Дети

«Остальные пусть учатся дома». Что будет, если главные вузы страны уменьшат наборы

Минута отдыха «Остальные пусть учатся дома». Что будет, если главные вузы страны уменьшат наборы Дети

Фото: freepik.com Абитуриенты со всей страны поступают в Москву, Санкт-Петербург и Казань. Что изменить, чтобы вузы в регионах России стали такими же популярными? Об этом пишет Анна Данилова, мама пятерых детей и главный редактор «Правмира».

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила сократить прием в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани: университеты этих городов собирают студентов «со всей страны», увеличивая прием на платные места. 

«Давайте поставим задачу в течение пяти лет <…> уменьшать наборы в высшие учебные заведения <…> набирать столько, сколько нужно по нужным специальностям — и не более того. Остальные пусть учатся у себя дома».  

Валентина Матвиенко также подчеркнула, что у части студентов из регионов не получилось после выпуска найти работу по специальности: «Вместо истории успеха, на которую рассчитывали родители, посылая из глубинки ребенка учиться в Москву, получалась история неудачников».

Проблема действительно есть. Когда в 2000-е годы вводился единый государственный экзамен, его главной целью и плюсом была именно образовательная мобильность — возможность легко поступить в лучшие вузы страны, без необходимости ехать в другой город и сдавать экзамены в нервной незнакомой обстановке — только по результатам обучения, а не по тому, в каком городе ты прописан.

Сейчас выпускники школ действительно выбирают самый лучший вуз, куда только могут пройти по баллам. Согласитесь, было бы странно, если бы они не хотели получить самое лучшее образование, которое им может предложить страна. У них нет одержимости мегаполисом, они выбирают место, где можно получить лучшее образование, слушать лекции лучших преподавателей, а затем получить высокие шансы на трудоустройство. Если бы такие возможности были в их родном городе, большинство бы остались там, где «и стены помогают».

В мировой рейтинг топовых вузов входит лишь несколько высших учебных заведений России. В первую сотню в 2024 году не вошел ни один вуз, МГУ входит в группу 101–150, Санкт-Петербургский — в группу 401–500, также среди 1000 лучших вузов мира — МФТИ, УрФУ, НИУ ВШЭ, Новосибирский государственный университет и Сколковский институт науки и технологий.

Пять из семи — в Москве, и конкурс в этих вузах и правда высочайший, в них лучшие условия, лаборатории, финансирование.

А теперь представим: если бы в каждом крупном регионе России были вузы, входящие в мировой топ.

А если бы эти «немосковские» вузы были бы еще выше в мировом рейтинге, а также в узнаваемости отечественными компаниями; если бы именно из этого вуза работодатели стремились бы заполучить выпускников; если бы в этих вузах были кафедры ведущих российских компаний, которые бы со второго курса вели студентов для того, чтобы потом вовремя пригласить самых лучших на работу. Очевидно, что в таком случае выпускники из Москвы стремились бы поступить в эти вузы, а те, кто родились в этих регионах, и не думали бы о переезде.

Не могу тут не вспомнить, как моя бабушка, выросшая в уральском селе Илек, поступила и с отличием окончила филологический факультет МГУ, защитила диссертацию, и как ликовала она, когда ее распределили в Пермский государственный университет заведовать кафедрой русского языка. О годах и работе в Перми (она вернулась в Москву, уже выйдя замуж) она всегда вспоминала как о самом большом профессиональном счастье своей жизни.

  • Минута отдыха «Остальные пусть учатся дома». Что будет, если главные вузы страны уменьшат наборы Дети

  • Минута отдыха «Остальные пусть учатся дома». Что будет, если главные вузы страны уменьшат наборы Дети

  • Именно такую ситуацию мы видим, например, в США или Великобритании — ведущие вузы мирового рейтинга рассредоточены по всей стране, и абитуриенты выбирают именно наиболее подходящие им исследовательские лаборатории. Также велика академическая мобильность внутри страны — ценнейшая возможность поработать с ведущими командами других вузов.

    Чтобы восстановить образовательный и академический баланс внутри страны, необходимо сосредоточиться не на ограничениях (которые могут породить свои сложности и лазейки для коррупции, липовых прописок), а на максимальной поддержке и развитии вузов всей страны: вкладываться в профессорско-преподавательский состав, поддержку лабораторий, гранты; создавать исследовательские центры в регионах; поддерживать академическую мобильность внутри страны; развивать и поддерживать науку; создавать конкурентоспособные образовательные центры по всей стране, воспитывая специалистов, которые будут настоящим профессиональным резервом и будущим всей страны. 

    Каждый новый такой сильный центр будет снимать нагрузку с московских вузов и привлекать тысячи новых студентов со всей страны, а возможно, и со всего мира.

    Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

    Источник

    Показать больше

    Статьи по Теме

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Проверьте также
    Закрыть
    Кнопка «Наверх»

    Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.