Фото: pexels.com
В 2024 году спрос на репетиторов вырос на 60% за год, а их услуги подорожали на 16,5% по сравнению с 2023-м, по данным «Парламентской газеты». Средняя зарплата таких специалистов достигает более 95 тысяч рублей в месяц. Сколько родители тратят на услуги репетиторов? Мы обсудили эту тему анонимно и честно.
«Мы отдали за английский столько, что могли бы купить автомобиль»
Ксения, двое детей, платили репетитору от 1 000 до 3 000 за час на протяжении 10 лет:
— Репетитора по английскому для дочки мы взяли во втором классе. Предмет шел у нее тяжело. Мы с мужем много работаем, делать уроки с ребенком было некогда. Никаких мучительных поисков не вели. Знакомая, начинающий репетитор, набирала себе учеников и наша дочь стала ее первой подопечной.
Занимались два раза в неделю по часу у нас дома. Начинали с 1 000 рублей. Спустя 10 лет эти же уроки стоили уже 3 000 за час.
В какой-то момент репетитор убедила, что в любом деле нужно стремиться к цели. Делать вместе уроки хорошо, но недостаточно. Надо добавить что-то существенное, например, готовиться к сдаче сертификатов: PET, CAT, CAE, TOEFL… Дочка получила их все.
В 10-м классе занимались дважды в неделю: онлайн и оффлайн. На цене это никак не отражалось.
В 11-м классе дочь определилась с вузом и решила, что ЕГЭ по английскому сдавать не станет. Это стало поводом пересчитать потраченное на репетитора. Я поняла, что за английски мы отдали сумму, на которую можно купить автомобиль.
У дочери был и второй репетитор — 8 классе возникли сложности с химией. Дочка однажды пришла, рыдая: «Я ничего не понимаю из объяснений учителя». Тогда я решила поискать какую-нибудь аспирантку, которая быстро и за символические деньги поможет разобраться в предмете. Нашла в МГУ.
Репетитор влюбила моего ребенка в химию за 1000 рублей в час.
Год спустя репетитор сообщила, что преподавать больше не собирается. Это было ужасно грустно, ведь дочка решительно была настроена заниматься с ней дальше.
От знакомых я узнала про Казанский университет и один из сильнейших в стране факультетов по фундаментальной химии. Так что на Профи.ру искала преподавателей прицельно. С одной стороны, хотела крутого репетитора, с другой, чтобы его потянул наш семейный бюджет. Даже беглого взгляда оказалось достаточно, чтобы понять — вузовский преподаватель из региона берет за услуги меньше, чем студент из столицы. Занятия длились час, были онлайн, стоили 1500 рублей. За три года сумма не увеличилась ни на копейку.
Дочь прекрасно сдала ЕГЭ по химии и поступила на бюджет в РХТУ им. Менделеева. С репетитором они обменялись поздравлениями и благодарностями. Было приятно узнать, что моя дочь была одной из самых прилежных учениц этого преподавателя.
«Взяла репетитора в первом классе, чтобы не делать с ребенком домашку»
Лариса, дочь, платила репетиторам от 500 до 1000 рублей:
— Меня раздражает, что все вокруг носятся с репетиторами. Доходило до того, что знакомые нанимали педагога, чтобы сдать экзамен в первый класс. Мои объяснения — «вас не могут не взять», «все мы шли в первый класс нулевыми», «там нас научили писать, читать, рисовать…» — мимо. У некоторых знакомых было по пять репетиторов для дошкольников!
Помню воспитательница в детском саду на родительском собрании пыталась убедить, что английским нужно начинать заниматься чуть ли не с младенчества.
— Что дадут такие занятия раз в неделю по 45 минут? — спрашивала я.
— За год мы сумеем выучить с вашим ребенком весь алфавит, — отвечала она не без гордости.
— Прекрасно, — сказала я, — но есть подозрение, что алфавит моя дочь выучит быстрее, если сделает это в свое время.
Задачи идти на опережение у нас нет. Пусть ребенок ходит в детский сад и играет в игрушки.
Но первый «репетитор» все же у нас появился. В первом классе.
От школы с 35 ученикам, в которой оказалась дочь, я ничего сверхестественного не ждала. К тому же стало ясно, что дочери учеба дается непросто. Значит вариантов всего два: гнобить и заставлять, или ждать, когда проснется собственное желание учиться. Я убеждена, что оно должно идти изнутри. Только так обучение может стать эффективным.
Но была еще одна проблема. Я ращу дочь одна. Сил и времени заниматься домашними заданиями не было.
Для меня ситуация «я ору — она плачет» стала поводом прибегнуть к посторонней помощи.
Договорилась с учительницей, платила ей по 500 рублей, чтобы она задерживалась на час и делала с моим ребенком домашку.
Я глубоко убеждена, что английский язык — это дополнительная дверь в мир бизнеса, путешествий, развития, учебы. Когда дочь пошла в восьмой класс, я решила нанять ей репетитора по иностранному языку. Признаюсь, опыт оказался печальным.
Конечно, я пошла по рекомендациям. Нашим преподавателем была Татьяна Константиновна, по образованию учитель немецкого. Может, поэтому она и на английском говорила с характерным немецким акцентом. Моя дочь сильно жаловалась на нее. И было за что.
Сама я присутствовала на уроке всего раз. Помню, что в квартире педагога неприятно пахло, потому что у хозяйки было пять котов. А еще муж с алкогольной зависимостью, который ходил дома в одних семейных трусах. Но при этом репетитор брала недорого, 800 рублей в час.
Моя дочь отучилась у Татьяны Константиновны целый год. Расставшись на лето, они с педагогом больше не созвонились. Тогда я попыталась договориться с учительницей английского в школе. Но та предложила цену в 1500 рублей в час: «И это только за то, чтобы домашнюю работу с ней делать. ЕГЭ отдельно!» Мы не договорились.
В 10-м классе я все-таки нашла репетитора. Считаю, нам повезло, хотя дочь была недовольна. Она ходила заниматься к тете Рите, моей школьной учительнице английского и маме моей близкой подруги.
Тетя Рита жила в соседнем доме. Брала за занятие 1000 рублей. Это было великолепно. Правда, она была тем человеком, который из тебя душу вынет, а своего добьется. Страшно строгая. Все разложит по полочкам, во всем наведет порядок. Мне нравилось, что уроки у нее были в игровой манере, при этом планку требований она никогда не снижала.
Тетя Рита увлекалась настолько, что занятия из часового практически всегда превращалось в трехчасовое. Оплата при этом была фиксированная — 1000 рублей за урок. Она выкладывалась по максимуму, давала колоссальную домашку. Звонила мне и докладывала — где и в чем проблемы у моего ребенка. Накручивала меня: «Вот, она не сдаст ЕГЭ, а ты возложил на меня такую задачу, Ларочка».
Мне было тяжело сопротивляться, хватало таких же заявлений из школы. Там работали по принципу: «Мы дали вам задачу, разберитесь с ребенком и приходите, мы проверим». Помню, на собрании классный руководитель однажды сказал: «Родители, вы потеряли хватку!» Это было смешно, потому что вовлекаться в школьную жизнь ребенка еще больше я точно не была готова. А в дополнительные занятия — тем более. Меня подмывало тете Рите жестко сказать: «Вы репетитор, так что давайте сами, не впутывайте меня в это». Но с ней так нельзя. Она жесткий и довольно сложный человек, так что я пыталась аккуратно объяснить, где я могу помочь, а где — увольте.
Дочь моя выла, потому что хотела не английский учить, а с друзьями гулять: «Мама, я иду к ней последний раз!»
А я убеждала и мотивировала ее, как могла: «Смотри на меня. Ты же видишь, что мы много путешествуем. Замечаешь, как легко и на любые темы я говорю по-английски. Ты должна помнить, базу своего английского я получила не в МГИМО, а благодаря тете Рите. Надо потерпеть и постараться, моя хорошая!»
По всем остальным предметам репетиторов не было. Дочь штормило серьезно. Она металась между адвокатом и ветеринаром, например. Какие же ЕГЭ ей тогда нужны? В итоге выбрала маркетинг. Сдавала обществознание, английский и литературу. К ЕГЭ готовилась сама.
Поступила не благодаря, а вопреки школе. Не выигрывала олимпиад, но к моему удивлению сдала на высокий балл ДВИ (дополнительные вступительные испытания) в МГУ и поступила на социологический факультет. Не на бюджет, конечно, а на платное отделение. Первый год я платила за нее сама. Сейчас предложила взять образовательный кредит. Признаюсь, мне приятно, что дочь неплохо учится.
«Ради подготовки к ЕГЭ мы оформили кредит»
Алиса, двое сыновей, 70 000 рублей на курс по подготовке к ЕГЭ, от 500 до 1600 рублей на репетиторов:
— То, что сыну понадобится репетитор, я понимала с первого класса. Чтобы быть конкурентоспособным, надо знать больше, чем дают в школе. Да и сыновья у меня, увы, не вундеркинды.
У моей близкой подруги дети постарше. Она рассказывала, как сын поступил в ВШЭ благодаря курсу в онлайн-школе. Мы с мужем в девятом классе решили купить сыну большой пакет подготовки к ЕГЭ по всем предметам на этом ресурсе. Помню, что он стоил 70 тысяч рублей. Свободных денег у нас не было и мы взяли кредит. Это было колоссальной ошибкой.
Даже если берешь один предмет для подготовки, это уже огромная нагрузка для ребенка, если качественно заниматься. Сыну нужно было прорабатывать примерно все, чтобы сдать ОГЭ. Но и формат занятий ему не подошел.
Занимались в группе, а она была разношерстная. Дети никак не делились по уровню подготовки. Нужно было слушать лекцию, выполнять огромные домашние задания, или, если не успеваешь, разбирать все самостоятельно по записям. Не успел — твои проблемы. Организаторы курса не несут за тебя персональную ответственность. Их удовлетворяет, что некоторые дети получали больше 80 баллов за ЕГЭ, а что там с остальными — не так важно. Самостоятельно работать наш мальчик не умел, к тому же совершенно не успевал за ритмом.
В результате сын забросил все. Он приходил из школы и играл в компьютер сутки напролет. А мы целый год выплачивали кредит по 5 тысяч рублей в месяц. Это было полное фиаско.
Единственным предметом, который привлекал сына, была физика. Он попросил репетитора по ней, потому что больше ему ничего не хотелось изучать. Мы подумали, что надо пойти навстречу. Физику вел классный руководитель, его-то мы и попросили заниматься с нашим ребенком персонально. Это был единственный предмет, по которому у нашего сына были пятерки. …
Сразу скажу, что 9-ый класс выпал на пандемию. ОГЭ отменили и мой ребенок буквально кувыркался от радости из-за этой новости. Он был счастлив, а мы грустили, потому что вбухали кучу денег в подготовку, а выхлоп был нулевой.
Мой муж против репетиторов. Считает, что человек должен учиться бесплатно, пользоваться возможностями, которые представляет государство.
Я не во всем с ним согласна. К репетиторству отношусь хорошо, потому что понимаю, что стратегически бывает правильно нанять ребенку педагога. Первая попытка взять ребенку репетитора случилась у меня вообще в восьмом классе.
Преподавать математику в школу пришел институтский преподаватель. Давал домашку не из учебника, без привязки к параграфам. Считал, что объясняет все понятно, дети точно справятся. Мой сын не справлялся. Когда я начинала что-то ему растолковывать, пыталась выполнять с ним задания, выяснилось, что он просто еще не проходил какие-то базовые вещи.
На Профи.ру нашла репетитора, который жил в нашем в подъезде. Сын с тетрадкой спускался на два этажа ниже и занимался с учительницей. Уроки стоили символические деньги — 500 рублей занятие.
Неудачный опыт с онлайн-курсом и воспоминания об уроках математики дали мне понять, что моему ребенку нужен индивидуальный подход. В десятом классе, когда мы определились, что сын будет поступать в мед, я нашла репетитора по химии.
У меня было несколько критериев. Во-первых, большое число отзывов. Во-вторых, функционал и стоимость. В-третьих, значение имел возраст и пол. Я осознанно выбирала мужчину.
В младшей школе у сына была довольно токсичная преподавательница и у него сложилось ощущение, что взаимодействие с женщинами-педагогами это заведомо абьюзивные отношения. Я по опыту знала, какого бы возраста ни была учительница, это гарантированный провал. А нам нужен был результат. Пол, возраст, отзывы, цена: молодой преподаватель, хорошие отзывы, все по делу, без воды, плюсом современный подход к преподаванию — вот мои критерии к поиску репетитора. И я нашла такого.
Аспирант из Санкт-Петербурга за первый год занятий объяснил весь курс средней школы: седьмой, восьмой, девятый класс. С нуля довел до победы в перечневой олимпиаде. За второй год — они продвинулись настолько, что сын выиграл еще несколько перечневых олимпиад и полностью был готов к ЕГЭ.
В первый год он брал 1300 рублей за урок, на второй год, когда добавилась подготовка к ЕГЭ, цена выросла до 1600 рублей в час. Возможно, дело было в инфляции. Конечно, для нашей семьи это была существенная сумма, потому что химией ребенок занимался дважды в неделю. Но занятия проходили онлайн и я убедилась, что сыну комфортно заниматься на своей территории, не тратить время на дорогу и все это приносит зримый результат. Сразу скажу, что старший сын поступил в Первый мед без вступительных испытаний.
Когда пришло время заниматься с репетитором младшему сыну, я решила передать преподавателя по наследству. Однако выяснилось, что для второго ребенка питерский аспирант совершенно не подходит. Их отношения не сложились.
В итоге младшему сыну я нашла еще более крутого репетитора, преподавателя Томского университета, с огромным опытом и наработками. Что еще приятнее, по цене гораздо ниже.
Вообще, в какой-то момент я поняла, что вести поиски репетиторов нужно именно в регионах.
Там ниже цены по сравнению со столичными педагогами, и очень высокого класса специалисты.
Младший сын также выиграл перечную олимпиаду по химии в десятом классе, а затем и в одиннадцатом, хотя занимался с репетитором всего раз в неделю по полтора часа. Стоило это 1500 рублей. Думаю, успех связан еще и с тем, что преподаватель давал ему на самостоятельное изучение материал и задания, который потом разбирал на занятиях. Конечно, репетитор считал, что заниматься надо дважды в неделю. Для нашей семьи в 2024-м это было, увы, не по деньгам.
Химия была единственным предметом, которым оба сына занимались. Мы сделали ставку на химию и олимпиаду. При поступлении по БВИ важно было сдать химию на 75+ баллов. Остальные предметы — биология, математика, русский такой значимой роли уже не играли.
Конечно, я верю в школьное образование, но понимаю, что очень многое зависит от ребенка и его способностей. Младший сын, например, сдал ОГЭ без репетиторов на максимум. Он садился без напоминаний и подсказок и решал все варианты ОГЭ, а в 11-м классе — ЕГЭ. Он сидел и решал, решал, решал задания. Сдал ЕГЭ по химии, биологии, русскому и математике на 80+ и также, как старший брат, поступил в Первый мед.
Я допускаю, что есть дети, которые без репетиторов могут запрыгнуть в высшее образование. Однако, я понимаю, что мой старший ребенок выше головы своей не прыгнет. Ему очень была нужна помощь и поддержка. Сейчас он учится на третьем курсе. Он очень добросовестный парень. У него повышенная стипендия и он четко понимает, чего хочет получить на выходе. Но 10-11-й класс, первый курс вуза — это были годы страшного преодоления себя и без поддержки репетитора он точно не справился бы.
Я нисколько не жалею о потраченных на репетиторов деньгах. И убеждена, что именно педагоги помогли моим сыновьям освоить необходимые для учебы в серьезном вузе навыки. Уверена, что без этих знаний ни первый, ни второй сын не смогли бы учиться в меде. А ведь каждый день там нагрузка на грани невыносимого. Кроме того, на мой взгляд, даже выпускникам профильных школ нереально поступить в медицинский вуз без дополнительной подготовки и репетиторов. Во всяком случае, я таких детей пока не встречала.
Я готова платить за качественный человеческий контакт
Дарья, двое детей, 3000 рублей за урок и занятия дважды в неделю:
— Я убеждена, если ребенок проявляет какому-то предмету интерес, для него нужно брать репетитора. Его также важно брать, если ребенок не понимает предмет, не успевает по нему, получает плохие оценки.
Как только у младшей дочки появился искренний интерес к английскому языку, тут же у нее появился и репетитор. Причем она сама выбирала себе учителя, перепробовав занятия с несколькими. Занимается с репетитором уже два года, начиная с седьмого класса.
Что касается старшей дочери, то она была неуспешна в математике. Я быстро поняла, что она не может выстроить диалог с преподавателем так, чтобы взять от него максимум. Когда я заметила, что в средней школе ребенок откровенно проваливается по этому предмету, я тут же наняла ей педагога. Он помогал отрабатывать материал, разбираться в сложностях, выполнять домашнее задания. Репетитор занимался с ребенком весь седьмой и восьмой класс и это решило нашу проблему.
После ОГЭ появилась новая задача: куда мы хотим поступить. Дочери понадобились обществознание и история.
В ЕГЭ по обществознанию целый блок посвящен экономике. Дочь легко проходила гуманитарную часть. Но в логику экономических зада из-за проблем с математикой она не въезжала вообще. Мне было очевидно, что школа точно не заполнит тех пробелов, которые я обнаружила. А короткой беседы с школьным учителем оказалось достаточно, чтобы понять — полагаться на уровень, на котором преподают этот предмет в школе, нельзя.
Я начала искать репетитора в конце девятого класса. По опыту подруг знала, что к 1 сентября 10-го класса все крутые репетиторы будут уже заняты. Дочка учится в престижной столичной школе. Там-то мне и порекомендовали молодого и амбициозного эксперта ЕГЭ по обществознанию. Дочь с ним занималась два года и я довольна результатом.
Поставила перед репетитором задачу, чтобы он не начитывал лекционный курс, а шел в том темпе, который требуется моему ребенку.
Важно было убедиться, что дочь все понимает и усваивает.
Кроме того репетитор закрывал не только ЕГЭ, но и ДВИ (дополнительные вступительные испытания). Дочь моя планировала поступать на отделение связей с общественностью философского факультета МГУ. ДВИ был в приоритете. Репетитор сразу сказал, что ДВИ она напишет прекрасно, а вот ЕГЭ, с ее невнимательностью, скорее всего завалит, поэтому высоких результатов ждать не приходится. Ее максимум — 80 баллов, хотя скорее всего гарантированно возьмет 70, потому что наверняка допустит типичные для нее ошибки. Забегая вперед скажу, что она и правда сдала обществознание на 73 балла. Репетитор не ошибся.
Урок у репетитора стоил 3000 рублей. Занимались дважды в неделю плюс тест раз в три недели по ДВИ. По выходным проводил контрольные. Скидывал тему, обговаривал точное время проведения, требовал, чтобы я контролировала не списывает ли моя дочь. Проверял работу и разбирал все по косточкам на занятиях. Оплачивались занятия раз в месяц.
Если говорить о критериях выбора репетиторов, то мне было не жалко денег, мне было важно, чтобы контакт с педагогом приносил результат ребенку. Не только пользу академическую, психологическую, но и коучинговую.
Второй предмет для поступления — история. Я была уверена, что ребенок в материале, обладает необходимым багажом. Так что в школе она ходила на подготовку к ЕГЭ с одноклассниками к сильному преподавателю. Бесплатно. Я была уверена, что этого хватит. Но потом, для перестраховки все же взяла в 11-м классе групповые занятия онлайн. Это стоило 1500 рублей за полтора часа в неделю. Через какое-то время поняла, что групповые занятия не устраняют пробелов ребенка. В лекционном режиме она берет какой-то контент, но не усваивает его столь прочно, чтобы быть способной выдать на контрольном экзамене высокий результат. Последние три месяца перед ЕГЭ и финишной прямой она занималась с репетитором по истории индивидуально.
Репетиторы по ЕГЭ оказались для меня способом провести ревизию того, что ребенок знает, а также плотного заполнения пробелов. Считаю эксперимент удачным. Дочь поступила в этом году туда, куда мечтала. Правда на платное отделение.
И дело тут не в репетиторах и их качестве, а в чистой математике. Она справилась, поступила и счастлива учиться на философском факультете МГУ.
Фото: pexels.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ