруг дети начинают реагировать. Я вижу, что двое ребят сидят вместе и плачут. Еле сдерживаются, чтобы не расплакаться вслух. Я удивился: «Боже мой, что случилось? Мы же просто слушаем музыку!»
Они отвечают: «Просто музыка такая». Я спрашиваю, что именно их зацепило. «Просто музыка», — повторяют. Я зову их к себе, пытаюсь понять, может, что-то вспомнилось. Нет, просто музыка. Так прошло минут двадцать-тридцать — целый урок прошел, а они все еще были сильно тронуты. На перемене я попытался их успокоить, они подошли к своей учительнице — это был второй или третий класс. Через урок я снова спрашиваю у учительницы: «Ну как у них дела?» Учительница отвечает: «Да, до слез их довела музыка!»
Они плакали примерно 10 минут во время урока, затем еще на перемене около 10 минут, и потом постепенно успокоились, еще минут 5–10 приходили в себя.
Как такое сильное воздействие музыки получилось, я не знаю. Но этот случай запомнился как момент настоящего эмоционального отклика детей — музыкой они словно открылись, пережили что-то важное внутри себя.
Когда я показываю детям музыку, которая отличается от привычного, им иногда сложно сразу понять, что это музыка. Восьмиклассница как-то написала мне: «Это жуткий набор звуков, у меня кровь из ушей идет». Я ее понял и сказал: «Да, я абсолютно согласен, это действительно необычно». И вот такие реакции показывают, что восприятие детей становится шире: они учатся различать и воспринимать сложные музыкальные формы.
Часто проблемы связаны с усталостью, семейной ситуацией и вниманием. Сейчас многие дети много времени проводят в телефонах, а родители заняты работой. Это влияет на их вовлеченность. Но я стараюсь делать уроки интересными и интерактивными, чтобы они хотели участвовать, независимо от внешних обстоятельств.
Но когда учителю самому нравится, когда ему в целом самому интересно, когда он погружен в процесс, дети просто подключаются к этой атмосфере, к этому вайбу. И это происходит само собой. Потому что они просто вовлекаются, им это нравится. Даже когда я даю что-то сложное, необычное, они воспринимают это спокойно.
Какую музыку слушают дети
Иногда можно отойти от школьной программы. Мне хочется разнообразить программу. Классическая музыка, конечно, необходима, без нее никуда. Но иногда важно добавить что-то более близкое детям.
Вот, например, ребята предложили спеть песню «На большом воздушном шаре». Мы выучили ее, и потом половина школы пела ее на переменах с восторгом. Песня добрая, позитивная — почему бы нет? Это тоже нравственное воспитание. Иногда и свои композиции включаю.
Если текст добрый, в нем нет ничего дурного — почему нет? та же Песня «На большом воздушном шаре мандаринового цвета» Елки — солнечный, приятный образ, детям это близко.
Для меня особенная песня — «Некогда стареть учителям». Она советских времен, 70-х годов, композитор Чичков, слова Пляцковского. Когда я учился в колледже, мне задали выучить ее под собственный аккомпанемент. Начал играть и вдруг заплакал.
На фразе «Некогда стареть» каждый раз срывался. Я не понимал, почему. Потом осознал: ведь это правда жизни. Учитель работает десятилетиями, отдает все, что есть, и вдруг понимает — времени на себя не осталось.
Я даже обсуждал это с коллегами. Кто-то воспринимает песню как грустную, кто-то — как вдохновляющую, символ вечной молодости. Мне ближе первое: это боль и честность. Но, с другой стороны, действительно когда учитель любит свое дело, он будто моложе. не стареет, потому что живет на одной волне с детьми. Это дает энергию.
Мне нравится песня «Может, знает лес» — ее исполнял Николай Расторгуев, по-моему, из мультфильма. Очень добрая, светлая композиция. Или, например, песни из «Маша и Медведь» — особенно о дружбе: «Солнечные зайчики прыгают по лужам». Простая, добрая песня, о дружбе, о тепле. Детям это близко.
Но был и случай, когда в первом классе ребенок спросил: «А мы будем петь “Король и Шут”?» — я был в шоке. Хотя лучше уж это, чем что-то совсем нецензурное. Меня просили включать и «Инстасамку» или Моргенштерна (признан иноагентом) — это классика запросов первых лет моей работы, особенно когда я пришел в 2021 году. Я спокойно объясняю, что это не включим. И дети со временем понимают. В шестых–седьмых классах просят спеть «Я календарь переверну» или «Белая ночь опустилась, как облако». Интересно, что они выбирают старые, добрые песни. Например, «Зима-холода» Губина, «Музыка нас связала» — все это они знают и любят. При этом часто еще просят включать Цоя. Его любят до сих пор. Но в целом я сам сейчас редко слушаю песни — больше инструментальную музыку, поэтому мне тяжело ориентироваться в современной поп-культуре.
Главное — фильтровать контент. Иногда приходится идти на риск: разбираем музыку, наполнение, просто изучаем материал. Дети ведь все равно будут это слушать — пусть хотя бы в осознанной форме.
Я также иногда включаю детям и свои сочинения, но никогда не говорю, что это моя композиция. Мне интересно услышать их искреннюю реакцию. В основном они делятся интересными образами. Например, как-то я включил что-то своего, говоря об импрессионизме в музыке — и дети говорят: «У вас это скорее депрессионизм, а не импрессионизм». Я учитываю их мнение и даже шучу: «Депрессионизм, как вы и сказали». Я назвал «Депрессионизм» один из своих альбомов.
Мне важно научить слушать. Сейчас у детей восприятие клиповое — внимание постоянно перескакивает. Просто сидеть и слушать классику им скучно. Поэтому я стараюсь хотя бы на уроках показать им, что музыка — это не только одна песня.
Например, включаю Людовико Эйнауди — они узнают мелодию по Tik-Tok и удивляются: «Так вот это оттуда?» И вот уже начинают интересоваться: что такое виолончель, как выглядит рояль, музыкальный ансамбль. Постепенно кругозор расширяется.
Фото: Юлия Иванова
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ